С комфортом или по ухабам?..

Отправляясь из Могилева в Бобруйск по автомобильной дороге Р93, я и предположить не могла, как эта трасса популярна и востребована у автомобилистов, особенно дальнобойщиков. Одна за другой шли навстречу и в попутном направлении большегрузные машины. За несколько часов езды по трассе мимо меня проследовало более 30 фур, которые шли в объезд платной автомобильной дороги М5 Минск – Гомель.

В июле прошлого года участок автодороги между Бобруйском и Жлобином сдали в эксплуатацию с опережением сроков. Отрезок протяженностью 77,8 километра стал завершающим этапом реконструкции трассы М5 Минск – Гомель.

Реконструкция дороги, соединяющей областной центр со столицей, проходила в три этапа. Сначала работы велись на отрезке от Пуховичей до Бобруйска, затем – от Гомеля до Жлобина. И вот, наконец, перерезали красную ленту на участке Бобруйск – Жлобин, тем самым открыв движение по всей дороге из Гомеля в Минск.

Трасса М5 соответствует международным стандартам и требованиям безопасности. Это – две полосы в каждую сторону на протяжении всех 300 километров.

Разделительные линии, удобные развязки, вдоль лесов – ограждение от диких животных. Рядом с населенными пунктами – защитные шумовые экраны. Ехать по такой дороге комфортно. Прекрасное покрытие, которое можно назвать идеальным. Даже прошедшая зима не отразилась на нем. И, как заверили дорожные строители при открытии магистрали, строили они так, как это делают в Германии и Польше – с гарантией более 10 лет.

Чтобы создать и сохранить благоприятные условия для пользователей дорог, работники РУП «Могилевавтодор» кропотливо трудятся круглый год, обеспечивают ежесуточное комфортное движение автомобилей, наблюдают за тем, что происходит на вверенных им автомобильных дорогах, в том числе поддерживают надлежащее транспортно-эксплуатационное состояние участка М5, проходящего по Могилевской области.

– После ввода в эксплуатацию объекта М5/Е21 Минск – Гомель, км 131,0 – км 208,66, – поделился начальник ДЭУ-72 г. Бобруйска Олег Лепешков, – обслуживаемая нами сеть автомобильных дорог увеличилась на 77,8 км и составила 400,8 км. В ходе реконструкции на участке было устроено пять транспортных развязок, пять мостов, в том числе через реку Березину протяжением 450,65 пог. м, четыре площадки отдыха, две – для взвешивания транспорта. В целях обеспечения безопасности дорожного движения исключены левые повороты, установлено около 200 дорожных знаков, нанесена горизонтальная и вертикальная разметка, устроено барьерное ограждение на разделительной полосе, а также 166 м пешеходных дорожек. Кроме того, введены в эксплуатацию две дорожно-измерительные станции – «Бобруйск» и «Ясный лес», которые позволяют увеличить сбор информации и более оперативно реагировать на ситуацию.

– Содержать республиканские дороги – труд тяжелый и самоотверженный. Особенно зимой. Были ли сложности в обслуживании М5?

– Несмотря на то что зима прошлого года началась рано, управление было готово к содержанию автомобильных дорог в этих условиях. В первую очередь необходимо было обеспечить непрерывное и безопасное движение по ним транспортных средств. Комплексные мероприятия предусматривают работы по защите дорог от снежных заносов, очистке проезжей части и обочин в период снегопадов, предупреждению и ликвидации скользкости на основе метео-
данных и контроля состояния автодорог и искусственных сооружений, а также принятие ряда организационных мер по обеспечению надежной работы в определенные директивные сроки и в соответствии с требованиями СТБ 1291-2007.

С первым опытом содержания М5 пришло осознание того, что на ее обслуживание нужны дополнительные финансовые расходы. Дорога была подвержена снежным заносам, и приходилось постоянно открывать трассу по всей ширине полотна, чтобы автомобилисты имели возможность видеть безопасные пути перемещения и двигаться по двум полосам в обе стороны. Кроме того, на транспортных развязках и мостах снегоочистительным автомобилям приходилось вхолостую пробегать дополнительные километры, чтобы загрузиться ПГМ и снова вернуться.

По нашим подсчетам, только на зимнее содержание автомобильной дороги М5 финансовые затраты выросли в полтора раза. А в летний период мы столкнемся с окоской. Если трактор с косилкой может произвести работы вдоль дорожного полотна, то на транспортных развязках с высотой насыпи 12 метров это осуществить можно только вручную. И все это ложится на лимит содержания автомобильных дорог.

– То есть чем больше средств уходит на обслуживание, тем меньше можно выполнить работ по текущему ремонту?

– К сожалению, на текущий ремонт и содержание дорог выделяется недостаточно финансовых средств. Ежегодное снижение объемов финансирования капитального и текущего ремонта влечет уменьшение количества отремонтированных километров дорог.

В этом году предстоит осуществить работу по подготовке маршрутов на праздник «Дожинки», который пройдет осенью в Кличеве.

– После ввода автомобильной дороги М5 трасса стала платной. Возросла ли, как предполагалось, интенсивность движения?

– С вводом магистрали автолюбители получили хороший подарок. Планировалось, что должна была увеличиться интенсивность перевозок на данном направлении в два-три раза – до 10–15 тысяч автомобилей в год, а также скорость передвижения грузов по этой стратегически важной транзитной дороге. Здесь хорошее покрытие, отличный придорожный сервис, грамотная организация движения – все то, что отличает платную дорогу от обычной.

Как только на М5 заработала система дорожных платежей BelToll, поток транспорта значительно сократился, особенно тяжеловесного, который отправился в объезд на несколько сотен километров по бесплатным трассам. В частности, увеличился грузопоток по автомобильной дороге Р43 Граница РФ (Звенчатка) – Кричев – Бобруйск – Ивацевичи (до Р2), которая идет параллельно М5. Фуры, двигающиеся на Гомель, пошли по Р31 Бобруйск – Мозырь – граница Украины (Новая Рудня), а на Могилев – по автомобильной дороге Р93.

Это привело к увеличению нагрузок на дорожное покрытие. Добавьте к этому природно-климатические условия, и картина становится неблагоприятной. Происходит преждевременное снижение основных транспортно-эксплуатационных качеств дороги: трещины, колейность, выбоины, ямочность и прочее, что может повлиять на безопасность движения.

Мероприятия по обеспечению сохранности дорог в процессе эксплуатации можно разделить на следующие составляющие: контроль за сохранностью элементов автомобильных дорог, введение сезонных ограничений, контроль за пропуском ТКТС, обеспечение весового контроля. В условиях недостаточной прочности дорожных одежд и ограниченного финансирования работ сезонные ограничения движения тяжеловесных транспортных средств по осевым нагрузкам являются важнейшим мероприятием для обеспечения сохранности покрытия в процессе эксплуатации. И хотя такие временные меры вызывают некоторые неудобства для пользователей, они, как показывает практика, вполне оправданны.

При необходимости перевозчик всегда может выбрать маршрут, на который ограничения не распространяются. Ведь плохие дороги – это аварийность, разбитая подвеска автомобилей, дорогостоящий ремонт, снижение среднесуточной скорости перевозки грузов и рентабельности перевозок.

От качественного содержания сети зависит снижение дорожно-транспортных происшествий. Уменьшается расход автомобильного топлива, сокращаются затраты на ремонт транспортных средств, экономится время в пути и повышается комфортность проезда.

Вера ОБРАЗЦОВА, «ДТП»