ВCКРЫТИЕ ПОКАЖЕТ

Ради истины экспертам аккумуляторов не жалко

Для автоэкспертов управления Государственного комитета судебных экспертиз по Витебской области мелочей не бывает. Любая деталь – от четких следов торможения до едва различимых осколков поворотника – приближает к ответу: как произошло ДТП на самом деле? И это не праздный интерес:
от выводов экспертов зависят судьбы людей.

На фото: Дмитрий Пиманов и его сотрудники берутся не только за разбор ДТП, требующего теоретической подготовки в области судебной медицины и трасологии, но и за сбор доказательств, изобличающих мошеннические схемы с автострахованием
Последствия ДТП в Городокском районе, в котором погибли пять человек – Volvo разорвало на части после удара в дерево

Кто был за рулем?

«Предметом автотехнической экспертизы является установление обстоятельств ДТП, – говорит начальник сектора автотехнических экспертиз Дмитрий Пиманов. – Как правило, объектами исследования становятся сами транспортные средства, их детали, узлы, механизмы, отвечающие напрямую за безопасность дорожного движения. К таким относят тормозную систему, рулевое управление, внешнее освещение, ходовую часть. Ну и уже косвенно, в зависимости от условий погоды, исправность стеклоочистителей ветровых стекол. Всегда обращаем внимание на шины и степень их износа. Изучаем, имелись ли какие-то неисправности, которые в последующем могли послужить либо послужили наступлению негативных последствий ДТП».

Навсегда в памяти Дмитрия Пиманова осталось страшное ДТП, которое несколько лет назад произошло в Городокском районе. Поздним вечером возле деревни Дрожаки автомобиль Volvo S40 врезался в дерево. Машину разорвало на части. В аварии погибли пять человек – четыре парня в возрасте от 23 до 30 лет и 19-летняя девушка. После следствие установило, что незадолго до происшествия легковушка обогнала на большой скорости машину скорой помощи, которая возвращалась с вызова.

Водитель скорой и фельдшер первыми оказались на месте происшествия. Медработник сразу осмотрела всех пострадавших и определила, что только у одной девушки имеются признаки жизни – 21-летнюю пассажирку перенесли в УАЗ и с тяжкими увечьями доставили в реанимацию.

«В этом автомобиле ехали шесть человек, что уже является нарушением ПДД, – вспоминает Дмитрий Пиманов. – Как после установили судмедэксперты, все они находились в состоянии алкогольного опьянения. Подержанную легковушку после удара о придорожное дерево разорвало на части – это говорило о нарушении целостности конструкции авто до аварии. Учитывая, что тела были разбросаны вокруг автомобиля, сразу можно было понять: люди находились в нем непристегнутыми ремнями безопасности. В такой ситуации нашей главной задачей было установить: кто управлял этой «каретой»?

Следователи сразу сделали вывод: скорее всего, за рулем был владелец машины. Но для нас это не факт, а только одно из предположений на основе умозаключений. Мы досконально обследовали автомобиль, повреждения, которые получили люди, и, исходя из этого, рассадили их по салону. Расследование таких дел требует познаний не только в области техники, но еще судебной медицины и трасологической экспертизы – она может определить по изъятой обуви, какие ботинки воздействовали на педали управления в последний момент. Мы установили, кто в действительности в момент аварии управлял легковушкой».

Как «Дастер» с «Опелем» бодался

Если вы считаете, что такие тяжелые последствия ДТП бывают, когда люди ездят на старых машинах, то ошибаетесь. Как-то в Оршанском районе в ДТП погибли сразу три человека. Авария случилась в первом часу ночи вблизи деревни Гришаны. 48-летний водитель Renault Duster выехал на встречную полосу и угодил под Opel Omega, за рулем которого был 57-летний житель Витебска. В результате ДТП водитель Renault Duster скончался на месте происшествия, а его пассажиры – 17-летняя дочь, 42-летняя жена и 16-летний сын – получили серьезные телесные повреждения. Водитель Оpel с незначительными ушибами от госпитализации отказался. Уже в больнице обе пассажирки скончались. Сын остался жив.

«В той ситуации изначально было очевидно, что на встречной полосе оказался кроссовер, – говорит Дмитрий Пиманов. – И именно в нем пострадали люди. При этом при лобовых столкновениях скорости автомобилей суммируются и не имеет значения, какой из них двигался с большей скоростью. Важны конструктивные особенности. И более свежее авто проиграло вчистую старому немецкому автопрому. Исследуя машины после ДТП, приходишь к выводу, что полагаться только на год выпуска транспортного средства нельзя. Многое зависит от того, в каких условиях оно содержится, как за ним ухаживают».

Очевидное – не вероятное

Автоэкспертам важны только конкретные доказательства – они иногда идут вразрез общепринятым понятиям.

«Возьмем стандартную ситуацию: выезжает автомобиль со второстепенной дороги на главную и сталкивается с другим транспортным средством, – дает вводную Дмитрий Пиманов. – Кто виновник ДТП? И вы, и многие другие, и даже сотрудники ГАИ скажут – тот, кто, выезжая со второстепенной дороги, не убедился в безопасности маневра. Более того, с этим соглашается водитель, совершивший маневр. И следователи уверены: все ясно как белый день, не стоит и время терять. Но если в результате такого ДТП кто-то получает тяжкие телесные повреждения, мы приступаем к проведению автотехнической экспертизы и всесторонне изучаем обстоятельства происшествия. И иногда выясняется: водитель, выезжавший на главную, не виноват. Допустим, он посмотрел и понял, что успевает совершить маневр до момента подъезда к перекрестку автомобиля, который движется по главной. И руководствовался тем, что все участники дорожного движения соблюдают ПДД. А водитель, ехавший по главной, превышал скоростной режим, что и привело к столкновению. Наша задача – никому не верить и установить скорость движения транспортных средств перед ДТП. Берем за основу многие параметры, включая следы торможения, видеозаписи, изучаем характер повреждений. И при помощи математических формул, приходим к выводу о том, что если бы водитель на главной дороге двигался с разрешенной скоростью, то он бы к тому моменту, когда выезжала машина со второстепенной, даже не доехал до места трагедии. И это обстоятельство кардинально меняет картину произошедшего».

Страховка

Сотрудники сектора автотехнических экспертиз часто выполняют заказы страховых компаний. Как правило, в случаях, если те подозревают клиентов в мошеннических действиях. Факты, когда люди страхуют авто, а после инсценируют ДТП и заявляют о возмещении ущерба, выявляются с завидной периодичностью.

«Вот в Полоцком районе как-то зафиксировали ДТП, – вспоминает Дмитрий Пиманов. – Дорогостоящий автомобиль врезается в придорожное дерево. Водитель поясняет, что животное перебегало дорогу и, чтобы не допустить столкновения с ним, он начал маневрировать и съехал в кювет. Сотрудники ГАИ фиксируют этот факт, а водитель идет в страховую компанию, чтобы получить возмещение по КАСКО. Естественно, никакого животного не обнаружено – убежало. А повреждений много.

У правоохранителей к этому моменту уже имелись подозрения, что группа граждан участвует в преступных мошеннических схемах с автострахованием. Но подозрения к делу не пришьешь. Нужны доказательства. Мы комплексно изучали все аспекты, предшествующие ДТП. Допустим, могло ли повредиться крыло при въезде в дерево центральной частью автомобиля под определенном углом. А тем более два крыла. И мог ли при этом отвалиться задний блок фар? Кроме того, водитель указал скрытые повреждения в двигателе и коробке передач».

Автотехники скрупулезно изучали все повреждения и пришли к выводу, что большинство из них, учитывая скорость автомобиля, препятствие и другие факторы, произойти не могли. Вскоре выяснилось, что эти граждане пригнали авто из одной из стран Балтии с поврежденным кузовом.

После установили на него новые элементы и застраховали машину. А когда потребовалось ее «разбить» вернули на место родные – поврежденные. В помощь им были предоставлены фотоснимки и видеоматериалы о моменте пересечения этим транспортным средством границы с камер видеонаблюдения, установленных недалеко от места жительства мошенников, и другие данные.

Мелочь

Довольно часто от серьезных дел экспертов отвлекают автовладельцы, которые не могут разобраться между собой, долго выясняют, кто из них виноват в повреждении лакокрасочного покрытия машины при парковках во дворах и у торговых центров.

«К нам за помощью обращаются сотрудники ГАИ, когда выясняют причины образования царапины на том или ином автомобиле, – говорит эксперт. – Человек выходит утром на парковку и, увидев на кузове автомобиля повреждение лакокрасочного покрытия, сразу вызывает ГАИ – заставляет искать виновника. При этом может оказаться, что такая притертость образовалась уже давно и только сейчас владелец обратил на нее внимание. Может, проще купить баночку полироли? В таких случаях изучаются данные камер видеонаблюдения, ведется поиск очевидцев, устанавливаются автомобили, которые в это время разворачивались на площадке или парковались рядом. Я понимаю, когда повреждения более серьезные, а другой участник ДТП скрылся в неизвестном направлении. Его нужно найти и привлечь к ответственности, доказать, что именно его действия повлекли повреждение чужого имущества. И ошибиться нельзя, ведь подозреваемому грозит лишение водительских прав. Но есть случаи, когда оба водителя находятся на месте, ругаются, готовы друг друга избить и не могут сами установить: кто виноват в появлении незначительных притертостей. Более того, виновные потом часто не соглашаются с заключением экспертов, просят назначить дополнительные действия. Ради чего? Думаю, в таких случаях автовладельцам разумнее разбираться между собой самим – выйдет дешевле и сберегутся нервы».

Пилите аккумуляторы

К помощи экспертов-автотехников прибегают не только при расследованиях ДТП и установлении фактов мошенничества при автостраховании. Автолюбители тоже обращаются в управление. Наиболее частая причина – судебные споры с ремонтниками и желание достоверно узнать, качественно или нет сработали специалисты СТО.

«В последнее время мы постепенно начали оказывать платные услуги населению, – отмечает Дмитрий Пиманов. – Иногда устанавливаем причины выхода из строя того или иного агрегата. Запчасти к автомобилям сейчас стоят дорого. Иногда автовладельцы, приобретя некачественный товар, стремятся возместить затраты и получить через суд компенсацию за моральный ущерб. Перед тем как взяться за подобную экспертизу, проводим первичный осмотр детали или узла, оцениваем свои возможности. Если видим, что у нас хватает компетенции, беремся за работу. Озвучиваем свой прейскурант владельцу детали и предупреждаем, что после экспертизы независимо от результата она будет непригодна к применению. И тогда он сам принимает решение: стоит ли в это дело ввязываться? Недавно у нас на экспертизе была аккумуляторная батарея. Для установления истины ее пришлось распилить пополам. Несмотря на то что продавец утверждал, что это замечательный товар, мы доказали обратное: батарея бракованная, не способная держать заряд».

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»

Добавить комментарий