Весна. И вновь ограничения

Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь с 15 марта по 25 апреля ввело сезонные ограничения нагрузок от 6 т до 9 т на одиночную ось автомобилей на некоторых участках республиканских дорог.

Они не распространяются на транспортные средства, осуществляющие перевозки пассажиров, живых животных, цветов, грузов гуманитарной помощи, лекарственных средств, почты и почтовых грузов, зерна, комбикормов, семенного фонда, удобрений, опасных грузов, а также грузов, перевозимых в рефрижераторах, для сохранности которых требуется соблюдение специального температурного и санитарно-гигиенического режимов.

Под временные ограничения также не подпадают транспортные средства, осуществляющие деятельность по содержанию, ремонту и развитию автодорог, а также перевозки грузов в целях обеспечения обороноспособности, правопорядка, ликвидации чрезвычайных ситуаций или последствий ДТП.

Кроме того, при наличии специального разрешения они не распространяются на транспортные средства, перевозящие экспортные или импортные грузы стран Евразийского экономического союза, а также начавшие движение из пункта загрузки за пределами Республики Беларусь до 15 марта включительно при наличии подтверждающих это товарно-транспортных накладных.

В период сезонных ограничений на дорогах устанавливаются временные дорожные знаки, а за передвижением грузового автотранспорта осуществляется контроль с учетом ограничений.

Корреспондент «ДТП» вместе с отделом весогабаритного контроля филиала Транспортной инспекции по Могилевской области проверила, насколько готовы к сезонным ограничениям водители транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки.

Утром 16 марта выезжаем на линию. Место проверки – дорога P93 недалеко от деревни Межисетки, соединяющая Могилев и Бобруйск. Грузовые автомобили на этом отрезке – частые гости, однако в весенний сезон здесь действует ограничение транспортных нагрузок в пределах до 8 тонн на одиночную ось.

Перед началом проверки транспортным инспекторам необходимо подготовиться: доехать до специально оборудованной площадки и установить специальные весы. После этого можно официально считать рейд начавшимся.

Из общего потока машин специалист отдела весогабаритного контроля останавливает грузовой автомобиль. Водитель предъявляет все необходимые документы и объясняет, что еще только едет на загрузку. А после, воспользовавшись случаем, консультируется у инспектора, сколько зерна ему можно загрузить.

– Если вы возите сельскохозяйственные грузы, то общий разрешенный объем для вас составляет до 60 тонн, – отмечает инспектор и желает водителю счастливой дороги.

…Взмах жезла – и еще один автомобиль плавно сворачивает на обочину. В числе необходимых документов водитель предъявляет и целую кипу товарно-транспортных накладных. У инспектора это вызывает сомнение, и он просит проехать на портативную весоизмерительную станцию. Автомобиль медленно проезжает весы, и компьютер тут же выдает необходимые параметры. В данном случае все показатели в норме, а значит, можно следовать дальше по маршруту.

Время близится к обеду, и грузовых машин на трассе становится меньше. Инспекторы объясняют, что среди водителей-дальнобойщиков уже сработало сарафанное радио и многим известно местонахождение оперативной точки. Поэтому те, у кого есть нарушения, либо тормозят на дороге, либо ищут объездные пути.

Иные перевозчики перестраховываются и едут с неполной загрузкой. Так, например, одним из остановленных автомобилей был лесовоз, который вез бревна из Кличевского района на мебельную фабрику. Транспортное средство заполнили лишь на треть. Однако, как сказал водитель, стоимость израсходованного топлива на лишний рейс не идет ни в какое сравнение с размером штрафа.

Всего за время рейда транспортные инспекторы проверили несколько десятков машин и не обнаружили ни одного нарушителя. Неужели требования законодательства соблюдают все водители тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств?

– Сегодня уже второй день действия сезонных ограничений. Если вчера мы выявили много нарушителей, то сегодня водители в курсе изменений и стараются их соблюдать, – отметили специалисты отдела весогабаритного контроля.

Они также добавили, что нарушители все равно окажутся в поле зрения Транспортной инспекции. Если и получилось проехать мимо передвижного поста весогабаритного контроля, то проскочить бдительные стационарные посты контроля, работающие круглосуточно, точно не удастся. И тогда придется отвечать за свои нарушения по всей строгости закона, ведь несоблюдение сезонных ограничений в конечном счете сказывается на безопасности дорожного движения.

Причем тут безопасность, думаете вы? Специалисты отмечают, что во время весенней распутицы или летней жары из-за больших нагрузок дорожное полотно может деформироваться. Это приводит к образованию вмятин, бугров, впадин, появлению колейности на дорогах.

Наверное, не стоит объяснять, что плохие дороги становятся причиной дорожно-транспортных происшествий и поломки автомобилей. Конечно, сезонные ограничения приносят некоторые неудобства перевозчикам грузов, однако у них всегда есть возможность выбрать альтернативный маршрут.

Как прокомментировал заместитель начальника филиала Транспортной инспекции по Могилевской области Михаил Негипов, за три дня действия сезонных ограничений постами весогабаритного контроля по Могилевской области выявлено 32 нарушения допустимых параметров, установленных Указом Президента Республики Беларусь от 26 ноября 2010 г. № 613 «О проезде тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь». Сумма взысканий составила порядка 9200 евро.

– В Могилевской области работают два передвижных поста весогабаритного контроля: один – в Могилеве, другой – в Кричеве. Последнему, к слову, уделяется немаловажное значение, ведь в этой стороне находятся два крупных цементных завода, а значит, активно используются грузоперевозки. В весенне-летний период их количество значительно увеличивается. И зачастую водители оказываются перед выбором: либо соблюдать сезонные ограничения по весу, либо нарушать, загрузив по максимуму транспортное средство.

Например, 17 марта специалистами отдела весогабаритного контроля был остановлен грузовой автомобиль. Литовский перевозчик вез доску в Литву по дороге с ограничением нагрузок до 6 тонн.

В результате проверки было выявлено превышение по весу. Водитель привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 20 базовых величин согласно статье 18.43 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Кроме того, расчет измерений показал, что ущерб от этой перевозки составил 261 евро.

Собеседник также добавил: инспекторы при осуществлении весогабаритного контроля также уделяют внимание соблюдению законодательства перевозчиками. Так, в пятницу был остановлен грузовой автомобиль, который вез цемент из Костюковичей в Минск.

Все документы у водителя были в порядке, и нарушений не выявлено. Однако специалистам показалось подозрительным поведение мужчины, управлявшего транспортным средством. К тому же от него исходил характерный запах алкоголя. В связи с этим было принято решение вызвать сотрудников Госавтоинспекции, которые сопроводили мужчину в наркологический диспансер. Медицинское освидетельствование показало: водитель пьян.

Мария Ласточкина, «ДТП»