Всем сердцем любить свою работу и стальную магистраль Елена Качан, инженер-технолог 1-й категории станции Калий Могилевского отделения БЖД, научилась у своих родителей, потомственных железнодорожников.
Начало семейной династии положил прадедушка Елены Ивановны, который долгое время трудился путейцем на станции Старые Дороги. Эту трудную профессию выбрал и дедушка по материнской линии Леонид Барановский. Его отправили работать на местный околоток с момента строительства станции Калий, датой основания которой считается 2 июля 1959 года. На глазах Леонида Александровича росла и станция. Сегодня она шагнула далеко вперед в своем развитии. Уже историей стало то, как в кратчайшие сроки была проложена железнодорожная линия Слуцк – Калий-1, а возведенная станция первой стала отправлять удобрения из первого калийного комбината. Сегодня обособленное структурное подразделение (филиал) станция Калий РУП «Могилевское отделение Белорусской железной дороги» включает в себя четыре железнодорожные станции: Калий-1, Калий-3, Калий-4 и Солигорск. Самая главная, или основная, из них – Калий-3: здесь собирают вагоны со всех рудоуправлений и формируют маршруты.
…На станции Леониду Барановскому дали служебное жилье, в котором он жил вместе с женой Ольгой Федоровной. Она тоже выбрала эту совсем не женскую работу и долгое время трудилась путейцем. Поэтому неудивительно, что примеру своих родителей последовала и Инна. Стальная магистраль подарила ей и судьбоносную встречу – во время учебы в Барановичской дортехшколе, где осваивала работу приемосдатчика, Инна познакомилась со своим будущим мужем. На родную станцию, где она провела свое детство и юность, устроилась оператором станционного технологического центра. Ее муж Иван продолжил работать машинистом, но уже в оборотном локомотивном депо Слуцк. И Елена Качан, их дочь и героиня публикации, пошла по стопам своих родителей.
– О своем выборе продолжить семейную династию ни разу не пожалела, – признается собеседница. – Считаю, что именно на стальной магистрали нашла свое призвание: работа приносит мне удовлетворение, а я совершенствуюсь как специалист, становлюсь профессионалом своего дела.
После окончания Белорусского государственного университета транспорта Елена начала свою трудовую деятельность с коммерческого агента на станции Колядичи Минского отделения БЖД. Затем вернулась на родную станцию Калий, где сначала работала товарным кассиром, а потом была переведена на должность инженера-технолога, на которой работает уже свыше 10 лет.
– Когда я пришла работать инженером на станцию, в тот момент только начали внедрять автоматизированные системы. И так получилось, что я оказалась в авангарде информационных систем, потому что многое из того, что сегодня используется, внедрялось при моем непосредственном участии, – отмечает Елена Ивановна.
Так, например, часть информационных систем приходилось подтачивать под технологию работы станции, ведь Калий – явление уникальное для Белорусской железной дороги. Главная особенность заключается во взаимодействии с основным клиентом – ОАО «Беларуськалий». Именно работа этого предприятия поспособствовала появлению такого термина, как «белорусский метод маршрутизации». Он заключается в организации технологических маршрутов, причем особое внимание уделяется планированию маршрутизации, обеспечению ритмичной отгрузки грузов. На основе хронометражных данных устанавливаются технически обоснованные нормы на подачу и уборку вагонов на подъездные пути, затраты на маневровые передвижения внутри станций и между ними. Все эти данные положены в основу графика движения поездов на участке.
В этой технологии предусмотрено формирование поездов путем подбора документов на погруженные удобрениями вагоны без дополнительной затраты маневровых средств. Важное значение имеют и правильно организованная работа с документами, и четкое планирование образования маршрутов. Операции по подаче порожних вагонов, погрузке, уборке, соединению групп вагонов в поезд производятся параллельно с подбором, заадресовкой накладных и полным оформлением перевозочных документов.
– Ежегодно на станции Калий растут объемы погрузки, причем основная доля приходится именно на ОАО «Беларуськалий». И все это необходимо оформлять документально с минимальными затратами времени, как можно более оперативно. Иногда счет идет фактически на секунды, – рассказывает Елена Качан.
Еще один нюанс – у станции Калий совсем небольшое путевое развитие, а следовательно, невысокая перерабатывающая способность, что не позволяет производить большие объемы маневровой работы. И если бы предприятие самостоятельно оформляло все документы по доставке своей продукции, то станция не могла бы самостоятельно формировать маршруты, а иные по пути следования составов были бы вынуждены выполнять большой объем маневровой работы по отцепке-прицепке вагонов.
Такой выгодный для двух сторон симбиоз предполагает очень плотный процесс по обмену информации, причем он двусторонний и этим уникален для БЖД. Поэтому все информационные системы, которые используются на стальной магистрали, требовали доработки, набора не совсем стандартных функций для внедрения их именно на станции Калий.
– Сегодня работа на железной дороге изменилась в корне: в самом начале моей трудовой деятельности многое делалось вручную, сегодня же благодаря информационным системам практически все кардинально поменялось, и это не может не радовать, ведь во многом работать стало проще и легче, – подчеркивает собеседница.
Недавно Елену Качан отметили почетной грамотой начальника Могилевского отделения БЖД. Конечно, приятно, когда твой труд оценивают по достоинству, но очень важно и то, чтобы работа была в радость. Тогда все задачи по плечу!
Мария ЛАСТОЧКИНА, «ТБ»