У природы нет плохой погоды

Солнце светит, дождик льет, пришла гроза, ударили молнии, налетел шквалистый ветер… Да… Нынешнее лето просто бьет рекорды по числу объявленных «оранжевых» уровней опасности.

Но что поделать, водители должны продолжать трудиться, да и личные поездки в летний период отменять не хочется. Поэтому сегодня мы посвящаем нашу главную тему мерам безопасности при вождении автомобиля в столь популярных для этого летнего сезона погодных условиях.

Прежде всего хотим напомнить всем автомобилистам: риск должен быть только обоснованным. Собираясь в дорогу в момент дождя, сильного порывистого ветра, тем более грозы или иных неблагоприятных погодных условий, не забывайте о главном – вас ждут дома!

Выезжайте заблаговременно или воздержитесь от путешествия, ведь нет ничего лучше, чем тепло родных сердец, ждущих вас.

Гроза

У автомобиля есть несколько причин, чтобы стать мишенью для молнии.

Из всех объектов, находящихся в зоне досягаемости, молния «выбирает» тот, который имеет наилучший контакт с землей. Поэтому вероятность удара в автомобиль, опирающийся на землю через резиновые шины, снижается, поскольку резина – хороший диэлектрик. Вместе с тем AutoCentre утверждает: случаи удара молнии в автомобиль не такие уж и редкие.

Вероятность попадания выше, если машина движется по местности, где рядом нет более высоких и хорошо заземленных объектов, если колеса покрыты мокрой грязью или в салоне работает радио- либо телеприемник, мобильный телефон.

В случае близкой грозы автомобилисту лучше остановиться, выбрав место (не низину, где могут быть близко грунтовые воды) не ближе чем в 15 метрах от высоких деревьев. Оставаться здесь лучше до окончания грозы.

Если остановиться невозможно, следует максимально снизить скорость. Ведь чем быстрее двигается металлическое тело, тем большее магнитное поле оно способно возбудить, а значит, притянуть разряд электричества.

Минимальное магнитное поле вокруг автомобиля обеспечивается также выключением всех электроприборов: мобильного телефона, рации, радио, магнитолы и др.

Если удар молнии все же пришелся на ваш припаркованный или движущийся автомобиль, не стоит забывать: заряд электричества стремится уйти в землю по металлу крыши, бортов и покрышкам. Поэтому пассажирам лучше сидеть в салоне, глубоко погрузившись в кресла, держа ноги вместе и не касаясь элементов интерьера, особенно металлических. Это уменьшит вероятность поражения, в том числе так называемым шаговым напряжением. Убедившись, что разряд прошел, водителю необходимо выйти из машины и осмотреть ее на предмет возгорания.

Получается, что если у автомобиля есть несколько причин, чтобы стать мишенью для молнии, то у водителя и пассажиров имеются не менее весомые аргументы, чтобы заранее найти защищенное место и переждать грозу в надежном укрытии.

Ветровая нагрузка

Самая неприятная для водителя – сильная боковая ветровая нагрузка, ведь сила ветра непостоянна ни по величине, ни по направлению.

Достаточно сказать, что при скорости ветра 25 м/с на небольшой по габаритам автомобиль действует дополнительная боковая сила около 300 кг, на автобус – более 1600 кг. На мокром дорожном покрытии при больших скоростях движения она способна сдвинуть автомобиль, и может начаться занос. 

Водитель может компенсировать это отклонение поворотом рулевого колеса, и автомобиль сохранит прямолинейность, двигаясь с повернутыми на некоторый угол передними колесами. При резком увеличении или уменьшении силы ветра надо своевременно поддерживать нужное направление движения.

В местах, где резкий порыв бокового ветра может отклонить транспортное средство от прямолинейного движения, устанавливается предупреждающий знак 1.27 «Боковой ветер». Основная мера безопасности при движении по таким участкам дорог – снижение скорости.

Дождь и лужи

Это – главные проблемы неустойчивой погоды.

Во время дождя резко ухудшается видимость дороги. Если идет сильный частый дождь, то даже находящиеся рядом предметы видны нечетко. Снижается видимость и из-за капель дождя, а также брызг грязи, попадающих на стекло из-под колес едущих впереди машин.

Основными помощниками водителя в таких погодных условиях являются выдержка безопасной дистанции и стеклоочиститель с плотно прилегающей к стеклу кромкой резины, которая не оставляет «слепых» мест.

Во время дождя боковые стекла опускать не рекомендуется, даже несмотря на их запотевание. Если оснащение автомобиля не предусматривает иного, лучше попросить пассажиров периодически протирать их. Так водитель сможет сохранить возможность дополнительного обзора дороги.

Дождь существенно ограничивает не только обзорность, но и видимость автомобиля. Наличие мокрой грязи на дороге приводит к загрязнению приборов освещения и сигнализации. Поэтому при продолжительной поездке или в условиях сильного дождя необходимо протирать не только стекла, но и фары, габаритные и фонари стоп-сигналов, катафоты и номерные знаки. Это особенно важно в темное время суток.

Передвигаться в дождь необходимо с включенными фарами. В первую очередь для того, чтобы другим водителям хорошо было видно едущий автомобиль. Оптимальным считается использование противотуманных фар, поскольку дальний свет в подобных условиях будет слепить, отражаясь от капель дождя.

Водителям легковых автомобилей лучше держаться подальше от автобусов и грузовиков. Из-под их больших колес в дождливую погоду обычно летит много грязи, которая, попав на лобовое стекло, может полностью лишить вас видимости.

Особенно опасен дождь в темное время суток. Капли, попадая на стекло, образуют слой «маленьких линз». Они сильно преломляют свет встречных фар и слепят водителя. А сильные потоки дождя под лучом света создают перед машиной отсвечивающую стену, подобно туману. В этом случае рекомендуется по возможности ехать с включенными противотуманными фарами.

Несколько слов о лужах. Даже самая обыкновенная может оказаться крупной неприятностью для автомобиля. Скорость рекомендуется снижать по нескольким причинам.

В лужах могут быть выбоины, булыжники, вязкая грязь, а вода может попасть в органы управления авто. Кроме того, как мы уже не раз писали, возможен эффект гидропланирования. Напомним, он может наступить во время движения на незначительных скоростях при изношенном рисунке протектора шины, даже на малой скорости при проезде через лужу, во время движения по дороге с покрытием на скорости 70–90 км/ч и при толщине водяной пленки 1–2 мм.

Суть этого опасного явления заключается в том, что в зоне контакта шины с дорогой появляется водяной клин, отрывающий колеса автомобиля от покрытия. Как следствие − полная потеря управления автомобилем.

Если машину заносит, то не надо делать резких движений: крутить руль в разные стороны, хаотично нажимать на педали и т. д. Необходимо стараться не менять траекторию движения и действовать в соответствии со складывающейся обстановкой.

ЖАРА

Хотя нынешнее лето теплой погодой радует нечасто, о негативном влиянии жары на физическое состояние водителей, работу и внешний вид автомобиля забывать не стоит.

Уже при температуре воздуха 27 градусов внимание рассеивается, контролировать ситуацию на дороге становится сложно. 

Эксперты автомобильных ассоциаций советуют на парковке закрывать лобовое стекло изнутри специальным экраном, а приборную панель – простым полотенцем. Начинать движение следует только после интенсивного проветривания салона. Парковать машину лучше всего в тени.

Перепадами давления, инсультами, сердечными приступами чревато злоупотребление кондиционером. Более того, резкое снижение температуры в салоне может привести к спазмам сосудов. Поэтому лучше выбирать умеренный режим охлаждения, чтобы разница температуры воздуха в салоне и «за бортом» была небольшой. Даже при наличии кондиционера не рекомендуется управлять автомобилем в самый жаркий период – с 12.00 до 15.00.

Если же затронуть тему управления автомобилем, то определенные сложности могут подстерегать водителя на участках дорог, где недавно постелили новое дорожное покрытие. При жаре здесь выделяются масляные составляющие и сцепление с дорогой падает. Такое явление называют летний «гололед». Избежать его очень просто. Достаточно не пренебрегать введенными дорожниками ограничениями и начинать движение по отремонтированным участкам дорог только после снятия соответствующих знаков.

Несколько слов о мойке автомобиля. По возможности лучше выбирать бесконтактную. Она исключает царапины на краске. А чтобы лакокрасочное покрытие не тускнело от солнечных лучей, кузов покрывают воском или полиролью.

После мойки не следует торопиться
уезжать. Лучше отогнать машину в тень, чтобы там она высохла окончательно. Иначе капельки воды, как линзы, усилят воздействие лучей на краску.

Контроль уровня и температуры охлаждающей жидкости летом должен быть постоянный. Стрелка датчика температуры ползет к красной зоне? Поставьте печку на «зимний режим» и включите вентилятор на полную мощность – радиатор получит дополнительный обдув.

Безопасных вам дорог!

Елена ПЕТРОВА, «ТБ»