Контролеры на страже безопасности
Филиал «Грузовой автомобильный парк № 1 г. Гродно» является ведущим предприятием открытого акционерного общества «Гроднооблавтотранс» и одним из крупнейших автоперевозчиков на территории области. Все транспортные средства предприятия ежедневно проходят тщательную проверку технического состояния перед выездом на линию и по возвращении в парк.
От контрольно-пропускного пункта филиала «Грузовой автомобильный парк № 1 г. Гродно» ОАО «Гроднооблавтотранс» отъезжает автомобиль. Всего два месяца назад водитель Валерий Кристынович получил этот новенький блестящий МАЗ-650128 и очень доволен. 37 лет он трудится в ОАО «Гроднооблавтотранс». Пришел водителем в грузовой парк № 2 сразу после службы в армии в январе 1987-го. Через пару лет захотел попробовать «хлеб» слесаря-ремонтника, однако уже через три года вернулся к прежнему занятию.
– Предпочел не постоянно на одном месте крутить гайки, а каждый день отправляться в путь. Нравятся мне меняющиеся виды за окном, дорога, новые задания, – признается собеседник.
В 2021 году он перешел в грузовой автомобильный парк № 1, к которому был присоединен ГАП № 2. Водитель рассказывает, что сегодня возил соль в Вороновский район и в город Скидель. Ранее ездил на автодорогу Р-145 Гродно – Острино – Радунь – граница Литовской Республики (Дотишки), где возле городского поселка Острино осуществлялся ремонт дорожного покрытия. Активное участие Валерий принимал в строительстве внешней объездной дороги вокруг областного центра, в том числе открывшегося в прошлом году участка от улицы Карского до Озерского шоссе.
– Хорошая получилась дорога: многим людям она нужна, ведь стало быстрее добираться в другие части города, и по ней приятно ехать. В такие моменты думаешь: есть и мой вклад в ее строительство. Песок, глину, щебень, гравий, асфальт – разный материал доставлял. Вот и в реконструкции гродненских мостов через реку Неман участвовал, – объясняет водитель. – В холодное время года вожу противогололедные материалы. От этого тоже хорошо на душе, поскольку на дорогах становится не скользко.
По его словам, груз по запланированному маршруту должен доставляться четко, без каких-либо задержек. Поэтому с утра перед выездом в рейс и вечером по его завершении обязательно проводится проверка техсостояния транспортного средства.
– Очень забочусь о машине, как о жене, чтобы все хорошо в поездках было, – улыбаясь, рассказывает Валерий Кристынович. – Перед выездом на линию сам сначала автомобиль проверяю, затем уже на контрольно-пропускном пункте автопарка его осматривают. По новой машине пока никаких замечаний нет да и не должно быть.
Следующий автомобиль при въезде на территорию парка останавливается на смотровой канаве. Встречают его контролеры отдела технического контроля транспортных средств Станислав Янулевич и Сергей Савко. Они сосредоточенно проверяют внешний вид машины, наружную световую сигнализацию, работу стеклоочистителей и стеклоомывателя, комплектность, отсутствие подтеканий технических жидкостей, утечки воздуха из пневмосистемы, исправность рулевого управления, состояние шин.
В автопарке Станислав Янулевич трудится 27 лет, из которых 20 провел за рулем авто. Он хорошо знает: безопасность на дороге во многом зависит от технического состояния транспортного средства.
– Большая ответственность лежит на нас, ведь нужно, чтобы каждая машина исправно работала. Если видим: что-то не в порядке, оформляем заявку, и недостатки устраняются, – объясняет Янулевич. – Сегодня вот заметили, что стремянка, держащая рессору, лопнула, подтекают тосол, масло моторное, есть утечка воздуха в тормозной системе. Каждую смену оформляется 8–10 заявок на ремонт.
Его напарнику, контролеру ОТК Сергею Савко, водитель большегруза предоставляет для осмотра свое водительское удостоверение, свидетельства о регистрации автомобиля и заключении договора страхования, пройденном гостехосмотре. Контролер, который уже 11 лет трудится в ОТК, внимательно изучает документы. На работу в ГАП № 1 он пришел после окончания вуза. Поначалу отучился в колледже химической промышленности, а затем решил освоить профессию инженера-механика на факультете инновационных технологий и машиностроения Гродненского государственного университета им. Я. Купалы. К слову, в ГАП № 1 трудится и отец Сергея Савко Иван Павлович, который выполняет грузовые перевозки на 30-тонном МАЗе.
– Приятно встречать близкого человека, но проверяю его автомобиль как положено, без поблажек, – замечает Сергей.
В ГАП № 1 контролерами ОТК трудятся также Леонид Литвин, Александр Борисенко, Антон Козловский. Как отмечают на предприятии, они очень добросовестно относятся к своим обязанностям.
В дневную смену контролеры проверяют порядка 50–60 транспортных средств грузового автомобильного парка № 1 – это автобусы, самосвалы, большегрузы. Кроме того, проводят проверку техсостояния автомобилей, принадлежащих заказчикам, с которыми у филиала заключены договоры на оказание услуг по предрейсовому обслуживанию. Таких заказчиков у филиала – в среднем 30–40 в месяц.
Основу эксплуатационного парка предприятия составляют самосвалы: 34 единицы грузоподъемностью 20 тонн, один 27-тонник и восемь – грузоподъемностью 31–33 тонны. В 2023-м филиал приобрел еще пять 20-тонных и три четырехосных 30-тонных автомобилей МАЗ, но не все из них еще получены.
По словам директора филиала «Грузовой автомобильный парк № 1 г. Гродно» ОАО «Гроднооблавтотранс» Ивана Долгого, в планах на нынешний год – покупка еще двух 33-тонных самосвалов, так как в прошлом году не хватало транспортных средств для обеспечения всех потребностей заказчиков. На международных перевозках работают 12 единиц техники, это приобретенные два года назад автомобили «Вольво» и «Рено».
Филиал осуществляет также пассажирские перевозки в Гродненском районе. Так, ежедневно выполняются рейсы по 12 пригородным маршрутам в направлении Сопоцкино, Озер и других населенных пунктов. Кроме того, в Скиделе выполняются ежедневно два городских и три пригородных маршрута, однако в этом случае контроль технического состояния автобусов проводится там на месте. Стоит отметить, во время проверки автобусов внимание контролеров также сосредоточено на санитарном состоянии внутри салона.
Если транспортное средство в порядке, контролеры ОТК ставят отметку в путевой лист о том, что в этот день машина может выполнять работу на линии. Осуществляется дежурство и ночью. В ночные смены в автопарк прибывают в основном водители-международники.
– Проверка технического состояния транспортных средств – это ежедневная планомерная работа, чтобы мы и водитель были уверены: в рейс отправляется исправная машина. Для этого есть специалисты, проводится их обучение. Если появляются изменения в нормативных документах, с контролерами и механиками тоже ведется соответствующая работа. Таким образом, исключается возможность выпуска на маршруты технически неисправных автомобилей, что в значительной степени позволяет предотвратить дорожно-транспортные происшествия, – подытоживает Иван Долгий.