В ходе рейдовой работы сотрудники Транспортной инспекции ежедневно выявляют массу нарушений: грубых и не очень. Кто-то отправляется в рейс на стертой резине или без аптечки, кто-то «забывает» пройти предрейсовый медицинский осмотр или сознательно садится за руль автомобиля, не прошедшего гостехосмотр. Учитывая, что Транспортная инспекция контролирует работу коммерческого транспорта, как правило, к ответственности привлекаются не только водители, но и должностные лица предприятий, ответственные за соблюдение транспортной дисциплины. Решения о наложении штрафных санкций в отношении предприятий и индивидуальных предпринимателей принимаются в Экономическом суде.
Недавно сотрудники филиала Транспортной инспекции по Витебской области воочию убедились, чем руководствуются судьи при вынесении решений. Здесь состоялось открытое заседание, на котором рассматривалось административное дело в отношении индивидуального предпринимателя.
Было бы здоровье…
Эта история, как обычно бывает, начиналась за здравие. Индивидуальный предприниматель из агрогородка Новка получил долгожданный заказ. С этим нынче непросто: перевозчиков много, а стоящей работы нет. Тем более для ИП, с которыми серьезные компании не спешат заключать контракты. Они предпочитают работать с солидными предприятиями, которые имеют репутацию надежных перевозчиков.
В данном случае заказчику перевозки срочно требовалось доставить 10 тонн томатов в Санкт-Петербург. Груз скоропортящийся, а потому долго размышлять нельзя. Олег Григорьевич с радостью согласился на все условия, загрузил машину и стал готовиться к дальней дороге. Но, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает…
Перед выездом в рейс водитель почувствовал недомогание, но отказываться от выполнения заказа не хотелось. Тем более что машина уже загружена. На семейном совете решили, что поедет сын. Благо у него для этих целей имелись водительские права соответствующей категории, а закон не запрещает индивидуальным предпринимателям привлекать для осуществления заявленной деятельности близких родственников.
В Санкт-Петербург сын доехал без особых проблем. Груз разгрузили по нужному адресу. Дорога домой на пустой машине казалась делом пустяковым. Но в Городокском районе автомобиль индивидуального предпринимателя был остановлен сотрудниками Транспортной инспекции для проверки документов. Тут-то и выяснилось, что водитель отправился в рейс без прохождения обязательного в таких случаях предрейсового медицинского освидетельствования.
Естественно, инспекторы не могли пройти мимо такого грубого нарушения законодательства при осуществлении транспортной деятельности. Медицинское освидетельствование водителя перед выездом в рейс – это не прихоть проверяющих. И не только проверка водителя на трезвость. Я могу даже по памяти привести не одну трагедию, причиной которой стало недомогание водителя. Обязательность процедуры прохождения медицинского освидетельствования вносит определенный порядок в регулирование этой сферы и подразумевает санкции за игнорирование прописных истин.
Водителю, как и полагается, прямо на дороге инспектором был выписан штраф. А учитывая, что международная перевозка грузов – лицензионный вид деятельности, на индивидуального предпринимателя за нарушения требований и условий осуществления предпринимательской деятельности был составлен протокол по части 1 статьи 12. 7, который и был направлен в Экономический суд Витебской области. Санкции по этой статье Административного кодекса предусматривают для индивидуальных предпринимателей штраф в размере от 10 до 200 базовых величин. Как видите, разбежка существенная. И дело суда – разобраться, сколько придется заплатить человеку.
Судья строг, но справедлив
Процесс вела заместитель председателя Экономического суда по Витебской области Наталья Стефанович. Все действия фиксировались секретарем суда Ольгой Пискуновой. Процедура не отличалась от той, что проводится в здании суда. Больше было только слушателей.
Сотрудники филиала Транспортной инспекции по Витебской области увидели, какие доказательства являются основополагающими в судебном процессе, поняли, как важно все досконально фиксировать и документировать, и попытались войти в положение обвиняемого. В общем, это был интересный во всех отношениях процесс, который в дальнейшем снимет массу вопросов и поможет более грамотно организовать работу.
На дороге каждое нарушение выглядит однозначно. Нарушил режим труда и отдыха, то есть превысил время пребывания за рулем, значит, виноват. А вдруг у водителя не было возможности сделать перерыв в движении на трассе?.. Или часы остановились?.. А может, непосредственный начальник приказал двигаться без остановок?.. Суд учитывает мотивы, побудившие водителя нарушить требования законодательства.
Вот и в этот раз судья задавала много вопросов, которые на первый взгляд к делу не относились. Наталья Леонидовна интересовалась:
– Кем работает ваша супруга? Сколько рейсов вы выполняете в месяц и какой имеете доход? Какая часть дохода идет на обслуживание и ремонт автомобиля? Во сколько обходится прохождение гостехосмотра и когда вы его проходили в последний раз? Какие налоги и в каком объеме индивидуальный предприниматель уплачивает в бюджет?
Из ответов ИП вырисовывалась общая ситуация. Он своей вины не отрицал. Согласился, что не досмотрел за сыном, который отправился в рейс без прохождения медицинского освидетельствования. Сам является законопослушным налогоплательщиком и все лицензионные требования старается выполнять. А еще он пояснил, что сын к такой работе привлекается очень редко. В случаях безвыходных ситуаций. Как сейчас.
– За всем трудно уследить. Замотался, весь на нервах. Да и здоровье подкачало, – оправдывался он.
Но таким оправданиям можно было верить. Кроме слов под присягой, индивидуальный предприниматель в качестве доказательства представил ряд справок и документов.
Судья вынесла свой вердикт: штраф в размере 10 базовых величин. А после того как индивидуальный предприниматель написал соответствующее заявление, ему суд предоставил рассрочку по уплате штрафа на полгода.
Курица или яйцо?
В этом решении суда виден и государственный подход. Что бы получило государство, наказав индивидуального предпринимателя по полной программе: штрафом в 200 базовых величин? Скорее всего, ничего. В лучшем случае индивидуальный предприниматель вынужден был бы продать автомобиль – источник заработка. А потом стал бы либо безработным, либо социальным иждивенцем. В нашем случае у него остался шанс продолжить свое дело. Он получил урок на всю жизнь – как бы ни было трудно, нужно следить за соблюдением всех установленных требований.
После заседания суда состоялся круг-лый стол с участием работников филиала Транспортной инспекции по Витебской области и представителей Экономического суда.
– К каким выводам вы пришли, участвуя в этом судебном заседании? – интересуюсь у заместителя начальника филиала Транспортной инспекции по Витебской области Виктора Гончарова.
– Наши специалисты при выполнении своей работы обязаны требовать исполнения законодательства. Тем самым мы защищаем интересы государства, – говорит он. – Главное в работе контролера – быть грамотным, качественно рассматривать вопросы, входящие в его компетенцию, и самому не допускать нарушений. Для этого у нас есть регламентирующие документы. Так, при приеме на работу новый сотрудник вступает в должность после определенной месячной подготовки, потом постоянно учится. Дело в том, что процесс законотворчества постоянный и необходимо следить за всеми изменениями. Специалисты Транспортной инспекции устанавливают сам факт нарушения, доказывают свою правоту, документируют нарушение. А суд исследует все обстоятельства. В том числе и личность нарушителя. Мы изучаем только технические и организационные вопросы, а они – личность и мотивы. Это заседание было интересно как нашим сотрудникам, так и судье.
По мнению Натальи Стефанович, большинство нарушений совершаются законопослушными людьми в силу незнаний закона или обстоятельств непреодолимой силы. В таком случае она придерживается минимальной планки. Но если видно, что человек сознательно нарушает, поскольку считает, что так ему удобнее, плюет на закон, то и наказание будет соответствующее.
Кроме того, судья учитывает не только личность нарушителя, но и его семейное положение. Ведь в результате наложенных санкций могут пострадать и другие: дети, супруга, родители ИП. Применяя жесткие меры, надо всегда понимать, чем они обернутся как для фигурантов дела, так и для государства.
В рамках круглого стола также обсуждались проблемы доказывания и сбора доказательств по делам об административных правонарушениях, вопросы применения дополнительного административного взыскания, рассмотрения судами жалоб на постановления органов, ведущих административный процесс, по делам об административных правонарушениях.
Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»