Так уж вышло, что свой день рождения начальник отдела ОГТО Витебской области Вильгельм Кишковский отмечает накануне Дня автомобилиста и дорожника – 26 октября. В этом году это – особенный день. Вильгельму Вильгельмовичу исполнилось 50.
Наш корреспондент встретился с юбиляром. Правда, речь больше шла о проблемах, с которыми нынче сталкиваются работники системы УП «Белтехосмотр». И главная из них – нежелание автолюбителей вовремя проходить государственный технический осмотр транспортных средств.
– Вильгельм Вильгельмович, для многих людей, что работают с Вами, Вы человек-загадка. Расскажите немного о себе.
– Я – коренной витебчанин. Мать преподавала русский язык и литературу в Витебском государственном технологическом университете. Отец был спортсменом – заслуженный тренер Республики Беларусь по прыжкам на батуте. Именно он стоял у истоков создания в нашем городе школы по прыжкам на батуте, которая принесла нашей стране золотую олимпийскую медаль в Рио. Он, по сути, с нуля создал школу и воспитал не одно поколение великих спортсменов, был ее директором. К сожалению, родителей уже нет в живых.
Я выбрал себе другую судьбу. Не помню, связано ли это было как-то с Днем автомобилиста, но в 1983 году уехал на Урал и поступил в Челябинское высшее военное автомобильное инженерное училище. С 1988 по 1991 год служил в Азербайджане – начальником автомобильной службы ракетного дивизиона. После распада СССР вернулся в Витебск. Пошел служить в органы внутренних дел, в ГАИ УВД Витебского облисполкома. Начинал госавтоинспектором, а уволился с должности заместителя начальника межрайонного отдела ГАИ УВД Витоблисполкома. В УП «Белтехосмотр» пришел в 2006 году. Вначале работал инженером по допуску транспортных средств к участию в дорожном движении, потом – специалистом отдела, затем – ведущим специалистом. С 1 марта 2014 года руковожу отделом ОГТО по Витебской области.
– Насколько служба в ГАИ помогает в работе сейчас?
– Она научила меня лучше разбираться в людях. И там, и здесь надо общаться с автолюбителями, убеждать их в своей правоте. Я знаю, как выстраивать беседу с человеком, на что обратить внимание. В случае необходимости могу привести убедительные доводы того, как та или иная неисправность автомобиля влияет на его поведение на дороге. Иногда приходится приводить конкретные примеры из жизни, когда неисправность машины приводила к серьезному дорожно-транспортному происшествию. К каждому из них ведет целая цепочка, казалось бы, мелких, незначительных, поступков. Не работает ручник – не беда, можно и без него обходиться. Нет ремня безопасности на заднем сиденье – так в некоторых авто его изначально не ставили. Фары светят некорректно – но машина-то бежит. А потом человек привыкает не обращать внимания на такие «мелочи», расслабляется, и в определенный момент его машина без ручника сама катится на оживленный перекресток, ослепленный водитель со встречной полосы может совершить лобовое столкновение, непристегнутый пассажир на заднем сиденье – вылететь из машины. Расслабленность водителя всегда приводит к трагедиям, которых я повидал немало. Надо четко понимать: автомобиль – источник повышенной опасности.
– Прислушиваются ли водители к вашим доводам?
– Многие – да. Особенно те, кто, понимая, что их автомобиль далеко не совершенен, откладывают ремонт, пока не решится вопрос с деньгами. После моих доводов они соглашаются с нашими требованиями. Гостех-осмотр – это не прихоть, а важный элемент обеспечения безопасности дорожного движения. Даже осознание того, что надо ехать проходить процедуру, приводит к тому, что любой нормальный автовладелец задумывается: все ли в порядке с автомобилем?
– Есть ли в Витебской области возможность каждому автовладельцу без проблем пройти процедуру ГТО?
– Сегодня в области действуют 34 диагностические станции и 37 диагностических линий. В любом регионе можно пройти гостех-осмотр без проблем. Если не хочется терять свое время, можно предварительно записаться по телефону или с помощью Интернета. На Витебщене не охвачено диагностическими станциями только пять районов, но туда приезжают по графику мобильные диагностические станции. Автолюбители знают, когда в Городке и Лиозно – ДС № 86 филиала «АП-1 г. Витебска», в Россонах и Ушачах – ДС № 49 филиала «АТП № 6», в Шумилино – ДС № 87 филиала «АП № 2 г. Полоцка». В этих регионах количество автотранспорта не настолько большое, чтобы содержать стационарные диагностические станции. Было бы желание…
– А оно есть?
– К сожалению, у автолюбителей этого желания нет. Надо отметить, что система государственного технического осмотра транспортных средств в нашей стране хорошо зарекомендовала себя сразу после становления нашей структуры. Однако после введения государственной пошлины, оплата которой приурочивается к моменту прохождения гостехосмотра автомобиля, многие стали негативно относиться к данной процедуре. С течением времени наблюдается сокращение потока транспортных средств, представляемых на диагностические станции для проходжения гостехосмотра. Сегодня это – минус 10 процентов от показателей прошлого года. При этом, если посмотреть на движение в городе, незаметно, чтобы количество транспортных средств уменьшилось. Люди просто не желают платить госпошлину, либо у них таких денег действительно нет. Я уверен: многие ездят без прохождения гостехосмотра. Стараемся объяснять людям, что госпошлина – это обязательная государственная повинность, а гостехосмотр необходим прежде всего для обеспечения безопасности дорожного движения. Увы, человек начинает об этом думать только тогда, когда не успевает вовремя затормозить на скользкой дороге…
– Может, есть объективные причины такого падения?
– Я их не вижу. Мы ведем учет всех категорий транспортных средств. Думаю, проблема – исключительно в отсутствии средств на уплату госпошлины или нежелании ее платить.
На диагностических станциях нет очередей. Работают обученные специалисты, которые всегда готовы подсказать, что надо сделать, чтобы автомобиль был исправным и вел себя на дороге предсказуемо.
– Слышал, что многие автомобили давно не эксплуатируются, но просто не сняты с учета в ГАИ. Кто-то, купив новую машину, не может продать старую. Кто-то ждет, пока окончится срок лишения водительских прав. Кто-то не управляет своим автомобилем по причине болезни. Машины зарегистрированы в ГАИ, но ими не пользуются. Следовательно, и гостехосмотр не проходят…
– Я не исключаю этого, но транспорта на дорогах не уменьшается. Разве что в августе в Витебске чувствовалось снижение потока, когда люди были массово в отпусках. Да, много машин не снято с учета и стоит где-то в гаражах или деревнях. Но вряд ли они оказывают серьезное влияние на общую картину.
– Может, дело в пенсионерах, которые с этого года лишились 50-процентной льготы по уплате госпошлины?
– Могу сказать только одно: в марте, апреле и мае пенсионеры, которые автомобилями пользуются только в летний период для поездок на дачи, массово приезжали на диагностические станции. Надо отдать должное этим людям, они дисциплинированные водители. Хотя о чем-то серьезном можно говорить, только когда перед глазами имеется цифровая картина по всем категориям автовладельцев. Увы, такой статистики у нас нет. Да и поможет ли она? Главный индикатор – это даже не цифры, а восприятие происходящего в ходе ежедневного общения с автолюбителями.
– Как складываются ваши взаимоотношения с Госавтоинспекцией?
– Я признателен ГАИ за понимание наших проблем. Мы регулярно выезжаем с инспекторами в совместные рейды. У нас составлены четкие графики совместной работы. Раз в полгода проводим акции «Гостехосмотр» и «Учебный автомобиль». Мы понимаем, что делаем общее дело и работа приносит свои плоды. В частности, в этом году в Витебской области благодаря совместным рейдам выявили 35 поддельных штампов и установили 432 автовладельца, которые эксплуатировали автомобили без прохождения гостехосмотра. Мы делимся с сотрудниками ГАИ своими наработками – показываем, как отличить настоящие штампы от поддельных.
– Опишите злостного нарушителя требований об обязательной процедуре гостехосмотра?
– Однозначного портрета не получится. Есть владельцы транспортных средств, чьи машины видно издалека: они не могут пройти гостех-осмотр без серьезных вложений в ремонт. У кого-то нормальные и с виду исправные транспортные средства, однако нет денег на оплату госпошлины. Есть среди злостных нарушителей и владельцы дорогих авто, которые не проходят гостехосмотр. Эта категория автолюбителей мне абсолютно непонятна. К ним, пока несколько раз штраф не заплатят, понимание не придет.
– Сколько раз таких надо штрафовать?
– На диагностические станции они, как показывает практика, едут только после второго-
третьего штрафа. Особенно если их сотрудники ГАИ останавливают несколько раз в течение месяца. Тогда человек понимает, что сумма штрафов уже приближается к сумме госпошлины.
– Видимо, и диагностические станции должны активнее привлекать клиентов…
– ДС у нас принадлежат различным предприятиям разной формы собственности, а потому единой программы нет. Конечно, каждый на своем уровне пытается привлечь внимание автолюбителей: кто-то дает рекламу в газету, кто-то делает ролики на ТВ. Но все работают в своих коллективах и ведомствах, и всюду создаются комфортные условия для автовладельцев.
– Знаю, что у многих автолюбителей есть любимая диагностическая станция. Чем, на ваш взгляд, вызваны такие предпочтения?
– Уверен, они зависят от работы инженера по осмотру транспортных средств. Требования, предъявляемые к транспортным средствам, на всех диагностических станциях одинаковые. Но на имеющуюся неисправность можно указать по-разному. Бывает, как говорят в народе, инженер-диагност с ходу наорет на автолюбителя: мол, чего ты сюда приперся на своем ржавом корыте, которому давно место на свалке. И у того сразу пропадает желание ехать на такую станцию. А можно ведь доброжелательно объяснить, как и где устранить недостатки, чем чревато использование такого автомобиля. Тогда у водителя нет обиды на инженера-диагноста. Если кричать и громко указывать на недостатки, то можно раз и навсегда отвадить клиентов. Мы ведем работу так, чтобы везде относились к клиенту по-человечески. Обо всех недостатках надо говорить автолюбителю на профессиональном уровне, спокойно. Если человека обидели при первом посещении диагностической станции, то он, устранив неисправность, повторно поедет на другую, даже понимая, что теряет в деньгах.
Мы стремимся исключить грубость и предвзятое отношение к клиенту.
– На диагностические станции приезжает также транспорт различных предприятий и организаций. На всех ли предприятиях налажен контроль за этой работой?
– Все стараются вовремя проходить гос-техосмотр. Но бывают и на предприятиях проблемы с финансированием. В частности, предприятия агропромышленного комплекса иногда опаздывают: говорят, нет средств, чтобы вовремя заплатить госпошлину и подготовить машину. Но в целом при наличии финансирования предприятия стараются своевременно проходить процедуру гостех-осмотра транспортных средств.
– УП «Белтехосмотр» еще курирует работу автошкол. Есть ли жалобы со стороны курсантов?
– Всего в Витебской области имеют сертификаты на оказание услуг по подготовке (переподготовке) водителей МТС 65 организаций, сертификаты соответствия, выданные УП «Белтехосмотр», – более 70% автоучебных организаций. Замечаний и нареканий на их деятельность в отдел ОГТО УП «Белтехосмотр» не поступало, за исключением одного обращения на нарушения в работе автошколы. В результате инспекционной проверки данный факт не подтвердился.
Ежемесячно отделом в Витебской области проводятся проверки в трех–пяти организациях. Выявляются несоответствия – определяются сроки на устранение. Перепроверяется каждое нарушение, и после получения подтверждающего материала о его устранении ставится соответствующая отметка.
За последний период серьезных нареканий к автошколам нет. Учебный процесс налажен на должном уровне.
Геннадий Закржевский, «ДТП»