9 марта во двор жителя деревни Туминичи Оршанского района «прилетел» автомобиль. Водитель «Лады» не справился с управлением на закруглении дороги Орша – Коханово, легковушка снесла забор из сетки-рабицы и лишь каким-то чудом не врезалась в дом. 28-летний таксист погиб. Он работал в одной из фирм, сотрудничающей с «Яндекс. Такси».
Российский сервис «Яндекс. Такси» пришел в Витебск относительно недавно. И на этапе его становления можно было только радоваться, как организация решает вопросы повышения качества обслуживания пассажиров. С сервисом сотрудничали в основном компании, которые имели в своем распоряжении не менее 20 машин. Все автомобили-такси были оборудованы и оформлены согласно требованиям белорусского законодательства. Водители получили дополнительных клиентов.
К «Яндекс. Такси» возникали вопросы разве что у бывалых таксистов. Они были недовольны тем, как агрегатор сбивает цены на поездки, которые, по их мнению, уже и тогда находились на низком уровне. К тому же в Витебске уже развернули бурную деятельность такие крупные сервисы заказов, как «Максим» и «7220». Городские власти вопросы конкуренции среди сервисов по вызову такси и таксомоторных компаний мало интересовали. С одной стороны, это рынок, где выживает сильнейший. С другой – острая конкурентная борьба приводит к падению уровня цен, а это рядовому пассажиру только в радость.
Что в сфере перевозок автомобилями-такси нужно наводить порядок, очевидно давно. Особенно остро этот вопрос встал после того, как водители «Яндекс. Такси» в разных городах страны начали проводить совместные акции, которые они именовали забастовками.
Ни в Витебске, ни в Орше, ни в других городах пассажиры даже не ощутили недостатка в машинах-такси, когда водители «Яндекса» пытались качать права. Из этого несложно сделать вывод: если этот сервис и прекратит работу совсем, ничего существенного на рынке такси не произойдет.
Тем не менее на те «забастовки» стоит обратить внимание хотя бы потому, что водители говорили об условиях труда, в которых им приходится работать.
– Хочется, чтобы услуги нашего сервиса устраивали пассажиров, чтобы они им были доступны, но в то же самое время и у таксистов должны быть нормальные заработки. Нам каждые полтора или два месяца урезают доплаты то на 5, то на 12, то на 20 рублей. И происходит это в каждом городе, – рассказывал в Витебске водитель такси, представившийся Андреем. Он на своем личном авто, работая через сервис заказов «Яндекс. Такси», в среднем зарабатывает в месяц 1000 рублей.
– Красиво звучит, да? Из них рублей 300 уходит на топливо. И на расходники – рублей 150, и это еще по минимуму. То есть на руки мне остается полтысячи, а то и меньше. Получается так, что «Яндекс. Такси» заставляет нас не вылезать из машины, работать больше и больше. Где гарантия, что такой уставший водитель не совершит ДТП? – вопрошает Андрей.
– Чтобы заработать на жизнь, таксисты вынуждены по 10-12 часов находится за рулем, что небезопасно как для них самих, так и для пассажиров, – вторит Андрею его коллега.
Случай в Оршанском районе доказывает это.
Сотрудники филиала Транспортной инспекции по Витебской области контролируют работу автомобилей-такси в ежедневном режиме, и их выводы тоже неутешительны.
– Мы наблюдаем тенденцию увеличения различных нарушений среди водителей такси, – говорит заместитель начальника управления контроля автомобильного транспорта филиала Транспортной инспекции по Витебской области Василий Исаков. – В январе нами выявлено 78 нарушений, в феврале – 84, за десять дней марта – 34. При этом мы ориентируем своих сотрудников, чтобы они по мелочам не придирались к водителям или перевозчикам. За малозначительные нарушения вообще никого не привлекаем. Если видим, что отсутствует визитная карточка водителя, не указаны тарифы или отклеилась желтая полоса, то выносится устное замечание. Мы должны демонстрировать доброжелательность, вежливость и действовать в рамках законодательства Республики Беларусь. Иное дело, если автомобиль-такси работает без прохождения государственного технического осмотра (в этом году выявлено 13 таких случаев) или без таксометра. По результатам проверок в этом году нами составлено 44 акта за серьезные нарушения, 70 человек привлечены к административной ответственности.
Кроме выполнения контрольных мероприятий в городах, сотрудники Транспортной инспекции постоянно реагируют и на жалобы пассажиров.
Так, недавно в инспекцию с заявлением обратилась жительница Витебска, которая через приложение «Яндекс. Такси» вызвала машину к подъезду своего дома. Первое, что ее обескуражило, когда она вышла на улицу, отсутствие авто с шашечками и желтыми полосами. Только спустя какое-то время она поняла, что автомобилем-такси является «Лада-Гранта» без какой-либо символики на борту. Женщина собиралась ехать с ребенком, а потому сразу задумалась: а вдруг кто-то перехватил ее заказ и увезет неизвестно куда? Но, учитывая, что за отказ от поездки сервис взымает плату, а ехать нужно было срочно, витебчанка села в машину. За рулем находился парнишка, на вид которому не дашь и двадцати лет. Вчерашний школьник. Какие-либо другие атрибуты в салоне отсутствовали. Не было ни визитной карточки водителя, ни таксометра, ни кассового суммирующего аппарата. Информации о перевозчике, диспетчере и водителе тоже не прилагалось.
– А сколько вам лет? А как вы получили право работать в службе такси? А проходили ли вы медицинский контроль перед выездом на линию? – задавала вполне обоснованные вопросы женщина.
Парень растерялся и начал куда-то звонить:
– Что мне делать? У меня тут что-то странное спрашивают. Я устраивался к вам, чтобы людей возить, а не на какие-то вопросы отвечать.
Расследование показало, что данный водитель действительно не имел права возить людей. Во-первых, ему не исполнилось 20 лет. Во-вторых, он не прошел обучение, имел только водительские права категории В. В-третьих, не были соблюдены все остальные требования, относящиеся к автомобилю-такси, который принадлежал физическому лицу, но был сдан им в аренду организации, оказывавшей услуги автомобилями-такси.
В пресс-службе «Яндекс. Такси» утверждают, что их компания является информационным сервисом, а не диспетчерской или службой такси, у них нет своих водителей и машин. Мол, сервис работает с парками-партнерами, которые, в свою очередь, сотрудничают с водителями.
В Транспортной инспекции думают иначе. По сути, «Яндекс. Такси» является диспетчерской, хотя и в иной форме. Не само приложение, а конкретные люди из сервиса занимаются заключением договоров с перевозчиками, а потому обязаны брать и на себя ответственность за их работу. Сейчас Транспортная инспекция совместно с Инспекцией по налогам и сборам добивается того, чтобы сервис «Яндекс.Такси» выполнил требования белорусского законодательства и в случае приема денег по безналичным платежам с помощью приложения отправлял клиентам квитанцию об оказании услуг, где должны быть указаны маршрут движения, время поездки, стоимость, диспетчер, предприятие-перевозчик и водитель. Ни один пассажир от «Яндекса» такого документа еще не получил.
Кассовые аппараты в автомобилях-такси должны быть совмещены с таксометром, а не с личным телефоном водителя, как нередко бывает.
Итого, что мы имеем? Сервис заказов «Яндекс. Такси», как, впрочем, и другие подобные сервисы, диктует тарифы на рынке таксомоторных перевозок. Компании-перевозчики тоже ищут выгоду и пытаются минимизировать свои расходы. Уже не раз поднималась тема так называемых притворных сделок, когда под видом аренды транспортного средства с водителем оказываются услуги перевозки автомобилями-такси. У сервиса «Максим» сейчас все пассажиры становятся родственниками водителя, которые едут по своим делам. На многих предприятиях-перевозчиках трудятся водители со своими автомобилями.
Еще одна негативная тенденция – брать на работу вчерашних школьников, которые находятся в этих фирмах на птичьих правах. Если у компании имеются машины, застрахованные по КАСКО, она практически ничем не рискует, если какой-нибудь мальчишка ее разобьет. Зато этот мальчишка соглашается в отличие от опытного водителя на низкую зарплату – папа с мамой прокормят. Часто таким юнцам дают при устройстве на работу подписывать договоры подряда, которые не соответствуют Трудовому кодексу Республики Беларусь. Ребятам не начисляется пенсионный стаж, им вообще не гарантируется ничего. Вот тебе машина – и крутись как хочешь.
Водители остаются крайними в этой цепочке. И чтобы повысить свой уровень дохода, не гнушаются ничем. От прямого обмана пассажира до всевозможных нарушений Правил дорожного движения, режима труда и отдыха, правил пассажирских перевозок.
В филиале Транспортной инспекции по Витебской области делают все, чтобы нормализовать ситуацию в сфере перевозок автомобилями-такси. Но слишком много разных интересов сплелись сейчас в один клубок, чтобы быстро и без ущерба для каждого из участников этого процесса распутать его.
Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»