Юрий КОСТЮК: «Нарушение требований по неосторожности не освобождает от ответственности»

Контроль за соблюдением водителями режима труда и отдыха как важная составляющая обеспечения безопасности перевозок – одна из многих задач, стоящих перед Транспортной инспекцией. Как сотрудники главного контролирующего органа Минтранса проверяют водителей-международников на дорогах Беларуси и какими нормами законодательства регламентируется деятельность этой категории работников автотранспортных компаний, «ТБ» рассказал первый заместитель начальника Транспортной инспекции Юрий Костюк.

На вопросы корреспондента «ТБ» ответил первый заместитель начальника Транспортной инспекции. 

– Юрий Константинович, какой режим труда и отдыха водителя-международника можно считать оптимальным?

– У водителя-международника нет привязки к 24-часовому периоду, к какому-то распорядку работы. У него есть временные графики. В течение одних суток он сможет отработать целую смену, сделать ежедневный отдых и приступить ко второй смене – скажем, в два или три часа ночи.

Режим труда и отдыха такого водителя регламентирован требованиями ЕСТР. Это Европейское соглашение, касающееся работы экипажей автомобильных транспортных средств, выполняющих международные перевозки. Согласно документу, водитель должен иметь на протяжении суток ежедневный непрерывный отдых не менее 11 часов. Допускается до трех раз в неделю сокращать его до 9 часов. Как правило, водители используют для отдыха либо 11, либо 9 часов.

Специальное устройство – тахограф, предназначено для учета режима труда и отдыха водителя при выполнении международных перевозок пассажиров или грузов. Порядок использования устройства и требования к нему также регламентированы международным законодательством.

– Какие меры применяются к водителю, который не соблюдает требования режима труда и отдыха?

– Следует понимать, что есть нарушения, классифицированные законодательством как административные правонарушения, за которые предусмотрена ответственность. Так, согласно Кодексу Республики Беларусь «Об административных правонарушениях», если международная автоперевозка осуществляется без тахографа либо без использования регистрационных листов (это носитель информации, аналог тахографа, куда вносятся сведения о режиме труда и отдыха водителя), административная ответственность за такое нарушение предусмотрена в размере от 30 до 50 базовых величин.

Поясню, что сам по себе тахограф не содержит информацию, он должен быть оснащен внешним носителем. Устройства могут быть аналоговыми и цифровыми, отличия между ними заключаются в способах хранения данных. В аналоговом информация сохраняется в виде тахограммы, в цифровом – на карточке водителя.

За нарушение требований законодательства к использованию контрольного устройства, которое может повлечь искажение данных о труде и отдыхе, штраф составляет 5–10 базовых. Если водитель сознательно нарушил нормы по количеству часов отдыха при выполнении перевозки, ему придется заплатить от 5 до 25 базовых величин.

Все сведения о перевозке, согласно ЕСТР, автомобильный перевозчик должен хранить на предприятии. Если нарушаются предусмотренные законодательством сроки перенесения информации с контрольного устройства (мы говорим в данном случае о цифровом тахографе) или с карточки водителя в программно-технические средства либо сроки хранения информации режима труда и отдыха обычной тахограммы с аналоговых носителей, тогда на ответственное лицо налагается штраф в размере от двух до пяти базовых величин.

– Что проверяют представители Транспортной инспекции у водителей большегрузов во время рейдов?

– Проверяются многие требования: соблюдение законодательства Республики Беларусь, в том числе ПДД, международных договоров и соглашений в области транспортной деятельности и дорожного движения, к которым страна присоединилась, наличие необходимых документов у водителя, соблюдение весогабаритных параметров транспортного средства.

Сегодня, к примеру, есть ограничения, которые Беларусь вынужденно ввела в ответ на действия некоторых государств, поэтому проверяется в том числе право данного перевозчика передвигаться по территории нашей страны, есть ли ограничительные меры в отношении его.

– Назовите наиболее частые нарушения, которые выявляют инспекторы на наших дорогах?

– Прежде всего это – нарушение требований законодательства при организации и выполнении автомобильных перевозок, в том числе необеспечение контроля технического состояния транспортного средства перед выездом на линию, несоблюдение сроков допуска ТС к участию в дорожном движении, отсутствие отметки о проведении медицинского (приборного) контроля водителя перед рейсом. Также нарушение требований законодательства по учету данных о режиме труда и отдыха; привлечение к перевозкам водителей с несоответствующим уровнем подготовки, который установлен законодательством; нарушение порядка участия в дорожном движении тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств и другие.

– Как отслеживается ситуация по нарушению режима труда и отдыха  водителями, вынужденными стоять часами и даже сутками при пересечении границы?

– Здесь потребуются некоторые пояснения. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь «Об административных правонарушениях» административным нарушением является виновное противоправное деяние. Первый признак этой статьи – виновность некоего лица в противоправных деяниях и требование установления его виновности. Эти нормы заложены в уголовном и административном кодексах как Беларуси, так и других стран.

Виновность может быть умышленной (лицо осознанно допустило нарушение) и по неосторожности. Наличие умысла обязательно для административного правонарушения только в тех случаях, когда это требование предусмотрено статьей. К примеру, дача заведомо ложных показаний. При этом наличие умысла за нарушение режима труда и отдыха в соответствии с кодексом необязательно. Лицо будет признано виновным, даже если оно допустило нарушение по неосторожности.

Например, если водитель, управляя транспортным средством, двигался в сторону границы в то время, как до конца рабочей смены ему оставались час или два работы, и понимал, что за этот промежуток границу без нарушения режима труда и отдыха ему не пересечь. Поэтому он обязан был остановиться на отдых. Тем более что все международники пользуются рациями, у них есть свои каналы, любой водитель беспрепятственно может уточнить, сколько до границы.

В любом случае уставший водитель, простоявший в многокилометровой очереди, без отдыха, на дороге будет представлять серьезную опасность. Ведь даже Правилами дорожного движения запрещено управлять транспортным средством в утомленном состоянии.

К сожалению, за свою 18-летнюю службу в Транспортной инспекции в моей практике было немало случаев, когда приходилось останавливать большегрузный транспорт, за рулем которого был, мягко говоря, очень уставший человек.

Пользуясь случаем, хочу призвать всех водителей и не только международников:  берегите себя и тех, кто находится с вами рядом. Оценивайте реально свое состояние, ведь ценнее жизни и здоровья ничего нет.

Беседовала Татьяна КОНЮХ, «ТБ»

Добавить комментарий