Высокогорные, подземные, подводные

Высокогорные, подземные или уходящие в воду, с крутыми поворотами либо обрывами, заснеженные, ледяные, гравийные или песчаные, с кочками и ухабами… Все это о дорогах.  Они есть на всех континентах. Поездки по ним можно охарактеризовать одной фразой: «душа уходит в пятки». Для многих поездки по таким дорогам являются жизненной необходимостью. Для экстремалов – возможностью насладиться опасностью и красотой.

Продолжение. Начало в № 27 и 28

НОРВЕГИЯ

Самым известным маршрутом в Норвегии является дорога Тролльстиген. С высоты птичьего полета она выглядит как детские каракули. Местные жители называют ее «Лестницей троллей». Она имеет обилие отвесных скал и крутых поворотов и особенно опасна зимой, когда протяженные ее отрезки замерзают.

Вместе с этим дорога является одной из множества природных достопримечательностей страны. Расположилась она на юго-западе Норвегии – в регионе Вестланн. Маршрут протяженностью 106 километров представляет собой узкую трассу-серпантин с 11 крутыми поворотами. Ее обочины огорожены небольшими заборчиками из природного камня. Трасса настолько узкая, что в некоторых местах ее ширина доходит до 3,3 метра. На некоторых участках уклон дороги достигает 9%. Из-за узкости большей части трассы проезд по ней запрещен транспортным средствам, длина которых превышает 12,4 м.

Поездка по такой дороге – испытание не для слабонервных. Но местные вполне спокойно преодолевают даже самые крутые повороты.

Ради этого в летнюю пору съезжаются туристы из всех концов Земли. Их также привлекают суровые пейзажи Скандинавии. Мало кого оставят равнодушными живописные виды холмов и фьордов, парковых зон и острых скал. «Лестницу троллей» смело можно назвать гармонией природы с архитектурой. Трасса хоть и создана человеком, но невероятно органично вписывается в местные ландшафты.

О строительстве дороги, которая бы соединила города и поселения Норвегии между ущель­ями и позволила комфортно перемещаться между ними, задумались еще в XIX веке. Необходимость возникла из-за трудностей перемещения между Валлдалом и Румсдалене, где регулярно проходила крупнейшая ярмарка региона. Первый проект увидел свет в 1894 году. Но воплощения в жизнь так и не получил из-за сложностей ландшафта и уверенности местных властей в невозможности постройки такого сложного пути. Только на рубеже веков дорога начала строиться и была закончена в 30-х годах ХХ века.

В настоящее время трасса, как и большинство дорог Норвегии, имеет идеально ровное покрытие. Ее популярность среди путешественников вызвала необходимость постройки туристического центра, смотровой площадки, кафетерия и сувенирных лавочек. Возведены эти строения были на вершине подъема.

РОССИЯ

Ведущая к вершине Ай-Петри (Крым) дорога называется Бахчисарайским шоссе. Оно соединяет Ялту с Бахчисараем по кратчайшему пути – через Крымские горы.

Красочный горный серпантин признан одним из самых опасных в мире из-за крутых поворотов, спусков, неровностей дорожного покрытия и неприятных сюрпризов, преподносимых погодой. Это требует постоянного внимания и делает вождение на дороге единственным в своем роде опытом. Особенно зимой. Около 20 километров шоссе невероятно живописны, поэтому многие предпочитают проходить этот участок пешком, пользуясь многочисленными срезами, сильно сокращающими маршрут.

Этот старый торговый путь отмечен еще на картах начала XIX века, хотя строительство регулярной дороги по этому маршруту началось лишь в 1865 году. Оно было тяжелым и продолжительным. За 20 лет удалось проложить дорогу от современного поселка Виноградное до места, откуда в наши дни следует поворот к водопаду Учан-Су. К наиболее сложным работам со склонами, превышающими 60 градусов, были привлечены силы саперного строительного батальона, который возглавлял полковник Иван Шишко. В честь него названа скала при выходе шоссе на Ялту, ныне здесь – популярная обзорная площадка.

На горе Пендикюль, на 15-м километре дороги, на обзорной площадке, откуда видны Ялта и Ливадия, была установлена красивая серебряная беседка, которая сохранилась до наших дней.

Новое шоссе, названное Исарским, у любителей горных прогулок пользовалось большим спросом, так как позволяло совершить дневную прогулку по еще недавно диким местам.

БРАЗИЛИЯ

Одной из самых опасных и смертоносных дорог в Бразилии считается шоссе Президент Дутра (BR-116). Оно самое протяженное в стране, соединяет Порто Аллегрэ и Рио-де-Жанейро, а также проходит через ряд крупных городов.

Участок между городами Куратиб и Сан-Паулу, который местные жители называют Rodovia da Morte – «Шоссе смерти», входит в число самых аварийных дорог Бразилии. Аварии на трассе случаются ежедневно, нередко унося жизни людей, пополняя тем самым печальную статистику. Дорога имеет извилистую форму, плохо охраняется и требует ремонта. Кроме того, здесь нередко можно встретить бандитов.

Часть трассы проходит вдоль отвесных скал – автомобилистам приходится преодолевать немало сложных туннелей и узких участков, лишенных ограждения. Тем не менее движение на главной магистрали страны всегда остается очень интенсивным. Иностранным гостям на шоссе BR-116 рекомендуют проявлять повышенную осторожность, а участок Rodovia da Morte и вовсе исключить из туристического маршрута.

НЕПАЛ

Шоссе Карнали – 250-километровая в основном грунтовая дорога в западном Непале, очень узкая, граничащая с обрывами, без каких-либо ограждений и практически с нулевой видимостью. Здесь тесно даже на мотоцикле, не говоря уже об автомобилях. Шоссе имеет много крутых подъемов и испещре­но выбоинами. Большую часть года проезд на машинах по трассе запрещен.

Ежегодно на дороге гибнет около 50 человек. Большое количество смертей связано с отсутствием ограждений на трассе, оползнями, камнепадами. После обследования дороги в 2011 году было установлено, что более 85% ее небезопасно.

Несмотря на внушительное количество жертв, здесь каждый день ездят сотни машин. Ведь дорога соединяет десятки деревень, а альтернативного способа добраться до некоторых населенных пунктов просто нет. Лучше всего здесь ездить на мотоцикле, как это делают туристы. Местные жители передвигаются по трассе исключительно на внедорожниках. Ходят здесь и рейсовые автобусы.

АФГАНИСТАН

Дорогу из Джелалабада в Кабул часто называют одной из самых ужасных в мире не только потому, что пролегает она через территорию талибов и постоянно обстреливается. Такую славу она получила из-за сочетания узких, извилистых, непредсказуемых проходов и безрассудных афганских водителей, которые пытаются выполнить невероятные маневры. При всем этом дорога изумительно красива. Ущелья настолько глубокие, что река кажется ручейком.

Шоссе перегружено грузовиками и автобусами. Смертельные аварии здесь происходят ежедневно. Автобусы и грузовики часто сталкиваются на поворотах и летят в обрыв сотни метров.

Подготовила Ольга НИКОЛАЕВА

Добавить комментарий