Юрий Костюк: «После отмены лицензирования число нарушений увеличилось в разы»

25 января Президент страны подписал Указ № 32 «Об автомобильных перевозках пассажиров». Сообщалось, что новые нормы документа направлены на обеспечение безопасности, создание условий для добросовестной конкуренции, повышение качества услуг и дальнейшее совершенствование правоотношений в этой сфере деятельности.

Указом предусмотрено создание государственного реестра автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, в который будут включать информацию обо всех перевозчиках, их транспорте, а также водителях и диспетчерах такси. Оператором реестра станет Транспортная инспекция.

О том, какие изменения ждут в ближайшем будущем всех участников рынка нерегулярных перевозок в Беларуси, «ТБ» рассказал первый заместитель начальника Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Юрий Костюк.

– Какова необходимость принятия этого указа?

– Первое, в ходе контрольной деятельности мы заметили, что существенно увеличилось количество нарушений в сфере пассажирских перевозок автомобилями-такси. До отмены лицензирования на каждое проверенное транспортное средство выявлялось 0,03 нарушения. Сегодня данный показатель увеличился в десятки раз. Это говорит о том, что отмена определенных требований к перевозке пассажиров, а также ответственности за их несоблюдение привела к росту нарушений, связанных с массовым ущемлением прав пассажиров, нанесением им ущерба, пренебрежением требованиями безопасности перевозок.

Есть еще ряд вопросов, которые не могут оставаться вне нашего внимания. К примеру, мы в обязательном порядке должны говорить, что договор на перевозку пассажиров автомобилями-такси – публичный. А что такое публичный договор? Это – договор, где права и обязанности сторон вытекают из законодательства страны. И если в нем есть пробелы, пассажиры остаются наедине с нарушениями. Они не должны страдать от того, что законодательно не прописаны те или иные нормы.

Сегодня имеются случаи, когда права у пассажира есть только на бумаге. Чтобы количество нарушений не росло, а потребитель услуг не страдал, потребовалось дополнительное регулирование рынка.

В указе заложена и профилактическая направленность. Любой субъект хозяйственной деятельности может работать спокойно, без каких-либо серьезных изменений в своей деятельности, если он и до этого соблюдал определенные требования. Иное дело, если бизнес строился на массовом нарушении законодательства. Такой перевозчик вынужден будет скорректировать свое отношение к делу, убрать недочеты.

Реестр: тютелька в тютельку

– В чем главное отличие создаваемого реестра автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении от системы лицензирования пассажирских перевозок, которая существовала ранее?

– Лицензирование отставало от жизни. Развиваются современные коммуникационные технологии, и они заметно упрощают работу. Мы живем в XXI веке, и глупо не использовать те возможности, которые ускоряют жизнь.

Лицензирование – это, по большому счету, право, которое подтверждается выдачей лицензии. И никакое технологическое программное обеспечение не контролирует выполнение лицензионных требований. Всю контрольную работу приходилось осуществлять исключительно в ручном режиме.

В нашем же случае реестр даст возможность контролировать данные процессы в автоматическом режиме. Позволит выдавать информацию тем, кто выполняет заказы, сопоставлять сведения о принятых и переданных заказах с информацией о наличии гостехосмотра, страховок, документов об обучении водителя, проверять иные факторы. Это освободит руки сотрудников контролирующих органов.

Впрочем, только жизнь покажет, как будут развиваться события. Не исключено, что каждый пассажир сможет зайти на ресурс и убедиться, что автомобиль с водителем, которого ему направили, – в реестре, а значит, и с машиной все в порядке, и водитель перед выездом в рейс прошел медицинское обследование. Очень часто у пассажира имеются сомнения при вызове транспортного средства. Он не уверен, что к нему приедет водитель, который за его деньги может оказать качественную услугу.

– Создание реестра – это белорусская новелла в транспортном законодательстве?

– Я бы так не сказал. В сентябре прошлого года в РФ был также введен реестр нерегулярных перевозчиков. Но мы не копируем слепо российский опыт. В Беларуси имеются свои особенности. К тому же мы уже учли ряд ошибок, которые там были выявлены в ходе повседневной работы.

– Создать государственный информационный ресурс поручено Транспортной инспекции. Из указа следует, что включать в него будут таксистов. Как это будет осуществляться? Например, мне уже давно не удается найти информацию о количестве таксистов в различных городах страны.  Они по заявительному принципу регистрируются в разных исполкомах, единой базы нет…

– Порядок формирования реестра будет определяться постановлением Совмина. Но, насколько мне известно, заявительный принцип сохранится. То есть если юрлицо (предприятие или индивидуальный предприниматель), а также их транспортные средства, задействованные при перевозке пассажиров, соответствуют законодательству, проблем, чтобы попасть в реестр, у них не возникнет.

Если же транспортное средство не соответствует требованиям законодательства, то, естественно, перевозчик должен исправлять ситуацию или отказываться от этой деятельности.

Привет «Яндексу»

– Пункт 2.4 указа гласит, что иностранное юридическое лицо, иностранная организация, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, вправе оказывать услуги диспетчера автоперевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, диспетчера такси только в случае создания ими на территории Беларуси юридического лица, основным видом деятельности которого является оказание соответствующих услуг,

– Сколько на рынке такси агрегаторов, нам не важно – их количество не является статичным. К тому же по белорусскому законодательству нет такого понятия, как агрегатор. Слово взято из законодательства России, и на территории нашей страны применять его не совсем корректно. В Беларуси есть исключительно диспетчеры перевозок автомобилями-такси.

Этот пункт очень своевременный и необходимый для нашего рынка перевозок, потому как тот же пассажир, который получал некачественную услугу от диспетчера, не мог добиться за границей защиты своих прав. Да и как пассажир может воздействовать на диспетчера, если он присоединился к договору в интернете? Каждый диспетчер обязан зарегистрироваться на территории нашей страны, а у руководителя компании-диспетчера в Беларуси и его сотрудников должны быть конкретные имена и фамилии. Не поедет же пассажир в Нидерланды подавать в суд на диспетчера, который принял и выдал заказ на территории Беларуси.

Имелась серьезная проблема между различными участниками рынка перевозок. Диспетчер за рубежом фактически не был обременен какими-то обязательствами. С одной стороны, многое было прописано в законодательстве, но не было обременено нормами и требованиями.

Подпункт 2.4 указа вводит такие требования. Любой диспетчер должен находиться на территории нашей страны. На него распространятся права субъектности, и в случае нарушений прав потребителя диспетчер будет отвечать перед пассажирами на основании белорусского законодательства. В том числе это может быть ответственность в суде.

Поверьте, данная норма нужна даже не столько контролирующим органам, сколько водителям и пассажирам. Все должны осознавать, что надо нести определенную ответственность за свои действия на рынке пассажирских перевозок.

– «Яндекс.Такси» будет регистрировать свой офис в Беларуси?

– Чем «Яндекс.Такси» сегодня отличается от любого другого диспетчера? Есть законодательство, есть принятое решение. Все субъекты хозяйствования его обязаны выполнять.

«Яндекс-такси» давно работает на рынке Беларуси, обязанность диспетчера передавать заказы водителям давно предусмотрена. Тот же «Яндекс» с помощью реестра будет видеть, кому можно передавать заказы. Реестр в том числе позволит любому диспетчеру строить свою работу с перевозчиками и водителями.

Раньше эти нормы тоже были заложены в законодательстве, но физически для осуществления этой обязанности необходимо было предпринимать какие-то сложные манипуляции. Сегодня диспетчер увидит реестр, состояние автомобилей и сможет передавать заказы только тем перевозчикам, которые работают в соответствии с законодательством. Оснований для «Яндекса» уходить с рынка нет.

Фрахт фрахту рознь

– В пункте 2.6 указа прописано, что основаниями для отказа во включении в реестр сведений, внесении в них изменений являются несоответствие транспортных средств, водителей требованиям, установленным законодательством в области транспортной деятельности. Как это практически будет осуществляться? Где будут проверять транспортные средства? Хватит ли сил?

– Реестр должен иметь такой рабочий алгоритм, чтобы мы обходились без участия человека. Сегодня не составляет проблем по госномеру сверить транспортное средство с базой данных гостехосмотра или базой данных Бюро по транспортному страхованию. Если автомобиль не прошел техосмотр, то на нем не только людей возить нельзя, ему вообще из гаража выезжать недопустимо.

Физически вокруг машины никто ходить не будет. Все будет происходить в автоматическом режиме. Кстати, если у владельца транспортного средства будет заканчиваться срок действия разрешения на участие в дорожном движении, реестр сообщит об этом заранее перевозчику и водителю.

Сегодня сам перевозчик обязан контролировать сроки проведения гостехосмотра, и нередко мы сталкиваемся с ситуацией, когда нарушения допущены неумышленно. Просто человек из-за своей невнимательности пропустил установленные сроки. Реестр будет уведомлять всех участников рынка об окончании сроков действия тех либо иных документов. Это позволит исключить неумышленные правонарушения. Останутся только те, которые осуществлены осознанно.

– Отдельно в указе есть норма о том, что перевозка не допускается на основании договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем (субаренды), арендатором по которому выступает физлицо. Это сделано для борьбы с серыми схемами при перевозке автомобилями-такси?

– Абсолютно верно. Несколько лет назад некоторыми дельцами была предпринята попытка обойти законодательство осуществлением притворной деятельности. Диспетчеры перевозок, в том числе на своих сайтах в интернете, распространяли информацию, что занимаются не перевозками автомобилем-такси, а арендой транспортных средств с экипажем.

Транспортная инспекция тогда очень серьезно включилась в работу, и мы на территории страны не нашли ни одного чистого факта аренды автомобиля с экипажем. Осуществлялись таксомоторные перевозки.

Все эти факты были доказаны в судах, и нам удалось прекратить эту незаконную деятельность. Такая схема заранее строилась на обмане и признавалась притворной.

К чему это могло привести? Как известно, на перевозчика такси возлагаются определенные обязанности. Он отвечает и за пассажира, и за все аспекты перевозки. В случае аренды автомобиля с экипажем по закону пассажир автоматически превращался в лицо, которое само отвечает за используемое им транспортное средство. А если ДТП?

В связи с этим пришлось конкретизировать для всех участников рынка случаи, когда допускается аренда автомобиля с экипажем. Если, допустим, его требуется арендовать для проведения свадьбы или организации траурной процессии, то заключается договор фрахтования транспортного средства, и такая поездка осуществляется в рамках индивидуального договора.

– А как быть компаниям, которые предоставляют автомобили в аренду физическим лицам?

– Для них ничего не изменилось. Любой человек может взять в аренду машину для собственных нужд без экипажа и ехать по своим делам.

Беседовал Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»

Добавить комментарий