Модель поведения: подводя итоги

Социальная реалити-программа

Напомним, в начале августа соорганизаторы социального проекта «По Правилам!» вышли на столичные улицы понаблюдать за ситуациями, достаточно часто складывающимися у нас на глазах во дворах, на дорогах и стоянках.

Пешеходный переход

Объектом наблюдения журналистов, сотрудников ГАИ и общественности стало соблюдение Правил участниками дорожного движения, а также поведение окружающих в ситуациях, требующих немедленного вмешательства: привлечение внимания водителем, почувствовавшим себя плохо в пути; доступность парковок для водителей-инвалидов; поведение велосипедистов на пешеходных переходах.

На протяжении месяца мы делились с читателями всем, что увидели и услышали. Ведь найти неравнодушных людей, чью модель поведения мы смогли бы признать достойной, нам удавалось с большим трудом, а в ситуации изучения поведения граждан на парковках для инвалидов и вовсе не получилось.

Сегодня мы готовы выполнить главную цель реалити – предложить свои варианты решений проблемных вопросов.

Если водителю стало плохо в пути

Виктор БОРИСЕВИЧ – пешеход, преподнесший всем водителям достойный пример милосердия

Виктор БОРИСЕВИЧ – пешеход, преподнесший всем водителям достойный пример милосердия

Эксперимент над вариантами обозначения транспортного средства, водителю которого стало плохо в пути, был подробно описан в № 29 от 6 августа.

Моделируя ситуацию, мы старались как можно точнее показать окружающим необходимость экстренной помощи водителю. К общему удивлению наблюдателей, в месте, где скорость движения транспорта невысока, внимательным оказался только один автомобилист. Но, к сожалению, и он, прекрасно видя страдания человека, проехал мимо.

Лишь на 15-й минуте к водителю, находящемуся под яркими лучами солнца, приблизился случайный пешеход – 25-летний минчанин Виктор Борисевич. Его модель поведения и была признана достойной внимания.

Вместе с тем говорить о том, что в случае ухудшения самочувствия водитель может рассчитывать на помощь окружающих, сегодня не приходится. Страдающий человек вряд ли сможет обозначить себя и половиной из того, чем был обозначен наш условный пострадавший. Вероятно, и самое простое действие – включение аварийной световой сигнализации – не ассоциируется с состоянием водителя.

В условиях частых капризов и непредсказуемых перепадов погодных условий последних лет для водителей как никогда становятся актуальными рекомендации специалистов по вопросам заблаговременного контроля состояния своего здоровья и безопасного поведения в пути.

Нам же остается еще раз призвать водителей быть внимательными друг к другу и повысить личную грамотность в вопросах оказания помощи пострадавшим. Сделать это можно посредством Интернета, задав запрос «Первая помощь» или посетив специальные курсы с аналогичным названием. Первое даст теоретическое представление о существующих простейших методах оказания первой помощи добровольцем (именно так называется человек, не имеющий медобразования) и алгоритма его действий, второе – определенные практические навыки.

Заметим, основное правило первой помощи гласит: «Не навреди!». Однако отказ от ее оказания – это 90%-ная гарантия осложнения состояния здоровья в случае не только обострения хронического заболевания, но и травмирования человека. Так гласит мировая статистика.

Парковки для инвалидов

Елена КУЛЮКИНА – инвалид, у которого можно учиться мужеству и стойкости

Елена КУЛЮКИНА – инвалид, у которого можно учиться мужеству и стойкости

В № 30 от 13 августа мы познакомили читателей с замечательной женщиной, обладающей очень сильным характером: инвалидом Еленой Кулюкиной. Именно она показала достойный пример поведения участника дорожного движения, знающего свои обязанности и настаивающего на соблюдении гражданских прав инвалидов.

К сожалению, в день проведения реалити нам так не удалось познакомиться хотя бы с одним здоровым человеком, относящимся с уважением к проблемам инвалидов. Как не удалось и понять, что именно – лень или равнодушие – толкает пышущих здоровьем водителей ограничивать и без того уже ограниченные физические возможности инвалидов, занимая специально отведенные для них места на стоянках и во дворах.

Весьма показательным стал и факт того, что в присутствии сотрудников Госавтоинспекции все любители инвалидных парковок молчат. В отсутствии – громко возмущаются, недоумевают по поводу претензий стражей дорог и считают, что проблема «раздута на ровном месте». Если же попытаться начать оценивать реакцию окружающих на некорректные действия здоровых водителей, то и говорить не о чем – все молчат, предпочитая не вмешиваться. Но еще более показательными оказались следующие события.

В ходе осуществления ОГАИ РУВД Московского района г. Минска контрольных мероприятий в последующие дни обозначенные парковки для инвалидов использовались только по назначению. Поэтому сегодня к неявной гипотезе о лени или равнодушии некоторых водителей мы добавляем реальность: боязнь наложения административного взыскания в виде штрафа.

Искренне надеясь, что увиденная ситуация не является в нашем обществе общепринятой нормой поведения, мы все же напомним мнение, высказанное в свое время Бернардом Шоу: «Худшее преступление, которое мы можем совершить по отношению к людям, – это не ненавидеть их, а относиться к ним равнодушно: в этом – суть бесчеловечности».

Велосипедисты на переходах

Александр ЛЕВЕНКО – велосипедист, на которого стоит равняться

Александр ЛЕВЕНКО – велосипедист, на которого стоит равняться

В день проведения данного реалити из всех очень стремительно развивавшихся событий организаторы выделили несколько наиболее важных фактов.

С одной стороны, велосипедисты, видя свое техническое превосходство над пешеходами, не всегда используют его корректно. Хорошим стимулятором «пошалить» на тротуаре или пешеходном переходе выступает отсутствие реальной возможности быстрого опознания нарушителей дорожного законодательства. Уверенность в безнаказанности таких действий придает и отсутствие базы регистрации велосипедов, выражающейся в присвоении регистрационного номера. Ведь распознавание нарушителей по описанию или особым приметам не всегда делает его поиск успешным.

Другой стороной этой медали является крайне несерьезное отношение к эксплуатации велотехники, царящее среди как некоторых детей, так и некоторых взрослых. Из трех увиденных нами юных велосипедистов, путешествовавших в сопровождении взрослых, только одна мама действительно учила ребенка безопасному поведению на дороге. В двух остальных случаях родители или были безучастны к нарушению Правил дорожного движения, или стимулировали их, помогая своему чаду не идти, а ехать по пешеходному переходу.

Данные наблюдения стали основанием для очень серьезных выводов, где в качестве решения вопроса о предотвращении дальнейших нарушений дорожного законодательства может стать ужесточение мер административной ответственности водителей или их законных представителей.

Что же касается введения регистрации велосипедов, то, напомним, в Беларуси она существовала до 1911 года и сопровождалась оплатой определенных налогов. И если некоторые граждане расценивают сегодняшнее отсутствие регистрационных номеров на велотехнике как руководство к нарушению дорожного законодательства, то, возможно, пришло время вернуться к уже существовавшим методам.

В настоящее время мы просто советуем выбрать в качестве правильной модели поведения на дороге действия минчанина тренера-хореографа Александр Левенко. Фотоурок безупречных действий велосипедиста на пешеходном переходе он преподал в прошлом номере газеты.

Есть мнение

Есть мнение

Постоянные соорганизаторы проекта «По Правилам!», организаторы реалити «Модель поведения» (работники компании «Аркитек Мультима», инспекторы ОГАИ Московского РУВД г. Минска и журналисты газеты «ДТП»):

– Говоря о вариантах решения затронутых нами проблемных вопросов, мы действительно не видим острой необходимости введения дополнительных мер ужесточения действующего дорожного законодательства.

Все проблемы, возникающие во дворах, на дорогах и стоянках, в рассмотренных нами ситуациях можно смело отнести к событиям, происходящим по вине самого человека и при непосредственном его участии.

Именно по этой причине первым и, пожалуй, единственно верным вариантом решения всех трех затронутых вопросов мы видим соблюдение простого правила:

Родился человеком – им и оставайся.

Елена ПЕТРОВА, «ДТП»