За лобовым – дорога

Славгородский район Могилевской области – это историческая артерия, так называемый Екатерининский тракт, который и раньше, и сегодня соединяет Республику Беларусь с Российской Федерацией. Ныне здесь проживает чуть больше 13 тысяч человек. А 30 лет назад этих мест непосредственно коснулась чернобыльская трагедия, которая негативно повлияла на все сферы деятельности. В округе – отселенные и захороненные деревни, ликвидированные хозяйства. Уехало из загрязненных земель более 7 тысяч человек.

Главным автотранспортным предприятием района является филиал «Автомобильный парк № 21» ОАО «Могилевоблавтотранс». Это небольшой, компактный парк, на балансе которого – 14 автобусов, обслуживающих 14 пригородных и один междугородный маршрут, а также 12 грузовых автомобилей, преимущественно МАЗов грузоподъемностью 20 тонн. Кроме того, в структуру автопарка входят диагностическая станция, построенная в 2011 году, и автостанция. Численность коллектива – 50 человек.

Главный инженер предприятия Александр Демьянков рассказал о деятельности предприятия, но заострил свое внимание на ключевом моменте – работе по безопасности дорожного движения:

– Сегодня авария с участием общественного транспорта все чаще становится привычной картиной. Водители не соблюдают Правил дорожного движения, превышают скорость, выезжают на встречную полосу. Часто во время движения не только собирают деньги за проезд, но и обилечивают, отсчитывают сдачу, разговаривают по телефону…

На автопредприятиях Беларуси На автопредприятиях Беларуси На автопредприятиях Беларуси

В нашем филиале основные требования к работе водителей – профессиональное мастерство и дисциплина. Многие работают в автопарке десятки лет, знают свое дело, преданы ему. Работа у них непростая, особенно у водителей. Некоторые постоянно находятся в командировках, неделями не бывают дома. А это нелегко. В основном так работают водители большегрузов. Вот и сегодня три грузовых автомобиля задействованы на строительстве автомобильной дороги М-11 Москва – Санкт-Петербург в районе Великого Новгорода. Однако и у водителей автобусов хлеб нелегкий. Ответственность за жизни и здоровье людей, которых они перевозят, на них лежит огромнейшая. Но справляются. И работают, замечу, с энтузиазмом, слаженно и ответственно. Не зря, видно, говорят: управлять машиной на дороге – это не работа, а призвание. У настоящего водителя есть внутреннее чутье, умение чувствовать автомобиль. У нас работают именно такие специалисты, и каждый вносит свой вклад в общий результат.

В коллективе сложился прекрасный тандем: ветераны и молодежь. У первых есть чему поучиться, а вторые перенимают лучший опыт.

– В любом трудовом коллективе есть работники, о которых руководство отзывается c гордостью и большим уважением. Кто они?

– Один из них – Петр Шалаев. Он пришел в парк 40 лет назад и является лучшим водителем. За свою трудовую деятельность не совершил ни одного дорожно-транспортного происшествия и не допустил нарушений ПДД. Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь был награжден нагрудными знаками трех степеней «За работу без аварий». Не отстают от него и Юрий Кравцов, Алексей Ярошенко и Александр Романов, которые надежно работают в автопарке. Считаю, что главным фактором стабильной и устойчивой работы является безопасность дорожного движения, которая у нас – на первом месте.

– Какая работа проводится на предприятии по обеспечению безопасности дорожного движения?

– Именно водители общественного транспорта отвечают за безопасность большого количества пассажиров. Ведь если в аварии с участием легкового автомобиля пострадавших – единицы, то в дорожно-транспортном происшествии с участием автобуса количество жертв может исчисляться десятками. К сожалению, далеко не все перевозчики с должным вниманием относятся к выполнению требований по обеспечению безопасности при перевозке пассажиров.

В филиале в числе мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий важное место занимают агитационно-пропагандистская работа, обучение и повышение квалификации водительского состава, контроль за техническим состоянием транспортных средств, повышение качества обслуживания и ремонта автомобилей, изучение причин происшествий.

Работает класс по безопасности дорожного движения, оборудованный средствами наглядной агитации, стендами и компьютером. С каждым водителем индивидуально проводятся занятия по 10-часовой программе техминимума и предрейсовые инструктажи. Все ежегодно сдают теоретический экзамен, а после отпуска в обязательном порядке – зачет по Правилам дорожного движения.

В парке ежедневно осуществляется предрейсовый медицинский осмотр, который проводится медиком из районной больницы. Кроме того, приобретен современный алкотестер для контроля физического состояния работников предприятия.

Мы уделяем особое внимание техническому состоянию подвижного состава: все автобусы проходят регулярный техосмотр и предрейсовый контроль технического состояния перед выездом на линию, а также техобслуживание.

Не последней причиной в совершении ДТП является именно неудовлетворительное техсостояние транспортного средства. И какой бы хорошей ни была техника, она требует соответствующего ухода. За автобусом нужно следить постоянно. Ведь неисправность рулевого управления, тормозной системы, светового оборудования может привести к трагическим последствиям. Дорога ошибок не прощает.

На действующей диагностической станции созданы все условия для прохождения техосмотра легковых и грузовых автомобилей, установлено самое современное оборудование, что позволяет проводить качественный осмотр автотранспортных средств. Работает и современный моечный комплекс для автомобилей. Пропускная способность станции – более 30 машин за смену.

Вождение автомобиля – малоподвижный вид работы, здесь необходимы высокая внимательность, наблюдательность и способность концентрироваться. Именно поэтому очень важно, чтобы водители транспорта перед выходом в рейс достаточно много времени уделили отдыху, а также строго соблюдали продолжительность управления автотранспортом, не превышая установленной дневной нормы.

Водитель также обязан знать и выполнять Правила перевозки пассажиров и грузов. Ведь за стеклом – дорога, там тоже жизнь кипит. Поэтому все свои действия нужно делать своевременно и учитывать все.

Вера ОБРАЗЦОВА, «ДТП»