В плотном потоке

В прошедшую пятницу по всей стране Госавтоинспекция проводила Единый день безопасности дорожного движения под названием «Жизнь важнее скорости!». Само название акции отражает ее суть – всегда успевает тот, кто никуда не спешит. И, как показывает практика, мчавшись на перегонки со временем, водители нередко попадают в дорожно-транспортные происшествия, многие из которых заканчиваются трагически. В Витебске в рейд с сотрудниками ГАИ в этот день отправился и наш корреспондент.

Шустрый дед

Пятница. Четыре часа дня. На витебских улицах – плотный поток транспорта. Впереди – выходные дни. Люди спешат с работы домой, многие уже отправляются на дачные участки или в деревни. Вместе со старшим инспектором ДПС батальона ДПС ГАИ УВД Витебского облисполкома Александром Авдеевым мы патрулируем улицы областного центра.

– Поток автомобилей достаточно плотный. В таких дорожных условиях желающих превысить скоростные режимы в городе немного. Да и сделать это трудно. Ну полетишь ты быстро со светофора, а на следующем перекрестке упрешься в хвост стоящим автомобилям… Какой смысл в этом рваном ритме передвижения? Только расход топлива увеличивается.

В последнее время Госавтоинспекция уделяла повышенное внимание вопросам организации дорожного движения в Витебске. Мы плотно работали над созданием «зеленой волны» по основным магистралям города, устанавливали дополнительные светофоры в потенциально аварийных местах, устраивали искусственные неровности при подъезде к пешеходным переходам у школ, размещали камеры видеонаблюдения. В общем, в последнее время проделали огромную работу, которая уже дает свой положительный результат. Превышения скоростных режимов в городе фиксируется немного. И серьезные аварии происходят нечасто, – проясняет обстановку Александр Авдеев.

Наш автомобиль движется по улице Чапаева. И мы, глядя на спидометр, понимаем, что все машины едут примерно в нашем темпе, а значит, скорости не превышают. Чтобы на этой относительно небольшой улице ни у кого не возникало соблазна нажать на газ, перед пешеходными переходами уложены «лежащие полицейские».
И вдруг прямо перед нашим автомобилем дорогу вне пешеходного перехода перебегает мужчина преклонного возраста. Мы не можем проехать мимо, не отреагировав.

– Очень тороплюсь, извините, – оправдывается он.

– Что вам мешало пройти тридцать метров до установленного места для перехода улицы? – спрашивает Александр Авдеев.

– Так я же говорю: очень тороплюсь.

Мужчине пришлось задержаться, пока сотрудник ГАИ составлял протокол и выписывал штраф. И уже никто никуда не спешил.
Чаще всего именно такие «торопыги» и попадают под колеса автомобилей. Им кажется, что машина может мгновенно остановиться после набора скорости, что их все видят и обязательно пропустят. Увы, с внимательностью у водителей – большие проблемы. Об этом свидетельствует работающая в машине Госавтоинспекции рация, где периодически сообщается о мелких ДТП, для разбора которых требуется подъехать сотрудникам ГАИ.

– Большинство аварий в городе происходит именно из-за невнимательности водителей, – говорит Александр Авдеев. – Одни при перестроениях не замечают едущий в соседней полосе автомобиль, другие при парковке задним ходом врезаются в стоящую машину. Много так называемых «притирок», когда повреждения незначительны. В принципе водители могут решить финансовые вопросы между собой по Европротоколу – через страховую компанию. Но почему-то люди не совсем доверяют этому инструменту. Вот и вынуждены мы постоянно отвлекаться на мелкие ДТП, в которых, кроме краски, ничего не пострадало.

На велосипеде, как на автомобиле

А мы тем временем перемещаемся на улицу Зеленогурскую. Это – въездные ворота в город со стороны Минска. Дорога широкая, условия позволяют разогнаться.

– Конечно, можно стать под знаком «Ограничение скорости до 40 километров в час» и штрафовать тех, кто едет чуть быстрее, – рассуждает Александр Авдеев. – Но это было бы не совсем честно. Наша цель – профилактика правонарушений. А значит, и штрафовать надо именно лихачей, а не тех, кто допустил незначительное превышение скорости.

Между тем даже на этом широком участке дороги все спокойно. Мы, конечно, не исключаем, что водители предупреждают друг друга, но прибор фиксации скоростных режимов показывает, что весь транспортный поток движется с установленной скоростью.

Наше спокойствие нарушает велосипедист. При наличии свободного тротуара он движется по проезжей части дороги, чем создает препятствие для водителей. Они вынуждены притормаживать и перестраиваться, обгоняя его.

– Что заставляет вас двигаться по проезжей части при наличии свободного тротуара? – спрашивает Александр Авдеев у нарушителя.

– Привычка.

Как выяснилось, велосипедист – автомобилист с большим стажем вождения, но недавно лишился водительского удостоверения за управление автомобилем в нетрезвом состоянии и пересел на велосипед. Похоже, он искренне не понимал, что ездить ему надо в городе не по проезжей части дороги, а по тротуару. Знания хорошо усваиваются, когда за них платишь. В профилактических целях в отношении мужчины Александр Авдеев составил административный протокол и выписал штраф.

На Зеленогурской мы простояли без результата более получаса, пока в поле нашего зрения не попал «Мерседес», который ехал с превышением скорости. Водителю показали наглядно фото его автомобиля и скорость передвижения, а потому сразу лишили возможности усомниться в правомерности наказания. Примечательно, что он двигался не в потоке со стороны ближайшего к нам светофора, а в гордом одиночестве. Выехал после светофора с пересечения главной дороги с второстепенной.

– Да, дорога свободная была. Я по ней уже 12 лет езжу на работу и обратно. Все было под контролем. Даже на спидометр не смотрел, – оправдывал свое нарушение водитель.

Это не спасло его от штрафа.

Таксист решил убежать

Тем временем наш экипаж получил новую задачу. Поступило сообщение о ДТП на улице Герцена. Нарушитель с места происшествия скрылся.
Наш экипаж – ближайший от места происшествия, а потому и ехать туда должны мы, хотя изначально нам ставились другие задачи.
Недалеко от перекрестка со светофорным объектом видим кроссовер Mazda CX-7 с включенной аварийкой и выставленным знаком аварийной остановки. Рядом находится мужчина с опустошенным видом. Следов аварии на первый взгляд не видно.

– Понимаете, – сбивчиво говорит водитель кроссовера, – я ехал спокойно с работы домой. Остановился на красный. Впереди меня стоял поток транспортных средств.

Вдруг слышу – удар сзади. Мы внимательнее осматриваем машину. Действительно, на бампере слева сзади видно, как другой автомобиль терся о кроссовер. Повреждения незначительные. Беда в другом – виновник аварии скрылся с места происшествия.

– Вначале он остановился. Я ему кричу: куда ты так летишь? Он в ответ: на зеленый! Какой зеленый, если красный для всех горел? Я действительно думал, что все проблемы можно решить через страховую компанию, но когда водитель такси, на той машине были плафон и желтые полосы, дохнул в мою сторону, я понял, что он еще и в нетрезвом состоянии. Я услышал характерный запах алкоголя и сразу вызвал ГАИ, – рассказывает водитель.

Мы производим все необходимые в таких случаях замеры и устанавливаем, что автомобиль-такси «Ниссан-Примера», который, по словам водителя «Мазды», чуть не снес его с дороги, свернул в ближайший к месту происшествия двор. К этому времени нам становятся уже известны и госномер такси, и фамилия владельца, и даже номер его мобильного телефона.

Первая мысль: позвонить. Вдруг человек одумается, извинится… Увы, таксист уже был недоступен. И мы приступаем к поискам его автомобиля. К счастью, уехать ему далеко не удалось. «Ниссан» находился в соседнем с местом происшествия дворе. Состояние автомобиля косвенно говорило о том, что водитель был нетрезв. А как еще объяснить, что таксист снял плафон, который еще совсем недавно стоял на месте – имеется фото на мобильном телефоне, и оборвал желтую полосу с левой стороны, а ту, что справа и на которой видны последствия притирки с кроссовером, оставил на месте. Двери автомобиля были закрыты.

Мы не стали заниматься поисками беглеца в большом городе. Александр Александрович задокументировал данные, вызвал эвакуатор, и автомобиль-такси был доставлен на штрафстоянку ГАИ. Рано или поздно владелец сам придет за ним и, по всей видимости, будет лишен водительских прав. Прежде чем совершить какие-либо действия, нужно подумать, к каким последствиям они приведут.

…Начинало темнеть, и я поехал домой. А Александр Авдеев остался патрулировать улицы ночного города, когда поток машин меньше, а скорости выше.
Напоминаем, что за нарушение скоростных режимов предусмотрена административная ответственность от одной до 10 базовых величин. При повторном нарушении в течение года – вплоть до лишения права управления сроком до одного года.

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»