День «безумных восьмерок»

Как из-за ошибки машиниста сбежал поезд, который потом ловили всей Америкой

В фильмографии режиссера Андрея Кончаловского есть остросюжетный фильм «Поезд-беглец», снятый им в 1985 году. Действие картины разворачивается в поезде, мчащемся по заснеженным просторам Аляски. Машинисту неожиданно становится плохо, он выходит на площадку, чтобы отдышаться, но теряет сознание и падает с локомотива. Поезд продолжает двигаться на огромной скорости, и железнодорожники с полицейскими ломают голову, как остановить эту махину.

Первый «поезд-беглец» на улице Ренн в Париже
«Сбежавший» поезд проходит через городок Кентон
Джон Хосвельд с постером фильма «Неуправляемый»

Инцидентов типа «поезд-беглец» в современной истории известно немало. Самый первый из них случился еще в 1895 году, на заре железнодорожного транспорта. На Южном вокзале Парижа локомотив внезапно тронувшегося поезда пробил стену здания и выпал на улицу Ренн. Фото с места происшествия облетело тогда все газеты.

С тех пор не только утекло много воды, но и появилось немало устройств, не позволяющих поездам «сбегать». К примеру, на железных дорогах есть такая штука, как улавливающий тупик – путь, предназначенный для остановки состава, потерявшего управление тормозами. На участках со сложным профилем создаются крутые подъемы, которые заканчиваются упором, и ни один поезд, даже с подталкивающим локомотивом, их не осилит. Когда нет возможности сделать подъем, создают тупик, в который насыпают песок или гравий: попадая туда, поезд начинает ехать не по рельсам, а по насыпи и быстро останавливается.

Благодаря этому инциденты со «сбежавшими» поездами обычно не перерастают в нечто масштабное и ограничиваются пределами станций. Но из всякого правила бывают исключения. Лента Кончаловского предвосхитила крупный побег одного из поездов, случившийся 15 мая 2001 года на станции Стэнли в американском штате Огайо.

Роковая ошибка

Поезд CSX 8888 компании CSX Transportation состоял из 47 вагонов, 22 из которых были гружеными, а 25 порожними. Совершая маневры на станции, машинист заметил, что стрелка путей переведена не в ту сторону. Притормозив, он решил спрыгнуть с поезда, чтобы перевести ее и снова вернуться в кабину. Делать этого он не должен был, так как находился в кабине один, но желание исправить все по-быстрому взяло верх. И оно оказалось роковым.

Когда мужчина оказался на насыпи, машина вдруг начала набирать скорость. Он попытался вернуться в кабину, ухватившись за поручни, но те были мокрыми от дождя, и держаться за них было трудно. Протащившись по насыпи несколько метров, машинист разжал ладони и упал, а CSX 8888 отправился в самостоятельное путешествие.

Поезд, движущийся без машиниста, в любом случае представляет нешуточную опасность. Но CSX 8888 был опасен вдвойне: в его составе находились две цистерны с жидким фенолом – ядовитым компонентом красок и лаков. Крушение могло привести к разливу более 10 тыс. литров этого яда, что повлекло бы масштабную экологическую катастрофу.

За поездом началась настоящая погоня. Поначалу железнодорожники решили использовать переносные сбрасыватели – устройства для скидывания состава с рельсов: когда поезд шел через незаселенную местность, его можно было пустить под откос, минимизировав масштаб катастрофы. Но CSX 8888 несся с такой скоростью, что сбрасыватели просто выбивались им из-под колес.

Тогда полицейские попыталась выстрелить в кнопку аварийного отключения двигателя – при ее нажатии прекращается подача топлива, и двигатель выключается. Но это не помогло: простого попадания пули в кнопку было недостаточно: чтобы она сработала, ее надо держать нажатой 15–20 секунд.

Было также предпринято несколько попыток заскочить в поезд на ходу. Одна из них чуть не закончилась трагично. Полицейский вертолет спустил на крышу локомотива офицера спецназа, но тот не удержался и упал в кусты, растущие вдоль путей. Удивительно, но это падение он пережил, отделавшись лишь ссадинами  и сломанным ребром.

Еще одно чудо произошло в городе Мэрисвилл, куда CSX 8888 ворвался на скорости 93 км/ч. На трассе, пролегающей через город, имеется крутой поворот, поэтому разрешенная скорость там не более 65 км/ч. Бригады экстренных служб и сотрудники CSX Transportation собрались вокруг места возможного крушения, чтобы подготовиться к худшему, но беглец умудрился пройти поворот и не сойти с рельсов.

Однако расслабляться было рано: CSX 8888 продолжал нестись навстречу Колумбусу – столице штата Огайо, 15-му по численности населения городу США. В его пригороде был еще один опасный поворот – круче, чем те, с которыми поезд сталкивался до этого. Его бы на такой скорости он точно не прошел. Ситуация усугублялась еще и тем, что возле поворота располагался склад с химикатами. Казалось, катастрофы не избежать, но в тот день удача была на стороне американцев.

Догоним и притормозим!

Пока железнодорожники и полиция всячески пытались остановить CSX 8888, по одному с ним пути двигался поезд Q63615, который вели опытный машинист Джесси Ноултон и кондуктор Терри Форсон. На одном из разъездов диспетчер отправил их на боковой путь и приказал ждать, пока мимо них не проследует беглец. Когда CSX 8888 проскочил разъезд, Ноултон и Форсон перевели свой локомотив на главный путь и бросились вдогонку.

Вскоре им удалось настичь беглеца  и сцепиться с его последним вагоном. Все это происходило на скорости 82 км/ч. Когда сцепка состоялась, Ноултон осторожно, чтобы не повредить механизм, стал производить реостатное торможение – это когда энергия, вырабатываемая тяговыми двигателями, поглощается самим составом  в тормозных резисторах. Маневр сработал: скорость беглеца удалось снизить до 18 км/ч.

Когда CSX 8888 замедлился, в его локомотив на одном из переездов заскочил машинист Джон Хосвельд. Оказавшись в кабине, он отключил тягу, и неуправляемый поезд прекратил свой бег неподалеку от автоцентра COTA в Колумбусе. За два часа он преодолел расстояние в 106 км.

Происходящее транслировали в прямом эфире журналисты CNN, так что за погоней наблюдала вся Америка. Сбежавший CSX 8888 получил прозвище «безумные восьмерки». Ноултона, Форсона и Хосфельда прославляли как героев. Они щедро раздавали интервью и даже встретились с президентом Джорджем Бушем.

Если бы не они, в США могла бы разыграться настоящая трагедия, а так были ранены лишь несколько человек, включая горе-машиниста, получившего травмы после падения. Кстати, позже было установлено, что бегство поезда стало результатом его ошибки: прежде чем выйти из локомотива, он нажал на газ вместо тормоза.

В 2010 году на основе этого происшествия был снят остросюжетный фильм «Неуправляемый». Режиссер Тони Скотт сохранил канву реальных событий, добавив лишь кроху отсебятины – для вящей зрелищности и драматичности. Ну а Ноултон и Хосфельд во время съемок были наняты им в качестве технических консультантов.

Подготовил Леонард КАПЛЕНКО

Добавить комментарий