Про наушники, желтую линию и почему нельзя прислоняться к дверям в вагоне метро
В мировой практике есть такое понятие, как пассажирский этикет. И если бы существовали рейтинги по данной теме, без сомнений, Минский метрополитен выглядел бы в них очень достойно. Абсолютное большинство пассажиров белорусской подземки не нарушают общественный порядок, доброжелательны, принимают правила перевозок, лояльно относятся к действиям сотрудников службы безопасности метро, в том числе при досмотровых мероприятиях. Ценят чистоту, которую сотни работников подземки круглосуточно поддерживают на станциях. Поэтому значительная часть требований метрополитена по отношению к пассажирам отличается демократичностью и носит рекомендательный характер.
Сегодня расскажем о самых распространенных вопросах, связанных с правилами поведения в метро, которые задают представителям подземки во время встреч в трудовых коллективах и учреждениях образования.
Кому мешают наушники?
Нередко спрашивают, почему в метро запрещено перемещаться, слушая музыку в наушниках. Во-первых, это не строгий запрет, а настоятельная рекомендация, за нарушение которой вас никто не оштрафует и не накажет. Главное – донести до каждого смысл, почему нежелательно это делать.
Во-вторых, мы не советуем пассажирам быть в наушниках, когда они находятся на платформе. (Скажем, в салоне вагона это не возбраняется.) Человек может увлечься прослушиванием музыкального произведения и не услышать прибытия поезда на станцию. А если при этом пассажир стоит близко к краю платформы да еще спиной к составу, запросто может получить травму.
Например, удар по затылку зеркалом поезда может привести к нежелательным последствиям. И такие случаи, к сожалению, были. Ведь зеркало немного выступает за габариты кабины машиниста. В том числе и поэтому пассажирам запрещено заходить за желтую линию на краю платформы. (Кстати, у новых поездов производства завода ЗАО «Штадлер Минск», которые уже курсируют по Автозаводской линии, традиционных наружных зеркал нет. Они – электронные, изображение подается машинисту с камер видеонаблюдения.)
В-третьих, в наушниках пассажир может не услышать оперативные сообщения дежурного по станции. Например, просьбу покинуть метро и воспользоваться наземным транспортом. Так бывает, когда в связи с обнаружением подозрительного бесхозного предмета приходится срочно эвакуировать людей для их же безопасности. Ведь только саперно-пиротехническая группа, которую вызывают в таких случаях, может определить степень угрозы. Поэтому при эвакуации важна каждая секунда. Так сказать, береженого Бог бережет.
Почему нельзя прислоняться к дверям?
Это – один из наиболее часто задаваемых вопросов. Дескать, неужели возможно, что двери вагона откроются на ходу? Отвечаю, что волноваться не стоит – за время работы Минского метрополитена подобного случая даже старожилы не припомнят. В вагоне есть несколько степеней защиты от такого несанкционированного случая. И тем не менее техника есть техника, поэтому лучше перестраховаться.
К тому же в нашей подземке имеется станция «Первомайская», где выход пассажиров из вагона осуществляется не с привычной всем стороны, а с противоположной. Приведу простой пример. Представьте, что в часы пик в достаточно плотно заполненном поезде метро едет мечтательный молодой человек, который не знает особенности данной станции. Он слушает громкую музыку в наушниках (что не запрещено в вагоне), прислонившись к противоположным дверям, которые, по его убеждению, не должны открываться.
Конечно же, он не слышит заблаговременного объявления в поезде, что на станции «Первомайской» выход производится на правую сторону. В момент, когда «неожиданно» двери открываются, меломан может запросто упасть на бетонный пол платформы и получить травму. Как в знаменитой гайдаевской комедии «Бриллиантовая рука»: упал, очнулся, гипс. Такая поездка радости никому не принесет. Вот поэтому лучше к дверям поезда не прислоняться. Ради вашей же безопасности и сохранения здоровья.
Кстати, позволю себе несколько слов о необычной истории строительства станции «Первомайская». Изначально планировалось, что она, как и ряд других станционных комплексов, будет оформлена по типовому проекту: сборная железобетонная конструкция с двумя рядами колонн на платформе. Однако в ее местоположении сыграло решающую роль соседство с водной системой, что не позволяло воплотить типовой проект. «Первомайская» стала уникальной в Минске двухуровневой конструкцией, где на верхнем этаже располагаются вестибюли, кассы и вход в метро, а на нижнем – непосредственно линия движения поездов. Как раз именно поэтому это – единственная станция с выходом из поездов «не в ту сторону».
Чем рискуем, когда идем по эскалатору?
Иногда меня спрашивают, почему нельзя ходить по эскалатору во время его движения. Мол, некоторые пренебрегают этим правилом, и с ними ничего не случается. Так может рассуждать человек, которому неведома упрямая статистика. Именно падение на эскалаторе – одно из самых распространенных происшествий с участием пассажиров. Причем травмы бывают очень серьезные, даже связанные с угрозой жизни.
Особенно опасно, когда человек спускается по движущемуся эскалатору и не держится за поручень. Стоит только «спринтеру» оступиться, и на его тело действует сразу две составляющие ускорения. Полет недолгий, а травма обеспечена, вплоть до госпитализации. Да еще если «бегун» в падении заденет кого-то из пожилых пассажиров, то может травмировать и их. Поверьте, такое иногда случается.
Еще один важный момент: минское метро неглубокого залегания (в отличие, скажем, от Петербургского метрополитена, глубина которого одна из самых больших в мире). Поэтому у нас небольшие эскалаторы (самый длинный – на станции «Юбилейная площадь»). Даже очень прыткий пассажир сэкономит не более восьми секунд во время такого «забега». (Проверено специалистами электромеханической службы при подъеме вверх.) Это не те цифры, ради которых стоит торопиться, подвергать риску себя и других пассажиров.
Можно ли сесть на «специальное» место?
В вагонах поездов минского метро на стеклах над некоторыми сиденьями размещены наклейки с пиктограммами, обозначающими места для инвалидов, пожилых людей, беременных и женщин с детьми. Такие места расположены в начале и конце каждого вагона электропоезда. В соответствии с пунктом 76 главы 6 Правил перевозок пассажиров метрополитеном, утвержденных соответствующим постановлением Совета Министров Республики Беларусь, пассажир обязан уступать специально обозначенные места для сидения пассажирам с детьми дошкольного возраста, беременным женщинам, инвалидам и престарелым гражданам.
В этой связи некоторые пассажиры спрашивают, можно ли садиться на такие места, если в салоне вагона нет указанных категорий лиц.
Здесь ответ достаточно простой: сесть на данное сиденье может любой человек. При этом нужно понимать, если в вагон вошел пассажир преклонного возраста, или человек с ограниченными возможностями, или беременная, или женщина с малолетним ребенком, нужно уступить место. При этом лично я ни разу не видел, чтобы кто-то игнорировал данное правило. Почтительное отношение к таким категориям лиц в нашей стране воспитывается с детства. В целом же наши пассажиры достаточно уважительно относятся друг к другу, и уровень культуры поведения весьма высокий.