Сегодня водительское удостоверение может получить практически каждый желающий. Однако говорить об ажиотаже, который наблюдался еще несколько лет назад в автошколах, нынче не приходится. Запись идет практически за одну-две недели. Порой группы заполняются лишь наполовину.
Чем живет сегодня автошкола? Какие требования к ней следует предъявлять? Как повысить мастерство? Каковы новые подходы к обучению вождению?
Об этом и многом другом интервью с председателем Могилевской объединенной организационной структуры ДОСААФ Дмитрием Телышевым, подполковником запаса, возглавившим автошколу в феврале 2016 года.
С 1 февраля 2016 года деятельность унитарного предприятия «Техническая объединенная школа № 1» ДОСААФ прекращена в связи с реорганизацией в форме присоединения к Могилевской объединенной организационной структуре ДОСААФ.
– Сегодня Могилевская ООС обладает современной учебно-материальной базой, имеет 11 сертификатов на подготовку и переподготовку водителей МТС категорий А, В, С, В и С, D, Е, ВЕ, СЕ, DЕ, водителей газобаллонных легковых и грузовых автомобилей, – рассказывает Дмитрий Телышев. – Осуществляет подготовку водителей-электриков для Вооруженных сил. В школе работают спортивные секции по стрельбе пулевой из пневматического оружия, ракетомодельному спорту. В ноябре 2012-го начата подготовка водителей-инвалидов и водителей для международных перевозок пассажиров и грузов.
Если говорить об автошколе в непростое для всех время, то стараемся жить за те средства, которые получены в качестве платы за обучение. Вкладываем их в совершенствование материально-технической базы: на модернизацию автодрома, приобретение новых автомобилей, компьютеров, патриотическое воспитание молодежи, развитие авиационных и технических видов спорта.
На мой взгляд, сегодня ни одна автошкола не может успешно развиваться без современной материально-технической базы. И, несмотря на то что многое в данном направлении сделано, работа по совершенствованию базы продолжается.
В частности, если говорить о наиболее популярной категории В, то число желающих получить водительское удостоверение заметно снизилось. И причина здесь одна: люди в первую очередь думают о хлебе насущном, а не об обучении вождению. Об очередях и речи не идет. Но для нашей школы это не критично. Несмотря на летний сезон, продолжаем набирать группы курсантов.
Сегодня мы используем всевозможные средства агитации и популяризации оборонного общества среди могилевчан. Посещаем предприятия, организации и учебные заведения. Есть идея по опыту брестских коллег побывать в обще-
образовательных школах. Хотим набрать группу 10-классников для обучения категории В. При успешной сдаче внутришкольных экзаменов они получат свидетельство об окончании автошколы, а по достижении 18-летнего возраста смогут сдать экзамены в ГАИ.
– Не рановато ли обучать азам вождения?
– Решение об обучении в автошколе будут принимать родители, чтобы их ребенок в летний период был занят делом. Кроме того, в некоторых странах водительское удостоверение можно получить уже в 16 лет. В Беларуси с этого возраста парни и девушки уже могут изучать теоретический курс Правил дорожного движения и приобретать навыки вождения с инструктором. Несомненно, совершеннолетний гражданин – это наиболее оптимальный возраст для получения удостоверения. Однако, как показывает практика, многие из тех, кто приходит в автошколу, уже сидели за рулем. Чаще всего родители начинают их понемногу учить еще с 13–14 лет, хотя это не оговорено законом. И мы не можем этот факт игнорировать. Современная молодежь более продвинутая, быстрее учится. И подготовка водителей не может находиться в застывшем состоянии. Мы должны учитывать все новинки научно-технического прогресса и особенности интеллектуального развития молодежи.
Понимая, что между окончанием автошколы и сдачей экзаменов в ГАИ пауза будет большой, а пройденный материал необходимо постоянно повторять, мы предусматриваем для ребят, завершивших обучение, предоставлять бесплатно компьютерные классы и консультацию преподавателей.
– Что скажете о женщинах-водителях?
– Дамы уже давно стали полноправными участниками дорожного движения и не самыми худшими, между прочим. Они с легкостью управляют микроавтобусами, а некоторые лихо – городскими автобусами и даже грузовыми машинами. Вот и в нашей школе прослеживается тенденция по увеличению количества девушек, желающих получить водительское удостоверение. Порой в группе девушки составляют до 70% обучаемых. Как показывает практика, они более дисциплинированны, ответственны и спокойны. А требования к автошколе у них выше. Девушки хотят учиться на иномарке, чтобы машина была новая, компактная, легкая в управлении. Мы все это учитываем. Поэтому поэтапно обновляем автопарк. Теоретическая подготовка и сдача ПДД полностью компьютеризированы. Кроме того, в ближайшее время планируем открыть новый класс, оснащенный 20 компьютерами.
– Как, на Ваш взгляд, подготовить молодого водителя, чтобы из стен автошколы он вышел с хорошим багажом знаний и навыков?
– Качественная и профессиональная подготовка зависит как от автоучебных организаций, так и от самих курсантов. Все люди разные: кому-то лучше дается теория, кому-то нужно меньше занятий, чтобы освоить практику. Это приводит нас к необходимости дифференцировать обучение. В автошколе уже существует практика, когда по совету мастера или личному желанию курсанта предоставляются дополнительные часы для обучения практическому вождению. Быть мастером производственного обучения не просто, необходимо иметь талант и мастерство. Как он научит курсанта, так тот и поедет. Неслучайно ДТП с участием молодых водителей объясняется как сознательным нарушением Правил дорожного движения, так и отсутствием навыков управления в экстремальных условиях. Попадая на дороге в сложную ситуацию, молодые водители не всегда могут правильно оценить обстановку и справиться с управлением, что и приводит к дорожно-транспортным происшествиям.
– На чем базируется Ваша организация?
– Могилевская объединенная организационная структура ДОСААФ – это просторный учебный корпус, хорошо оснащенные и оборудованные классы для каждой категории водителей, лаборатория по устройству и обслуживанию автомобилей, электриков осветительных и силовых электростанций, гаражи для грузового и легкового автотранспорта, автодром для обучения управлению транспортными средствами, компьютерный класс, классы автотренажеров и по медицинской подготовке. Теоретические и практические занятия, а также воспитательная работа с учащимися автошколы проводятся качественно и на высоком уровне. Учебные классы оснащены техническими средствами обучения, комплектами узлов, агрегатов, деталями изучаемых марок машин, действующими макетами, электрифицированными стендами и средствами программированного обучения.
– ДОСААФ – единственная организация в стране, занимающаяся подготовкой водителей для силовых структур, а также патриотическим воспитанием молодежи.
– Наша деятельность построена на тесном взаимодействии с предприятиями, молодежными организациями и допризывной молодежью через военкоматы по проведению совместных акций и мероприятий, что, несомненно, положительно сказывается на престиже и надежности учебного заведения.
В частности, 1 июля был открыт памятник-бюст полковнику Семену Федоровичу Кутепову, командиру 388-го стрелкового полка, оборонявшему Могилев в 1941 году. Это событие приурочено к 75-й годовщине героической обороны Могилева от немецко-фашистских захватчиков. С этого дня еще один участник защиты Могилева застыл в камне на улице, носящей его имя, около Могилевской объединенной организационной структуры ДОСААФ. В торжественных мероприятиях приняли участие ветераны Великой Отечественной войны, представители руководства области и города, трудовых коллективов и общественных организаций, в том числе сотрудники ДОСААФ областного центра. В организации работают секции по спортивно-техническим видам спорта: скоростной радиотелеграфии, спортивной радиопеленгации, пулевой стрельбе из пневматического оружия, ракетомодельному спорту.
В завершение хотелось бы отметить, что мы и дальше будем искать новые пути развития организации, совершенствовать формы и методы своей деятельности и умело решать возложенные на нас задачи.
Вера ОБРАЗЦОВА, «ДТП»