Сто деревьев Ильи Проваторова

С Ильей Иосифовичем мне посчастливилось познакомиться в период его работы в Минском аэроклубе ДОСААФ. И повод был достойный – ветерану Великой Отечественной войны и оборонного общества, почетному члену ДОСААФ, капитану в отставке Илье ПРОВАТОРОВУ было предложено вручить стипендию имени космонавта Владимира Коваленка, учрежденную ДОСААФ, лучшему курсанту авиационного факультета Военной академии.

v-organizatsiyah-dosaaf-1 v-organizatsiyah-dosaaf-2 v-organizatsiyah-dosaaf-3

Такая церемония проводится каждый год. Первую стипендию будущим военным летчикам-белорусам вручал наш земляк – летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник в отставке Владимир Коваленок. После этого ежегодно стипендиатов награждали самые авторитетные авиаторы страны. В их числе абсолютно заслуженно оказался и Илья Проваторов.

Трудно представить, но Илья Иосифович проработал в родном ему Минском аэроклубе ДОСААФ ни много ни мало 58 лет! Был живой легендой и его своеобразной визитной карточкой. Даже в свои 94 года он трудился аккумуляторщиком-компрессорщиком в своей организации.

В свободное время ему было особенно приятно пройтись по тенистым дорожкам яблоневого сада, который много лет назад высаживал с сослуживцами на территории этой знаменитой воздушной гавани. Илья Иосифович шел, любуясь красотой природы, и частенько вспоминал свою молодость, друзей, разные периоды в жизни аэроклуба. Все это за многие десятилетия сплелось в один тугой клубок…  

Родился Илья Проваторов 25 июля 1922 года в деревне Стремоуховка Льговского района Курской области в обычной крестьянской семье. Родители, несмотря на все трудности, выпавшие на их долю, достойно воспитали сына.

В 1940-м Илья поступил в механико-технологический техникум маслобойной промышленности. Это был период, когда советская молодежь грезила авиацией. Еще свежи были подвиги папанинцев, челюскинцев, Чкалова и Гризодубовой. Все восхищались авиационными рекордами, покоренными высотами и фантастическими беспосадочными перелетами. Молодежный лозунг «Даешь 100 000 пилотов стране!» не оставил равнодушным и юного Илью. По призыву комсомола Проваторов стал спортсменом-парашютистом, без отрыва от учебы посещал Воронежский аэроклуб Осоавиахима.

Потом он рискнул попытать счастья – подал заявление на должность учлета в Воронежский аэроклуб. И прошел конкурс, где на одно место претендовало 10 человек. Уже вскоре упругая струя воздушного потока под крылом самолета У-2 подняла его в небо и навсегда связала с авиацией.

– Недалеко от аэроклуба, – как-то вспоминал Илья Иосифович, – была фабрика-кухня, где учлеты стояли на довольствии. Там повара раскладывали разные вкусные блюда, ставили их на медленно движущуюся ленту, и мы, курсанты, могли брать все что хотели. Вот тогда я, вечно голодный студент техникума, наконец понял, что значит «наесться от пуза».

Илья получал стипендию учлета и помогал родителям деньгами. Отец работал на угольном складе, а зарабатывал всего 180 рублей (это примерно 150 нынешних белорусских рублей). Сын же присылал со своей стипендии почти столько же. Честно говоря, родители сначала сильно волновались, где Илья берет деньги, думали, не связался ли с кем.

1940 и 1941 годы в запале увлекательной учебы пролетели для учлета Проваторова очень быстро. Под крылом самолета он оставил более 100 вылетов и успешно окончил программу летного обучения в аэроклубе. Затем всех выпускников направили в Саратовское училище военных летчиков, где Илья проучился шесть месяцев. Здесь его и застала война.

Училище преобразовали в планерно-десантное, и в начале 1942-го второе летное отделение перевели в Чкаловское училище под Оренбург. Там Илья Иосифович учился до 1944 года. В мае училище перевели в Ворошиловград (нынешний Луганск), а в июне Проваторов закончил его. 90 процентов их выпуска попало на фронт в Яссо-Кишеневский район боевых действий. «Большинство там и осталось», – грустно отмечал Илья Иосифович.

По некоторым данным, тот выпуск составлял более 800 человек. Только шесть из них, в том числе и Проваторов, как отличники учебы и методически грамотные офицеры попали в 43-й штурмовой запасный авиаполк в город Васильков, в Киевский военный округ. «Свежеиспеченные» младшие лейтенанты прошли курс боевого применения штурмовиков Ил-2 и были оставлены летчиками-инструкторами.

Как истинный патриот Родины Проваторов рвался в бой, желая бить ненавистного врага и приближать победу. Однако все его просьбы о переводе на фронт были отклонены. Как одному из лучших офицеров ему было поручено готовить молодых летчиков к боевому применению на штурмовиках Ил-2.

Фронт требовал все больше подготовленных пилотов. Проваторов выпустил в боевой полет более 100 летчиков-штурмовиков. И если применить простую арифметику, учитывая, что каждый воспитанник Ильи Иосифовича до 9 мая 1945 совершил десятки боевых вылетов, то счет им идет на тысячи. За это время воспитанники Проваторова успели уничтожить огромное количество военной техники и живой силы противника. И в этом есть большой вклад Ильи Иосифовича в победу над фашизмом. За самоотверженную службу он был удостоен ордена Красной Звезды, медалей «За боевые заслуги» и «За победу над Германией», других наград.

Торжественный день окончания Великой Отечественной войны застал Проваторова в Василькове. Запасный авиаполк перевели в Германию в состав второй оккупационной армии, авиационные полки которой базировались также в Чехословакии и Австрии.

В 1946 году в Вооруженных Силах СССР проходило большое сокращение армии. Попала «под нож» и авиация, но Проваторова как высококлассного летчика оставили служить. Попал он в Ивано-Франковск (в ту пору – Станислав), осваивал истребитель Ла-5.

Довелось служить решительному офицеру и на Дальнем Востоке, куда сам напросился. Там, на заснеженном и продуваемом насквозь ветрами Сахалине, Илья Иосифович встретил свою будущую жену. В 1952 году сыграли свадьбу. На дальнем острове у молодой семьи родилась дочь Тамара. Десять лет были отданы службе на Сахалине. Там же осталась частица молодости, семейного счастья и длинная березовая аллея, высаженная заботливыми руками Проваторова.

В 1957-м семья прибыла к новому месту службы – в Краснознаменный Белорусский военный округ, город Лиду. Илья Иосифович участвовал в перевооружении Лидской авиадивизии на реактивные самолеты МиГ-15, обучал личный состав в качестве летчика-инструктора. В Лиде у Проваторовых родился сын.

Интересно, что среди обучаемых Ильи Иосифовича оказался будущий начальник Минского аэроклуба ДОСААФ Григорий Удовиченко. Это обстоятельство затем помогло Илье Иосифовичу при «хрущевском» сокращении авиации.

В 1958 году всех летчиков старше 35 поблагодарили за службу и проводили из авиации. Проваторову тогда шел уже 37-й год. Ни богатый опыт, ни множество освоенных типов воздушных судов, ни преданность авиации, ни особые заслуги не пошли в зачет. 17 лет в военной авиации закончились для капитана Проваторова увольнением в запас. И именно Григорий Удовиченко через год помог своему бывшему инструктору устроиться в Минский аэроклуб ДОСААФ, где тот прошел курс обучения уже на учебно-тренировочном самолете. 

К моменту прихода в аэроклуб, который почти на 60 лет стал его вторым домом, Илья Иосифович уже налетал более 3000 часов на учебных и боевых воздушных судах, таких как У-2, Р-5, СБ, Ил-2, Ил-10, Ла-5, Ла-7, МиГ-15. И еще три года учил молодых ребят летать на Як-18.

В 1960 году авиационная медицина вынесла Проваторову вердикт: летать по состоянию здоровья нельзя. Илье Иосифовичу пришлось переквалифицироваться в коменданты аэродрома Боровая. В этой должности он добросовестно проработал 15 лет. С 1975-го до 2016-го Проваторов трудился аккумуляторщиком-компрессорщиком.

За свою долгую и насыщенную жизнь он заработал свыше 130 различных поощрений, его фотография многие годы не сходила с Доски почета работников ДОСААФ. А еще он вырастил достойных детей, внуков и правнуков.

– Я прожил счастливую жизнь и другой судьбы не желал бы, – сказал Илья Иосифович, когда ему было уже за девяносто. – Спасибо нашему начальнику Николаю Петровичу Мочанскому, который придал второе дыхание Минскому аэроклубу ДОСААФ, сохранил его лучшие традиции и создал много хорошего.

К сожалению, годы берут свое, и недавно, на 95-м году жизни, Илья Иосифович ушел от нас навсегда. В сердцах досаафовцев он остался истинным патриотом, отдавшим свои силы служению Родине, и человеком, навсегда преданным ее авиации.

Андрей ДРОБ, начальник пресс-центра ДОСААФ