За 40 лет своей деятельности в учебно-производственном унитарном предприятии «Гомельская областная автомобильная школа» ОО БОАМЛ подготовлено порядка 40 тысяч водителей и 20 тысяч мотоциклистов.
– За прошедшие годы автошкола не раз переживала взлеты и падения, – рассказывает председатель Гомельской областной организации БОАМЛ Надежда Дрозд. – Особенно трудно пришлось коллективу в 1990-х — начале 2000-х годов. Существовала большая задолженность по налогам и зарплате, финансовых средств не было. Помощь оказала наша организация, оплатив лицензирование. В дальнейшем рассчитывать можно было только на деньги, заработанные от учебной деятельности. Постепенно погасили все задолженности и даже приобрели два новых автомобиля, 12 компьютеров, ксерокс, два принтера, собственными силами отремонтировали класс ПДД. Вскоре появилась возможность за счет собственных средств пополнить парк учебных автомобилей. Покупали отечественного производства, так как запасные части к ним были дешевле. К 2006 году в областной автошколе БОАМЛ уже имелось 14 автомобилей ВАЗ, пять – «Фольксваген» и «Опель». По тем временам это было неплохо. Но заработанных автошколой денег на ее содержание и дальнейшее развитие по-прежнему не хватало. Выручала собственная ремонтная база и хорошие специалисты – сварщик, слесарь, механик.
Шло время, в автошколе менялись руководители, но парк автомобилей не обновлялся. Появились конкуренты. Средств на развитие хронически не хватало. В 2010 году директором Гомельской областной автошколы был назначен Сергей Кириков. В 2007-м он начинал здесь механиком, два года работал заместителем директора и вот уже шесть лет руководит коллективом. Надо сказать, хозяйство Сергею Степановичу досталось незавидное: в парке в основном «Жигули» шестой модели – ржавые, крашеные до половины кисточкой. Недовольные машинами госавтоинспекторы, нелестные отзывы от учащихся и мастеров… Но тогда, по словам Сергея Кирикова, особого выбора автошкол в Гомеле не было – всего три.
– Очередь в нашу, несмотря на отдаленность от центра города, была расписана на год. Цены фиксированные, не росли, – вспоминает Сергей Степанович. – Я, признаться, был озадачен: зачем выстраивать очередь на год вперед, если есть классы для занятий и можно просто увеличить число курсантов в группах. Однако нужны были новые учебные автомобили. В то время уже начали образовываться частные школы, они приобретали иномарки, хоть и подержанные. В результате желающих учиться у нас резко поубавилось…
Вместе с креслом директора Сергей Кириков приобрел «головную боль» – как обновить подвижной состав.
– Мне тогда необыкновенно повезло, – рассказывает он. – Мы оказались первыми покупателями открывшегося в Минске салона по продаже автомобилей «ДЭУ». Им надо было продать, нам – купить. Составили договор и отдали первый взнос. Сразу взяли в рассрочку восемь автомобилей «ДЭУ-Нексия». Шел 2010-й. Тогда мы открыли свои филиалы в Добруше и Брагине – теперь эти машины работают там.
Сегодня в областной автошколе Гомеля все учебные автомобили новые – полностью парк удалось обновить в 2013 году. Снова взяли технику в автосалоне в рассрочку, в этот раз – десять «Чери» белорусской сборки. Руководитель школы машинами доволен. По его словам, в процессе их эксплуатации на протяжении двух лет не возникало никаких проблем. Сейчас в парке авто-школы 20 автомобилей, возраст пяти из них – менее пяти лет, а значит, и техосмотр, и транспортный налог значительно меньше. Есть возможность экономить.
Сергей Степанович считает, что в год надо покупать хотя бы один автомобиль. Ведь новые машины способны привлечь новых курсантов. И привлекают, несмотря на незавидный район размещения автошколы. Не секрет, что сегодня всем хочется учиться вождению на новых машинах, изучать Правила дорожного движения в современных, хорошо оборудованных классах.
С этим в Гомельской автошколе БОАМЛ – полный порядок. Я, в очередной раз переступив порог учебного заведения, ее просто не узнала. Когда-то старенькое, неказистое здание на улице Котовского радикально преобразилось.
– Всегда считал: и подвижной состав, и социальная сфера должны быть в приоритете, – говорит Сергей Кириков. – С обновления материальной базы я и начал свою работу в качестве руководителя. Ведь это во многом имидж предприятия! Однако при существующем положении дел заработанные деньги надо было экономить, поэтому многое делали своими силами. Здание было старым, с деревянными перегородками, скрипучим полом, окна – со щелями. Все переделывали, выбрасывали, ломали, вместо старых убогих кабинетов и классов создавали новые – просторные, светлые. Ремонт производили постепенно, по мере зарабатывания денег. Параллельно покупали новое оборудование, макеты, учебные пособия и стенды по ПДД и устройству автомобилей. Классы преобразились. Раньше ведь как было? Люди приходят и видят избушку на курьих ножках. Смотрят, записываются на учебу, а потом на занятия не являются – выбирают более презентабельную школу. Сейчас к нам учиться идут с удовольствием. Впрочем, как и работать.
Руководитель школы отмечает: общими усилиями удалось создать и по-настоящему сплотить хороший, дружный коллектив. Деньги не проедали, зарплату платили достойную, не меньше, чем в других автошколах. Но честно ее отрабатывать поначалу хотели не все, поэтому с некоторыми преподавателями пришлось расстаться. Сергей Степанович уверен: нельзя делать вид, что работаешь на все сто, надо действительно работать. Авторитет завоевать нелегко, а потерять – раз плюнуть.
Высокие требования, контроль и жесткая дисциплина не отпугнули профессионалов. К примеру, старшего мастера производственного обучения с 20-летним стажем Олега Чистых. 13 лет работает в автошколе слесарь по ремонту автомобилей Виктор Чепурных, семь – преподаватель Николай Кириленко. Хорошо себя зарекомендовал преподаватель Александр Давыденко. Недавно ушел на заслуженный отдых ветеран предприятия преподаватель Анатолий Гореликов, работавший в автошколе с момента ее образования. Здесь помнят замечательного сварщика-кузовщика, ныне – пенсионера Михаила Романькова.
Остальные сотрудники – способные молодые люди, такие как мастера производственного обучения Владимир Васильков, Андрей Боев, Андрей Воспуков. Андрей Боев попробовал работать еще на полставки преподавателем, у него получилось.
Благодаря усилиям руководства по улучшению качества обучения сегодня автомобильная школа БОАМЛ в Гомеле на слуху. Сюда идут доучиваться после других учебных организаций, записываются на дополнительные занятия. Среди благодарственных слов в книге отзывов есть и такие: «… мы у вас за несколько занятий узнали больше, чем за весь срок обучения в соседней автошколе…» О высоком рейтинге говорят и опросы курсантов – многие из них пришли в автошколу по совету друзей и знакомых, которые здесь учились раньше.
Действительно, для привлечения учащихся делается многое. Создан хороший сайт в Интернете. У курсантов есть возможность в любое время дополнительно позаниматься на компьютерах в современных учебных классах, причем бесплатно. Для студентов, многодетных, несовершеннолетних и именинников предоставляются 10%-ные скидки. Каждый может выбрать обучение по вкусу: в вечерних, выходных или дневных группах. Для максимального удобства учащихся занятия ведутся также в арендуемых классах в центре города, где одновременно занимаются 60 человек.
К сожалению, в последние два года по сравнению с предыдущими количество обучаемых несколько уменьшилось. Да и учащиеся стали заметно менее ответственными. Об этом говорит один из опытнейших преподавателей Александр Давыденко:
– Воспитываем курсантов, применяем систему пересдачи зачетов. Не подготовился – оплачивай и приходи, занимайся. Пересдача обходится в 5 рублей. За пропуски отчисляем или по желанию учащегося переводим в другую группу с более поздним сроком обучения. Статистика свидетельствует, что внутренний экзамен в автошколе, как правило, с первого раза не сдают 10-15 процентов наших учеников, а вот в Госавтоинспекции – от 20 до 30 процентов. Теория всегда сдается лучше, чем вождение.
Александр Давыденко уверен: курсантов надо учить оценивать ситуацию на дороге и уметь применять правила в каждой конкретной дорожной ситуации. Проблема в обучении – это ошибки в распространенных для продажи дисках – конспектах по ПДД.
– Но главная проблема в другом, – считает директор автошколы
БОАМЛ Сергей Кириков. – Предприятие должно иметь равные условия хозяйствования со своими конкурентами – частными автошколами. К сожалению, сегодня в отличие от нас частники работают без НДС. К тому же у многих из них нет ни собственных автомобилей, ни помещений. Все арендованное, а значит, не надо платить налоги.
Пройдясь по учебным классам и кабинетам, обращаю внимание на чистоту и порядок, добротные учебные пособия и стенды по ПДД и устройству автомобилей. Радуют глаз и бегущие по улицам города новые автомобили с логотипом автошколы. Внушают доверие вежливые в обращении с курсантами мастера производственного обучения и грамотные, интеллигентные преподаватели.
Пока этот слаженный, нацеленный на качественные результаты коллектив работает, будущее Гомельской областной автошколы – в надежных руках.
Людмила КОПАТЬ, «ДТП»