Окончание. Начало в № 16 от 27 апреля
17 апреля на базе диагностической станции № 210 УП «Белтехосмотр» был проведен семинар на тему «Внедрение требований ISO/IEC 17020 «Оценка соответствия. Требования к работе различных типов органов, проводящих инспекции» для аккредитации станций технического осмотра транспортных средств».
Гвоздем семинара стал эксперт международного класса из Грузии Паата ГОГОЛИДЗЕ. В рамках своей презентации он поднял вопрос о внедрении требований международного стандарта ISO/IEC 17020 «Оценка соответствия. Требования к работе различных типов органов, проводящих инспекции» (далее – ISO/IEC 17020) для аккредитации станций технического осмотра транспортных средств, а также другие, например, почему аккредитация инспекционных органов должна проводиться именно по ISE/IEC 17020, какая еще нормативно-правовая документация международного уровня необходима и каким образом она завязана на продвигаемом стандарте.
Далее специалист по технической экспертизе рассказал, как прошла реформа на основе внедрения ISO/IEC 17020 в Грузии, как работу диагностических станций по проведению технических осмотров транспортных средств, именуемых в солнечной республике периодическими техническими инспектированиями (ПТИ) поддерживает государство и как создаются условия по обеспечению беспристрастности при аккредитации и работе частных станций диагностики (в Грузии отсутствуют станции с государственной формой собственности именно с целью исключения влияния вышестоящего органа на работу подчиненного ему предприятия).
Поскольку Паата Гоголидзе уже значительное время занимается в Беларуси экспертизой данного вопроса, то у консультанта сложилось собственное мнение, касающееся сближения нормативно-правовой базы Беларуси по инспекции технического состояния автомобилей с общеевропейской. Свои предложения он вынес на суд собравшихся профессионалов.
Вторая часть семинара имела более практическую окраску. Первым слово для выступления взял начальник диагностической станции № 237 ЧТУП «ТузинТрансАвто» Юрий Крот. Это предприятие первым в Республике Беларусь прошло аккредитацию соответствия нормам ЕКМТ типа С. Обсуждение опыта ее работы по новым стандартам европейского уровня между коллегами проходило в живой и доброжелательной обстановке.
От имени частной консалтинговой компании «Метрологическое агентство» выступил Павел Корзун. Он рассказал, что эта организация не только занимается метрологическим обеспечением предприятий, но и проводит консультации в области внедрения стандартов серии 17000 (ГОСТ ISO/IEC 17020, -17021, -17024, СТБ ИСО/МЭК 17025), калибровку измерительных систем и, главное, обучение персонала, который в связи с обеспечением принципа беспристрастности должен больше уделять внимания приборному, а не визуальному контролю техпроцессов (сегодня это распределение составляет 79:21 в пользу визуального метода). Кроме всего прочего, метролог сформулировал золотое правило оплаты труда инспекторов: она никогда не должна зависеть от результатов инспекции. Он же представил матрицу стандартных требований к персоналу диагностических станций.
И, наконец, все внимание снова было приковано к международному консультанту. Сначала Гоголидзе отвечал на вопросы, поступившие от присутствовавших и подготовленные заранее Минтрансом. В основном собравшихся интересовал процесс организации прохождения ПТИ гражданами Грузии.
Грузинский опыт
Диагностические станции открыты на базе частных юридических лиц, но не ИП. Все они, собравшись, основали Ассоциацию станций. Именно она заказала программное обеспечение у совместной германо-грузинской IT-компании для проведения ПТИ. Для функционирования программного продукта была создана общегрузинская база транспортных средств. В программу поступают сведения от грузинской ГАИ и с камер видеонаблюдения, установленных на дорогах страны. Уровень опознания транспортного средств таков, что не требует наклеивания на лобовом стекле наклеек о прохождении техосмотров.
Желающие пройти ПТИ могут онлайн записаться через веб-страницу в любой аккредитованный диагностический центр в удобное для себя время, указав лишь государственный номер транспортного средства.
Во исполнение принципа обеспечения беспристрастности посторонние лица, в том числе собственник, не допускаются в зону проверки транспортного средства. Для них созданы помещения для отдыха, откуда они могут наблюдать за процессом.
Цена аккредитации ПТИ в больших городах выше, чем в малонаселенных пунктах. Для создания новых станций диагностики необходимо, чтобы их расчетная пропускная способность была не менее полутора тысяч в год, иначе точка окупаемости наступит позже чем через 15 месяцев, и т.д.
В случае непрохождения транспортным средством ПТИ владелец обязан в месячный срок устранить выявленные неполадки. Повторное ПТИ проходится бесплатно. Однако если владелец автомобиля не уложился в отпущенный срок, то электронная система слежения ежедневно штрафует водителя, причем размер штрафа соизмерим со стоимостью техосмотра.
Затем Паата Гоголидзе продемонстрировал участникам семинара компьютерную программу прохождения ПТИ в Грузии, к сожалению, на грузинском языке.
Далее участники семинара покинули актовый зал филиала УП «Белтехосмотр» и переместились на первую линию диагностической станции № 210, где в тестовом режиме был проведен условный технический осмотр одного из личных автомобилей участников мероприятия. На участках контроля выхлопных газов, работы тормозной системы и света фар соответственно была представлена работа дымомера и газоанализатора, немецкого тормозного стенда «Картек» и СКО-Свет-А. Международный эксперт по инспекции убедился, что уровень технической оснастки белорусских диагностических станций ничуть не уступает грузинскому и европейскому.
А впереди еще долгая дорога, тяжкий путь по внедрению требований ISO/IEC 17020 для аккредитации станций технического осмотра транспортных средств в Беларуси…
Оксана ГУЧЕК, «ТБ»