Что делать с ненужными БПЛА
25 марта 2024 года – примечательная дата для владельцев авиамоделей и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) различных типов. Это своего рода дедлайн, когда от любимых игрушек придется избавиться окончательно. Вступает в силу Указ Президента Республики Беларусь «О государственном учете и эксплуатации гражданских беспилотных летательных аппаратов»
№ 297 от 25.09.2023.
С момента публикации указа (25 сентября 2023 года) запрещается использование перечисленных устройств физлицами, но сохраняется право хранения, перевозки и перепродажи. А через полгода (25 марта 2024 года) вступает в силу полный запрет – физлица теряют право не только применять, но также производить, перевозить и хранить подобные летающие аппараты.
Еще летом прошлого года был введен запрет на использование БПЛА физлицами без предварительной регистрации и получения разрешения на их применение, не предусматривающий, впрочем, других ограничений – создавать, продавать и запускать авиамодели можно было без ограничений и каких-то дополнительных действий. Новый же указ, по сути, приравнял авиамодели к БПЛА. При этом, по определению, БПЛА – аппарат, контроль над которым может осуществляться удаленно с помощью различных каналов связи, в том числе устройство способно действовать автономно в рамках заложенной программы. Авиамодель же не может вести самостоятельный полет, а управление ей возможно только на небольшой дистанции, в пределах прямой видимости оператора.
Таким образом, теперь под запрет попадают фактически все летающие аппараты, включая игрушки на радиоуправлении (они классифицируются как авиамодели). Кроме использования, сентябрьский указ запрещает с 25 марта любое обращение с ними – нельзя производить, хранить, перевозить, покупать/продавать эти устройства, а также запчасти к ним. То же касается отправки/получения устройств и их компонентов по почте или транспортными компаниями.
Главный вопрос сейчас: что делать владельцам БПЛА и прочих «летающих игрушек», а также ИП и юрлицам, которые используют их в своей деятельности? Для вторых есть четкая инструкция – нужно обращаться в Департамент по авиации Министерства транспорта и коммуникаций, ставить все БПЛА на учет, получать разрешение на их применение и работать дальше. С физлицами сложнее – никаких государственных инициатив, вопреки планам, не появилось, а необходимость избавляться от внезапно ставших «вне закона» игрушек нужно.
Есть несколько вариантов действий:
• продать БПЛА в организацию, имеющую право на их эксплуатацию. Этот вариант позволяет «отбить» хотя бы часть стоимости аппарата, но проблема – в том, где такую организацию найти. Как правило, в промышленной эксплуатации находятся БПЛА средних и крупных размеров, а многочисленные китайские «коптеры с «Алиэкспресс» пригодны только для развлечения, но не выполнения бизнес-задач;
• передать БПЛА на нужды армии и военных – в отличие от частного бизнеса они найдут применение почти всему. Конечно, самолетик на радиоуправлении им вряд ли понадобится, но даже компактный БПЛА пригодится для обучения операторов. Сбором беспилотников занимается волонтерская организация «Крылья», связаться с которой можно, написав в Telegram-бот https://t.me/drone_belarus;
• если хотите, чтобы ваш коптер использовался в сугубо мирных целях, можете передать его в белорусский Красный Крест, где его будут применять для поиска потерявшихся людей, отслеживания обстановки при авариях и стихийных бедствиях (например, паводках);
• продать БПЛА в Россию. Там использование БПЛА регламентировано менее жестко, а значит, выложив свой коптер, например на Avito.ru, вы сможете успеть найти покупателя и отправить ему аппарат службой доставки;
• просто выкинуть. Жалко, но тоже вариант.
Долгое время в Беларуси не было жестких ограничений по использованию БПЛА, но время идет, все меняется, в том числе и внешняя обстановка, которая заставляет задуматься о безопасности использования этих безобидных, на первый взгляд, игрушек. Но из озвученных планов открытия госорганизации, которая будет принимать дроны на хранение (хоть она пока еще и не создана), можно сделать вывод, что запрет носит временный характер и является скорее ответом на актуальные события, а не попыткой совсем и навсегда запретить летающие игрушки. Будем ждать.
Александр МИХАЙЛОВ, «ТБ»