ЭТО – ПРО КОМАНДУ КОНТАКТНИКОВ БАРАНОВИЧСКОЙ ДИСТАНЦИИ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ
Николай САХАРЧУК возглавляет дистанцию электроснабжения Барановичского отделения дороги уже 14 лет. За это время под его руководством здесь сложился дружный сплоченный коллектив энергетиков, способный успешно решать сложные производственные задачи. Всего в штате – 230 человек, из них 95 электромехаников, 22 управленца, а также электромонтеры, водители транспортных средств, строители и другие специалисты.
Кроме основной деятельности по энергообеспечению объектов железной дороги, предприятие обслуживает и частный сектор. Выделяется по заявкам населения транспорт, производятся проверка и ремонт в жилых домах электропроводки, оказываются другие виды услуг.
Об успехах коллектива свидетельствуют производственные показатели. Так, выручка от реализации за 11 месяцев прошлого года составила 19.388 тыс. рублей, или 106,4% к плану и 116,4% к соответствующему периоду прошлого года. Выросла прибыль. Она составила 953 тыс. рублей, или 105,4% к 2015-му. Словом, как и прежде, сделан уверенный шаг вперед в производственной деятельности.
– 22 декабря 1982 года из Столбцов в Барановичи отправилась первая электричка, – рассказывает начальник контактной сети дистанции Георгий Волосевич.
Георгий Александрович в 1982-м окончил ПТУ-5 российского города Вязьма. Пять лет трудился на электромонтаже. Как он сам говорит, мотался по всему бывшему Союзу: Амурская и Читинская области, Подмосковье, Украина… А 22 декабря 1988 года решил остановиться в Барановичах. Сначала был простым электромонтером. Окончил Оршанский колледж железнодорожного транспорта. С 2002-го трудится начальником цеха района контактной сети.
– Не каждый электрик годится в контактники? – интересуемся у начальника.
– Конечно. Во-первых, к кандидату предъявляются повышенные требования на знание теории в области электричества. Во-вторых, это должен быть дисциплинированный и ответственный человек. И, в-третьих, его здоровье должно быть примерно таким, как у летчика или космонавта.
– Но ведь контактнику не надо сидеть за штурвалом.
– Зато они верхолазы. Именно поэтому одним из основных критериев является здоровье. Работать на линии приходится в условиях непрекращающегося движения поездов. Причем на высоте от шести до 22 метров и при высоком напряжении – 27 тысяч вольт переменного тока. Так что трудиться у нас могут только смелые и мужественные люди. Как говорится, есть такая профессия – железную дорогу электричеством снабжать.
– Были случаи, когда молодые специалисты не отвечали этим критериям?
– В основном приходят устраиваться молодые, здоровые, крепкие мужчины. Однако через некоторое время выясняется, что некоторые высоты боятся. А значит, для нашей работы не годятся.
– На высоте работают в диэлектрических перчатках?
– Нет, в специальных рукавицах.
– Тогда что защищает от поражения электротоком?
– Изолирующие вышки (лейтеры) и монтажные площадки. Сама вышка выполнена из пластика. Для короткого замыкания электрической цепи отсутствует «нулевой» провод.
– В общем, работа эта, как в песне поется, и опасна, и трудна. Были трагические случаи?
– К огромному сожалению, были. Причины банальные. Контактники не соблюдали элементарных требований техники безопасности при работе с высоким напряжением. Чаще бывает, что посторонние люди, не имеющие никакого отношения к производству работ, попадают под высокое напряжение, например, спрятавшись на крыше электропоезда. У нас, к счастью, такого не было. Зато много дипломов за призовые места в ежегодных конкурсах профмастерства и в честь машиниста В.А. Яцкевича (по охране труда и БД).
– В контактной сети трудятся истинные мастера своего дела?
– К таким в первую очередь относится старший электромеханик Владимир Грицевич. Он образец того, как надо исполнять свои служебные обязанности и дорожить честью трудового коллектива. Трудится здесь с 1982 года. В 2015-м достиг пенсионного возраста, но по-прежнему остается жизнерадостным оптимистом, готовым прийти на помощь своим товарищам по общему делу. Пользуется заслуженным авторитетом в коллективе.
Такими же деловыми качествами, по словам Георгия Волосевича, обладают Алексей Хайбулин, Игорь Бычек и другие специалисты.
На конкурсе профессионального мастерства по ускоренным методам восстановления контактной сети, который проходил в прошлом году в Оранчицах (Брестское отделение Белорусской железной дороги), дружная команда барановичских контактников заняла второе место. Вот уж и действительно мастера своего дела.
Константин СТАНКЕВИЧ