Требования диктуют новые техрегламенты

Новшества в процедуре проведения государственного технического осмотра

С октября 2022 года в Беларуси изменились требования к транспортным средствам при прохождении гостехосмотра. Теперь они диктуются техническими регламентами Таможенного и Евразийского экономических союзов. Вместо положений ТКП 309-2011 «Государственный технический осмотр транспортных средств. Порядок проведения проверки технического состояния транспортных средств» диагностические станции выполняют положения технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».

Как изменилась работа диагностических станций и каких новшеств могут ожидать водители и транспортные компании в будущем, рассказал «ТБ» начальник отдела по административным процедурам в Гомельской области УП «Белтехосмотр» Анатолий Дробов.

Внимание – тормозам и фарам

Существенных изменений в деятельности станций или их сотрудников не произошло. При проведении контрольно-диагностических работ на соответствие установленным требованиям, как и раньше, проверяются рулевое управление, тормозные системы, внешние световые приборы, колеса и шины, двигатель и его системы, электрооборудование, ходовая часть, а также изменения в конструкции транспортных средств, кузов и элементы, обеспечивающие обзорность.

Ужесточились требования, предъявляемые к тормозным системам и внешним световым приборам. Так, относительная разность тормозных сил колес не должна превышать 25% для осей с барабанными колесными тормозными механизмами и 20% – с дисковыми (раньше можно было пройти техосмотр при показателе в 30%). Нормативный показатель удельной тормозной силы стояночной тормозной системы формируется не как фиксированная величина, которую ранее применяли диагностические станции, а как расчетная.

В фарах ближнего света проверяется его сила, в том числе в световой части светового пучка, дальнего – максимальная его сила. Что касается фар ближнего света и противотуманных фар, то к их регулировке теперь применяются более мягкие требования. Как и прежде, остаются под запретом пленочные и другие покрытия на поверхности стекол.

К экологической безопасности транспортных средств требования стали, с одной стороны, более лояльными: проверка содержания углеводородов в отработавших газах осуществляется исключительно на карбюраторных двигателях. Однако нормы показателей дымности значительно отличаются от установленных ранее. Например, для автомобиля экологического класса 4 стали выше – не более 0,5 м-1 (ранее – 1,5 м-1).

Кстати, диагностические станции больше не проверяют наличие на авто внешних видимых наклеек, кроме тех, что находятся на стекле, а также рекламы, за исключением транспорта оперативного назначения (скорой помощи, МВД, МЧС, аварийной службы, таможенных органов и пограничной службы, Транспортной инспекции Минтранса и др.).

Пройти точно в срок

Если раньше при прохождении гостехосмотра в сертификате на допуск ТС к участию в дорожном движении указывался только месяц, то теперь ставится конкретная дата, до которой действителен этот документ.

Например, если автомобиль прошел техосмотр 10 марта 2022 года, а ему больше десяти лет, то он мог прибыть на эту процедуру и 31 марта следующего года. В настоящее время в разрешении указывается последний день прохождения будущей процедуры техосмотра (то есть до 10 марта 2023 года).

Частота прохождения техосмотра зависит от типа автомобиля (легкового, грузового и т. п.), года выпуска, а также от назначения (например, для перевозки пассажиров). Раз в полгода должны проходить техосмотр легковые автомобили, автобусы и другие транспортные средства, которые используются для перевозок пассажиров. Раз в год – легковушки, выпущенные десять и более лет назад, а также грузовики, автомобили-тягачи и седельные тягачи, специальные легковые авто.

Цифровая трансформация

Диагностические станции УП «Белтехосмотр» постепенно уходят от бумажных карт. В тестовом режиме уже отработана процедура выдачи разрешений на допуск к участию в дорожном движении в электронном виде. Дело за малым – утвердить новшество на законодательном уровне. Задача перевода разрешений в цифровой формат стоит и в планах работы Минтранса на 2023 год. При этом в новых ПДД разрешение на допуск больше не входит в перечень обязательных документов, которые водитель должен иметь при себе для предъявления по требованию Госавтоинспекции и других контролирующих органов.

Наличие разрешения на допуск проверяется с помощью АИС «Белтехосмотра». Данные этой уникальной информационной системы, которая создавалась и совершенствовалась с момента образования предприятия, постоянно обновляются и используются во время рейдовых проверок Транспортной инспекции, ГАИ, налоговыми органами. В базе содержатся сведения обо всех автомобилях, когда-либо проходивших государственный технический осмотр (история прохождения каждой машиной: сколько раз, на какой станции, какие неисправности были выявлены и т. д.).

Планируется, что с переходом на электронную административную процедуру по выдаче разрешений в системе «Белтехосмотра» будет создан единый колл-центр. При этом время ее прохождения сократится, а значит, не будет очередей, которые время от времени сегодня можно наблюдать. 

Планировать заранее

Год назад, когда все находились в ожидании, что дорожный налог отвяжут от техосмотра, автомобилисты перестали заезжать на диагностические станции – не пугали даже штрафы. Но после долгожданной отмены все изменилось. На ДС Гомельской области, впрочем, как и всей республики, в очередях единовременно стояло до 50 автомобилей. За первые три месяца 2021-го в регионе было выдано  78,5 тыс. разрешений. Прирост к аналогичному периоду предыдущего года составил 238%.

Мы старались делать все возможное для качественного обслуживания своих клиентов: изменили режим работы станций, ввели дополнительные дни, отозвали из отпусков своих инженеров, рекомендовали ДС принимать автомобили по записи. Затем началось плавное снижение прибывших на техосмотр машин и соответственно количества выданных разрешений.

Наблюдая ситуацию с очередями, случившуюся в прошлом году, многие наши клиенты не хотят томиться в длинных очередях и предпочитают записываться на техосмотр заранее – через сайт «Белтехосмотра». С учетом, что около 20% водителей получили разрешения на допуск в январе – апреле 2021-го сроком на два года, в начале 2023-го ситуация с очередями может повториться. Поэтому не стоит откладывать визит на ДС на последний день. Лучше сделать это заблаговременно и участвовать в дорожном движении на законных основаниях.

Стимулятор законопослушности

Новый виток активности на ДС республики произошел в октябре – ноябре 2022 года. Научно-технический прогресс не стоит на месте: на дорогах Гомельской области вовсю заработали камеры фотофиксации.

Они фиксируют не только превышение скоростных режимов, но и наличие у автомобиля разрешения на допуск к участию в дорожном движении. Регистрационный знак транспортного средства сверяется с базой АИС «Белтехосмотра». Если допуска у автомобиля нет, выносится соответствующее постановление и к его владельцу применяются штрафные санкции в виде «писем счастья».

В случае когда нарушение зафиксировано впервые, выносится предупреждение. При повторном физическое или юрлицо обязано выплатить штраф в размере 0,5 базовой величины. Надо признать, установленные на гомельских дорогах камеры фотофиксации и полученные «письма счастья» стали катализатором, ускорившим прибытие на станции диагностики транспортных средств без гостехосмотра.

Равные условия и общая цель

На Гомельщине функционирует достаточно развитая сеть из 34 диагностических станций, из которых три принадлежат УП «Белтехосмотр», 13, или 38%, находятся в системе ОАО «Гомельоблавтотранс», остальные – других форм собственности. Все ДС работают в равных условиях, и каждая из них стремится создать максимум удобств для своих клиентов.

Сегодня мы понимаем, что главная задача, стоящая перед нашим коллективом, – эффективно стимулировать автовладельцев поддерживать свои транспортные средства в исправном состоянии, что является залогом обеспечения безопасности дорожного движения в нашей стране.

Людмила КОПАТЬ, «ТБ»

Мелочей на дороге не бывает

считает начальник филиала УП «Белтехосмотр» в Гомельской области Анатолий Дробов, имеющий большой опыт работы в Госавтоинспекции.

Подтверждение тому – следующий случай из его практики:

– В сумерках инспектор ГАИ остановил на дороге лесовоз, у которого не горели задние габариты. И отправил его обратно на базу, поскольку передвижение массивного автомобиля представляло реальную угрозу. Водитель же, решив избежать стольких проблем из-за одной лампочки, окольными путями объехал дотошного инспектора и продолжил путь. Дело в том, что все это время за лесовозом двигалась легковушка с рабочими. Ей-то, по мнению безответственного «рулевого», и предстояло подстраховывать сзади. А дальше… Получилось так, что своя машина вынуждена была отстать по техническим причинам. Тем временем ее обогнал водитель попутной легковушки, которая на скорости врезалась в заднюю часть никак не обозначенного в темноте лесовоза. В результате – двое погибших. И все из-за «какой-то лампочки».

Стоит обратить внимание на еще один важный аспект работы диагностических станций. Помимо основных функций, таких как проведение гостехосмотра, выдача разрешений на допуск к участию в дорожном движении, международных сертификатов ТО и сертификатов ЕКМТ, проведение сертификации и инспекционного контроля автоучебных организаций, это еще и постоянная работа с гражданами и транспортными организациями.

– При принятии решений, затрагивающих права и законные интересы граждан, необходимо неукоснительно соблюдать требования законодательства, не допускать произвольного их толкования. В случае неясности или нечеткости предписаний правового акта решения должны приниматься исключительно в интересах клиентов, – высказал мнение начальник филиала УП «Белтехосмотр» в Гомельской области Анатолий Дробов. 

Безопасность – наш приоритет

Тщательность и скрупулезность – основы профессиональной деятельности работников СТО и главные принципы, на которых зиждется система государственного техосмотра автомобилей, считает начальник станции технического обслуживания № 245 УВД Гомельского облисполкома Денис Казимиров.

– Отходить от этих принципов мы ни в коем случае не будем. Ведь существует проблема даже внешнего вида автотранспорта, выезжающего на наши дороги, причем весьма серьезная. Некоторые «экземпляры» иначе как автохламом не назовешь. Мы с этим боролись, боремся и будем бороться всеми предоставленными законодательством средствами, – сказал он во время беседы с корреспондентом «ТБ».

Коллектив станции, которая открылась относительно недавно – в октябре 2020 года, подобрался опытный и квалифицированный. Как отмечают сотрудники СТО № 245, к сожалению, многие автовладельцы – весьма далекие от технических вопросов люди. Отсюда и сложности с прохождением техосмотра. Базовые знания по техническому устройству автомобиля должны даваться в автошколах, а те, в свою очередь, больше внимания уделять этому вопросу в своих обучающих программах.

Надежда ТАРАСОВА-ГУЛЬ, «ТБ»

ДИАГНОСТИКА

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА ЗАНИМАЕТ ОСОБОЕ МЕСТО В ТРАНСПОРТНОМ КОМПЛЕКСЕ БЕЛАРУСИ И ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. В 2022 ГОДУ «БЕЛТЕХОСМОТР» ВЫДАЛ БОЛЕЕ 1,3 МЛН РАЗРЕШЕНИЙ, ЧТО НА 15,8% МЕНЬШЕ ПОКАЗАТЕЛЯ 2021-ГО. ИЗ ЭТОГО КОЛИЧЕСТВА ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ ВЫДАНО ПОРЯДКА 1,1 МЛН (82,4%). В РЕСПУБЛИКЕ ФУНКЦИОНИРУЕТ СЕТЬ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ – ВСЕГО 235, ИЗ КОТОРЫХ 22 ПРИНАДЛЕЖАТ УП «БЕЛТЕХОСМОТР»

В СООТВЕТСТВИИ С П. 4 СТ. 18.11 КОАП УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ, НЕ ИМЕЮЩИМ ДОПУСКА К УЧАСТИЮ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ, ВЛЕЧЕТ НАЛОЖЕНИЕ ШТРАФА. ЕСЛИ ВЛАДЕЛЬЦЕМ ЯВЛЯЕТСЯ ФИЗЛИЦО – ДО ТРЕХ БАЗОВЫХ ВЕЛИЧИН (1 БВ – 37 РУБЛЕЙ), ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ИЛИ ЮРЛИЦО – ДО 10 БВ.

Добавить комментарий