Не опять, а снова… Подделки

С 20 по 30 ноября по всей стране сотрудники УП «Белтехосмотр», Транспортной инспекции Минтранса и ГАИ проводят совместные рейды в рамках традиционной осенней декады «Гостехосмотр». Основные цели – усиление контроля за своевременным прохождением гостехосмотра транспортных средств и привлечение внимания автовладельцев к вопросам поддержания автомобилей в технически исправном состоянии. В первый день декады ранним утром в рейд с представителями контролирующих организаций в Витебске направился и наш корреспондент.

Совместный рейд Совместный рейд Совместный рейд Совместный рейд

Первый остановленный – без техосмотра

Уже в 8 часов утра автомобили ГАИ и Транспортной инспекции стояли на технической площадке на улице Гагарина в Витебске, что напротив ОАО «Керамика». Это место удобно тем, что в городских условиях есть возможность безопасно остановить сразу несколько автомобилей, не создавая препятствий для других участников движения. А еще это въезд в центральную часть города со стороны поселков Руба, Сураж и других населенных пунктов, а также с международной трассы М8 Граница Российской Федерации – Витебск – Гомель – граница Украины.

Такие акции всегда проводятся открыто. Интернет и радиостанции уже успели предупредить автолюбителей.

«В настоящее время составлен план совместных рейдов, согласованы маршруты патрулирования. Группы, в состав которых войдут представители ГАИ, Транспортной инспекции и УП «Белтехосмотр», будут в первую очередь обращать внимание на автомобили, эксплуатирующиеся без разрешительной наклейки на ветровом стекле. Также будут проверяться транспортные средства, имеющие явные несоответствия по внешнему виду. Особое внимание будет уделяться шинам автотранспорта. Автовладельцам, использующим летнюю резину, будет настоятельно рекомендоваться заменить шины на соответствующие сезону и погодным условиям, не дожидаясь 1 декабря. К лицам, эксплуатирующим транспортные средства без своевременно пройденного гостехосмотра, будут применяться штрафные санкции, размер которых составляет от одной до трех базовых величин при первом в течение года нарушении и от двух до пяти – при повторном.

Самое пристальное внимание уделят контролю за подлинностью отметок в документах о прохождении гостехосмотра. Причина – автовладельцы стали чаще проходить техосмотр нелегально, что подразумевает проставление в документах фальшивой отметки. Стоит заметить, что за подделку либо использование поддельных документов, штампов, печатей предусмотрена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы», – сообщала почти каждая радиостанция.

Но эффект неожиданности все же был. Первым остановленным нашей группой автомобилем стал грузовой МАN, принадлежащий одной из коммерческих фирм.

– Да, машина не проходила гостехосмотра и почти не использовалась в последнее время. Но шеф сказал, что срочно нужно доставить груз, поэтому садись и езжай. Проскочишь. Не проскочил! – разводил руками водитель.

– С вашим шефом мы тоже пообщаемся, – предупредил ведущий специалист контроля транспортной деятельности филиала Транспортной инспекции по Витебской области Николай Набздоров.

Транспортная инспекция копает вглубь

– Мы осуществляем контроль за транспортными средствами юридических лиц, осуществляющих перевозку грузов и пассажиров, – поясняет Николай Васильевич. – И вполне успешно. Могу констатировать: за последние три года заметно снизилось количество нарушений на пассажирском транспорте. Такие случаи единичны. Люди, выполняющие пассажирские перевозки, понимают, что за эксплуатацию подвижного состава без прохождения гостехосмотра можно лишиться лицензии, а значит, и работы. Чаще нарушения выявляются при осуществлении внутриреспубликанских грузоперевозок. Если водитель на линию выехал на автомобиле с непройденным или просроченным гостехосмотром, то составляется акт в том числе и на ответственное лицо, осуществляющее выпуск на линию. Иногда бывает, что гостехосмотр пройден, а механик не проследил, как работают фары или не обратил внимания на изношенную шину. Часто к концу срока действия сертификата о прохождении гостехосмотра мы видим на машинах облупившуюся краску и проблемы с закрыванием дверей. В таком случае тоже составляются акты, руководителю предприятия даются предписания для устранения нарушения.

– Одним из основных факторов обеспечения безопасной перевозки пассажиров и грузов является выпуск на линию исправного подвижного состава, – говорит заместитель начальника филиала Транспортной инспекции по Витебской области Виктор Гончаров. – В ходе контрольных мероприятий мы отслеживаем весь комплекс работ, связанных с выпуском на линию транспортных средств. Чтобы меньше аварий было на дорогах и перевозки становились безопасными, проверяются регистрационные документы, своевременное прохождение гостехосмотра, отметки медика и механика в путевых листах. Производится визуальный осмотр транспортных средств на предмет отсутствия неисправностей, с которыми запрещена эксплуатация. В этом году мы провели уже более 1700 проверок на линии. Установили свыше 260 фактов эксплуатации транспортных средств без прохождения гостехосмотра и более 230 автомобилей с неисправностями, при которых запрещена эксплуатация. Это, как правило, нерабочие световые приборы, трещины на лобовом стекле в зоне действия щеток стеклоочистителя со стороны водителя, стертые шины. Проверяем санитарное состояние техники, наличие в транспортных средствах аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки, упора.

По каждому факту выявления транспортного средства без прохождения гостехосмотра на линии проводится дополнительная проверка. За это нарушение привлечено к ответственности 121 должностное лицо.

Без наклейки и на старых машинах

Как и было заявлено, сотрудники ГАИ в первую очередь останавливали автомобили без наклеек о прохождении гостехосмотра на лобовом стекле. Но, как выяснилось, ее отсутствие вовсе не означает, что автомобиль не прошел процедуры.

Симпатичная девушка, которую остановили по этой причине, даже засмущалась:

– Если бы знала, что меня будут фотографировать, машину на мойку бы загнала и себя в порядок привела.

– Вы хорошо выглядите и так, а то, что машина не совсем чистая, то все видят, какая слякоть на дороге. Какие могут быть претензии? – успокоил ее госавтоинспектор МО ГАИ УВД Витебского облисполкома Юрий Филипенко. – А вот наклейку стоило бы приклеить. Чтобы реже останавливали…

– Ее потом трудно смывать. Проще возить с собой, – высказывала свое мнение девушка.– И не беда, если лишний раз остановят и проверят документы. У меня всегда все в порядке.

И она не одинока в своем нежелании. Мужчина в солидном автомобиле говорил, что наклейка частично закрывает видимость и создает лично ему неудобства. Утверждает, что однажды из-за этого чуть не попал в ДТП.

– Конечно, нам бы было удобнее работать, если бы каждый водитель, прошедший гостехосмотр автомобиля, помещал наклейку на лобовое стекло, – говорит Юрий Филипенко. – Но ответственности за ее отсутствие нет. Какие могут быть претензии? Хорошо, что человек соблюдает главное требование – вовремя проходит гостехосмотр и платит государственную пошлину.

Особое внимание сотрудники Госавтоинспекции обращали также на автомобили, которые сошли с конвейера еще в девяностых годах прошлого столетия. «Фольксвагены», «Мазды» и «Ауди» тех лет доказали свою надежность, выглядели ухоженными, а их владельцы гордо демонстрировали сертификат о прохождении гостехосмотра.

– Моя машина всегда проходит сама, – с гордостью говорил владелец «Ауди-100». – Надежная тачка! Конечно, я сам слежу за состоянием автомобиля. Если вижу недостатки, сразу устраняю их. А гостехосмотр – это пустяк, были бы деньги! Заезжаю на любую диагностическую станцию, и машина проходит гостехосмотр с первого раза.

Денег нет!

Увы, среди автовладельцев есть немало и тех, кто считает прохождение гостехосмотра никому не нужной процедурой. Об этом косвенно свидетельствует снижение числа разрешений, что выдаются на диагностических станциях. Особое неприятие вызывает необходимость уплаты госпошлины.

– Это обдираловка да и только! – уверенно заявил мужчина, у которого не было отметки о прохождении гостехосмотра на автомобиль «Ивеко». – Я работаю с утра до ночи в качестве индивидуального предпринимателя, а себе даже колбасы не всегда могу позволить купить. С моей машиной все в порядке. Нет денег на госпошлину. Это не копейки – 3 млн рублей (неденоминированных). Их же заработать надо, да еще вычесть все обязательные расходы.

– Те, у кого нет денег на автомобиль, ездят на общественном транспорте. А если нет денег на билет на трамвай, ходят пешком, – пытались объяснить простые вещи сотрудники контролирующих органов. – Закон, даже если он плохой, не обсуждается. Его следует неукоснительно соблюдать. И при этом через соответствующие инстанции добиваться корректировки. Парадоксально то, что далеко не самые состоятельные люди – пенсионеры – находят деньги на ремонт и обслуживание автомобилей с представлением их на инструментальный и документальный контроль, а отдельные индивидуальные предприниматели и владельцы новых дорогих машин заявляют, что у них денег на уплату пошлины нет.

Разговоров о справедливости уплаты пошлины в тот день было немало. Многие водители считают, что дорожный сбор не стоит привязывать к процедуре прохождения гостехосмотра, тогда и на диагностические станции люди поедут охотнее. Были предложения разбивать этот сбор на полгода: не ездишь зимой – не платишь. Только проконтролировать потом, кто когда ездит, будет практически невозможно.

Машина сгнила

А вот пожилая женщина на ВАЗ-21150 на диагностическую станцию явится, видимо, не скоро.

– Вы не боитесь ездить на таком автомобиле? Он теоретически может в дороге развалиться, – поинтересовался сотрудник Госавтоинспекции. – Да и в случае ДТП шансов выжить у вас будет мало.

Женщина плакала. Говорила, что машина принадлежала сыну, а он умер. Другой возможности добраться до города у нее нет.

ВАЗ-21150 2004 года выпуска едва ли не весь сгнил. При желании его можно было проткнуть пальцем. Примечательно, что машина с момента постановки на учет ни разу не заезжала на диагностическую станцию.

– Сейчас совсем «убитых» машин на улицах города практически не видно, – говорит ведущий специалист УП «Белтехосмотр» Витебской области Дмитрий Пантелей. – Да и раньше таких немного было. Плохо, что не заезжают на диагностические станции нормальные машины. А старые, если их не ремонтировать, сами исключат себя из дорожного движения.

Штамп с явными признаками

– Что-то поддельных штампов не видно, – поделился Дмитрий Пантелей. – Неужели нам удалось справиться с этой проблемой?

Говорил и сам не верил сказанному.

Ближе к обеду сотрудники ГАИ остановили автомобиль «Сузуки-Балено». При проверке документов, в частности сертификата о прохождении гостехосмотра, у Дмитрия Пантелея вызвала сомнение подлинность штампа на лицевой стороне сертификата. Поле с изображением контура автомобиля имело неравномерное сгущение, цифры внутри не были закрашены. Разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении тоже имело отличия от оригинального. Микротекст размыт, на обратной стороне защитный слой разрезан вертикально. Вскоре все подозрения подтвердились. Водитель предъявил подделку, похожую на настоящей штамп. Слово «похожая» имеет здесь ключевое значение. Любой специалист системы УП «Белтехосмотр» легко отличит настоящие штампы от поддельных. В этом и заключается необходимость личного присутствия на дороге в ходе таких акций сотрудников УП «Белтехосмотр».

После проверки по данным электронной базы стало окончательно понятно: фальшивка.

Владелец «Сузуки-Балено» держался уверенно. Утверждал, что даже не подозревал о подделке документов. Дескать, когда пришло время проходить гостехосмотр, он передал деньги и ключи от автомобиля наглядно знакомому мужчине, который за него и прошел процедуру.

– Откуда я знаю, как так вышло! Может, этот товарищ деньги себе в карман положил, а мне в сертификате какую-то «липу» нарисовал, – возмущался водитель.

Мужчину доставили в Октябрьский РОВД города Витебска для проведения дальнейшего разбирательства.

Всего в ходе рейда было выялено 9 фактов эксплуатации транспортных средств без прохождения гостехосмотра.

Когда автомобиль неисправен

Гостехосмотр – важнейший фактор обеспечения безопасности дорожного движения. По закону все транспортные средства, находящиеся на территории Республики Беларусь, подлежат государственному техническому осмотру на специализированных диагностических станциях. Контрольно-разрешительная процедура выявляет соответствие материальной части транспортных средств нормативно-правовым требованиям и техническим нормам, пресекает правонарушения, дает добро на допуск ТС к участию в дорожном движении.

Как сообщил на совещании, где подводились итоги работы системы государственного технического осмотра транспортных средств в Витебской области за 9 месяцев 2016 года, старший госавтоинспектор УГАИ УВД Витебского облисполкома Андрей Закревский, по причине технической неисправности в Витебской области зарегистрировано 8 ДТП. В них один человек погиб и 14 получили ранения.

В январе этого года в Городокском районе за пределы дороги вылетел и перевернулся легковой автомобиль. В результате ДТП один человек погиб и двое получили ранения. Как показала экспертиза, водитель автомобиля неправильно выбрал скорость – 120 километров в час, а шины были изношенные. Правда, машина принадлежала гражданину Молдовы, поэтому в Беларуси не могли предотвратить данное происшествие.

Еще одно серьезное ДТП произошло 7 апреля на пересечении Московского проспекта и улицы Терешковой в Витебске, когда в остановившуюся на красный свет маршрутку врезался грузовой автомобиль, принадлежащий Витебской бройлерной птицефабрике. Тогда пять пассажиров получили травмы различной степени тяжести. Как было установлено, в процессе эксплуатации транспортного средства произошел прорыв тормозного шланга.

Всего в Витебской области за управление автомобилем без гостехосмотра в этом году привлечено к ответственности около 30 тысяч водителей.

Геннадий Закржевский, «ДТП»