В режиме «Еду домой»

В феврале на границах Польши, а затем и Украины значительно затруднилось передвижение грузоперевозчиков, образовывались очереди и заторы, в том числе и на белорусской стороне. Дело в том, что с 1 февраля российские перевозчики потеряли право передвигаться по территории Польши, как и польские – по территории РФ.

В режиме «Еду домой»

Поводом послужило то, что польская сторона потребовала практически троекратного увеличения размера квот. Россияне с такими условиями не согласились, и переговоры зашли в тупик, сообщает портал tut.by. Российским транспортникам пришлось искать маршруты в Европу в обход Польши. Выросли транзитные потоки через Украину, где активисты решили воспользоваться ситуацией и ввести режим блокады. 11 февраля они объявили о блокаде российских фур на территории Закарпатской области, затем к ним присоединились жители Волыни и других регионов.

14 февраля Россия запретила движение украинских грузовиков, за исключением транзита из Украины в Казахстан. 15 февраля власти Украины временно приостановили транзитные перевозки российскими грузовыми автомобилями по своей территории. 16 февраля Россия полностью приостановила транзит украинских большегрузов по своей территории.

Такова краткая история «обмена любезностями» между нашими странами-соседками. Как же на белорусских перевозчиков повлияла эта неприятная ситуация? Чтобы разобраться в вопросе, мы отправляемся в рейд вместе с сотрудниками отдела контроля транспортной деятельности филиала Транспортной инспекции по Брестской области.

Наш путь лежит в Малоритский район, где находится крупный пункт пропуска белорусско-украинской границы «Мокраны». На так называемом Малоритском перекрестке сходятся дороги на Брест, Кобрин и Малориту. До украинского Луцка – 164 километра. Движение здесь достаточно активное – дорога редко пустует, хотя раньше, по наблюдениям сотрудников инспекции, поток грузового транспорта был еще выше.

Мы находимся в десятке километров от пограничного перехода. С помощью постоянно обновляемой информации с камер наблюдения на сайте пограничного комитета удостоверяемся, что заторов на границе на данный момент нет. Если не знать ситуации, созданной в высоких кабинетах, то и не скажешь, что на дороге есть проблемы. Большая часть российских перевозчиков, которые намеревались попасть в Европу через Украину и не смогли этого сделать, уже скорректировала свои планы – «сарафанное радио» передает информацию быстро. Поэтому сейчас на дороге спокойно.

За несколько часов было проверено больше двух десятков фур, в основном белорусских перевозчиков, а также нерезидентов. С журналистом выразили согласие пообщаться немногие. Водитель Георгий из Минска о ситуации в Украине, хоть и едет оттуда, говорить вовсе не захотел. Объясняет, что его это не касается и важнее думать о безопасности на дороге:

– Я стараюсь ездить без нарушений по двум причинам: это – моя без-опасность и мои деньги. Сколько езжу, знаю, что белорусская Транспортная инспекция работает на совесть, проскочить не получится.

Водитель Александр, работающий в брестской фирме, делится наблюдением:

– У белорусских перевозчиков в Украине сейчас проблем нет. Ходят, например, с фонариком ночью, светят на номера – если наши, то пропускают. Конечно, работать в такой обстановке неприятно.

Водитель Олег работает на фурах 25 лет, сейчас ездит в Украину. Раньше имел собственную машину, был индивидуальным предпринимателем и возил грузы в Санкт-Петербург. Говорит, с одной фурой работать стало невыгодно, потому пошел наниматься в столичную фирму. Водитель отмечает, что лет пять-семь назад и количество перевозимых грузов было больше, и оплата – другой. Олег считает, что ситуация в Украине не такая плохая, как передают средства массовой информации, и что для белорусских перевозчиков сейчас гораздо более актуален вопрос загрузки и наличия заказов.

Похожего мнения придерживается и гомельчанин Сергей, который считает, что, когда условия меняются, главное – уметь под них подстроиться:

– На новые факторы всегда находятся новые решения, а как это повлияет на общую ситуацию с грузоперевозками, покажет время.

граница

Официально

Пресс-служба Министерства инфраструктуры Украины сообщила, что с 16 февраля Украина и Россия договорились о введении режима «еду домой». Это позволит украинским дальнобойщикам, застрявшим в России, и российским водителям, которых блокируют в Украине, вернуться домой.

«Мы договорились о беспрепятственном возвращении в Украину тех украинских грузовиков, которые в результате приостановления транзита остались на территории России или в странах Азии на границе с РФ. Украинская сторона, в свою очередь, позволит проезд по украинской территории российским грузовым автомобилям, которые возвращаются в Россию из стран ЕС», – сказано в сообщении ведомства.

Это решение было согласовано с Министерством транспорта России.

Режим «еду домой» действовал по 25 февраля. Отмечается, что на территории России застряло около 600 украинских дальнобойщиков. На территории Украины – примерно столько же российских водителей.

Кстати, как сообщает портал tut.by, Россия и Украина договорились о возобновлении транзита большегрузов по своим территориям с 25 февраля.

Марта МАРТЫНЮК, «ДТП»