Но уберизация закончилась
Почему государство и у нас, и за рубежом вынуждено сейчас активно вмешиваться в рынок пассажирских автоперевозок. Ответ очевиден: цифровизация качественно изменила эту сферу деятельности. Плюсы? Услуга стала доступнее. Минусы? Не доволен никто, включая самих перевозчиков. Это особенно заметно на примере Uber – сервиса, с которого и начиналось то, что принято называть уберизацией.
Придется платить
18 марта в далекой Австралии Uber обязали выплатить 272 млн австралийских долларов (178 млн американских) для урегулирования спора с местными водителями такси и прокатчиками автомобилей, понесшими ощутимые финансовые потери из-за агрессивного выхода Uber на рынок в 2012 году. Откуда убытки? Например, легальные перевозчики платили за лицензию, Uber – нет.
Справка «ТБ»
Коллективный иск против Uber в Верховном суде штата Виктория собирались рассматривать 18 марта, передает АР, однако адвокаты, представляющие 8000 водителей такси и арендных автомобилей, к моменту слушаний добились от Uber согласия на финансовое урегулирование.
«После многих лет отказа поступить правильно в отношении тех, кому, по нашему убеждению, был причинен ущерб, Uber дрогнул, и тысячи рядовых австралийцев получили возможность взглянуть на глобального гиганта свысока», – с пафосом констатировал главный юрист истца Майкл Донелли.
В пресс-релизе компании подчеркивается: когда Uber дебютировал, шеринга (от англ. share – разделять, участвовать) в автоперевозках не существовало и в помине: «Рост райдшеринга привел к росту всей транспортной отрасли Австралии, обеспечивая больший выбор и улучшенный сервис для потребителей, новые возможности заработка для сотен тысяч австралийских рабочих».
Ну да, только случилось это давно, когда бизнес-модель Uber была в новинку. Базировался ее успех на нескольких составляющих: 1) цифровой: у клиентов и водителей имелись смартфоны, у самой компании – специализированное ПО;
2) шеринговой: цифровая составляющая давала возможность оказывать услуги распределенно; 3) юридической: Uber работал в правовом вакууме, экономя на налогах, соцпакетах и т.п.
Компания реализовала свое преимущество, но «неоцифрованные» пассажироперевозки понесли от этого ощутимый урон, усугубленный ложащимися на государство социальными последствиями: налогами, рабочими местами, гарантиями и т.д. Сейчас шерингового гиганта урегулировали по самое не могу, о чем он с гордостью сообщает в пресс-релизе: «С 2018 года Uber вносит значительный вклад в различные схемы компенсации такси на государственном уровне». Процесс длился пять лет и оказался пятым по стоимости в истории Австралии урегулированным коллективным иском!
Согласно действующему законодательству
На пике экспансии в режиме правового вакуума компания трактовала собственную бизнес-модель так: я – Uber, большая корпорация, а это водитель Джон Пупкинд – мой подрядчик, за которого я никакой ответственности не несу. Состояние транспортного средства? Жалобы пассажиров? Водительское мастерство подрядчика? Это не к Uber, это к мистеру Пупкинду.
А затем грянули локдауны 2020 года, после которых труд привлекаемых интернет-платформами самозанятых приравняли к труду обычных наемных работников. Во Франции соответствующее решение кассационного суда обнародовали в марте 2020-го, в Нидердандах водителей и курьеров тоже зачислили в наемные работники через суд. В Испании просто внесли изменения в Трудовой кодекс. В Дании и Швеции составили специальные коллективные договоры для самозанятых в пассажирских перевозках и сервисах доставки. Но самым шумным процессом госрегулирования выдался в вышедшей из ЕС Великобритании: Лондон несколько дней полнился гудками тысяч машин, пока Верховный суд в феврале 2021 года не признал водителей Uber наемными работниками – с правом на минимальную зарплату, больничные и пенсии.
Справка «ТБ»
На момент введения регулирования самозанятые с помощью интернет-платформ составляли 9 млн человек – около 1,4% рабочей силы ЕС, еще для 12 млн (4,1%) шеринговые такси и службы доставки являлись вторичным источником дохода.
В Беларуси после ряда резонансных аварий уберизированное такси системно вернули в правовое поле Указом Президента № 32 от 25 января этого года: хочешь возить – айда в интернет-реестр, иностранец – создай юрлицо в Беларуси, балуешься уберизацией – регистрируй свое ПО и т.п.
Кибервелосипедист против Uber-алгоритмов
Характерно, что среднестатистический Джон Пупкинд тоже оказался недоволен Uber, как и его коллеги из Австралии. «ПО для машинного обучения распределяет водителей по их рабочим местам, проверяет их личность, определяет динамическую оплату за задание, присуждает бонусы и обнаруживает мошенничество. ИТ-отдел даже принимает решения о найме и увольнении. И правила, по которым живут эти работники, очень изменчивы, они переписываются на основе непрерывного потока данных», – поясняет The Financial Times. Работодатель ни при чем – все решают беспристрастные алгоритмы?
Увы, вера в объективность искусственного интеллекта (ИИ) оказалась поколеблена, когда подработать в доставке Uber (даже не на машине, а на велосипеде) решил программист из США Армин Самии. Кибервелосипедист нашел в ПО компании ошибку – его премировали в размере 4,25 доллара.
Далее Армин, видимо, подытожил свой негативный опыт, подсчитал, сколько ему (с его курьерской точки зрения) недоплатили, и в 2020 году разработал приложение UberCheats для аудита данных, исходя из которых Uber начисляет вознаграждение водителям и «бегункам»: фактические расстояния, пробеги, временные затраты – и данные компании об этом.
Выяснилось, что ИИ далек от беспристрастности: «Алгоритмы имеют «слепую зону» для таких факторов, как неожиданные задержки или большие пробки на дорогах, плохие погодные условия, дорожные работы и т.д.». Хотя Самии забросил свой UberCheats в 2022 году, благодаря ему тысячи водителей по всему миру убедились, что критерии оценки их труда ИИ, мягко говоря, небесспорны, и пристрастились качать права у работодателя. Короче, пришло время разочаровываться и в цифровой составляющей уберизации.
Байден с Макроном не помогли
Увы, не все секреты Uber относятся к технической или юридической плоскости. Лучшее тому свидетельство – The Uber files, обнародованная в июле 2022 года утечка, характеризующая тогдашний топ-менеджмент Uber с весьма неприглядной стороны. Понятно, нынешнее руководство компании решительно отмежевывается от этих бизнес-практик, связывая их исключительно с именем основателя шеринговой империи Трэвиса Каланика, руководившего своим детищем до лета 2017 года.
Справка «ТБ»
The Uber files включают 124 000 конфиденциальных документов корпорации, в том числе 83 000 электронных писем и сообщений в мессенджерах, охватывающих экспансию компании с 2013 по 2017 год в 40 странах.
Честно говоря, есть от чего отмежевываться. Документы содержат много интересного – от лоббистских потуг, предпринимаемых на пару с главами государств и правительств, до провоцирования массовых беспорядков с мордобоем и шантажом при протестах таксистов. На этом фоне привычка Каланика отключать серверы в случае прихода проверки выглядит детской шалостью.
В список лоббистов Uber волей или неволей оказались зачислены Джо Байден (тогда вице-президент США), Эммануэль Макрон (тогда министр экономики, потом президент Франции), Биньямин Нетаньяху (тогда и сейчас премьер-министр Израиля) и многие другие, включая еврокомиссара по цифровой повестке Нили Крус, возглавившей в 2016 году пиар-службу корпорации.
«Неужели столь высокопоставленные лоббисты не помогли?» – спросите вы. Отчего же, помогли. Только за эту помощь, оказанную в прошлом десятилетии, приходится расплачиваться сегодня – когда уберизация утратила магическую ауру новизны, каждый таксопарк в состоянии заказать собственное ПО, а бюджет практически любого государства острее, чем прежде, нуждается в налогах.
Игорь ВЕРШИНИН