Тайна «балтийского Титаника»

Трагедия, унесшая жизни 852 человек, до сих пор вызывает массу вопросов

В прошлом году на экраны вышел драматический сериал «Эстония», снятый совместными усилиями кинематографистов Финляндии, Швеции, Эстонии и Бельгии и рассказывающий о крушении одноименного парома в сентябре 1994 года. Прошло 30 лет, а обстоятельства той катастрофы, получившей название «балтийский Титаник», все еще будоражат умы.

Грузопассажирский паром «Эстония». Фото Marko Stampehl
«Эстония» на дне. Кадр из документального фильма Хенрика Эвертссона

Штормовой вызов

Вечером 27 сентября 1994 года паром «Эстония» судоходной компании EstLine отправился из Таллинна в Стокгольм. С погодой в тот вечер не повезло: на море был шторм, скорость ветра достигала 20 метров в секунду, а высота волн – 4-5 метров, иногда доходя и до девяти. Но ничего чрезвычайного в этом не было: «Эстония» видала шторма и посильнее. Непогода не должна была нанести вреда парому, построенному в 1980 году.

28 сентября около часа ночи, когда «Эстония» находилась в районе архипелага Турку, у нее вдруг отвалился визор – поднимающийся «козырек» в носовой части парома, предназначенный для въезда и выезда автомобилей в грузовой отсек. Визор в свою очередь сорвал находящуюся за ним рампу. На носу судна образовалась дыра, и в открытое пространство хлынула вода, начавшая затапливать автомобильную палубу.

Паром трясло на волнах, мебель падала, по палубам летали различные предметы, на полу тут и там валялись осколки разбитых зеркал, перила лестниц трещали, люди падали друг на друга, а некоторые, вцепившись в перила, застыли в оцепенении. (Позже дайверы, проводившие официальное обследование судна, обнаружат большинство тел именно в районе лестниц.) После срыва визора паром стал крениться на правый борт, крен быстро достиг 45°, двигаться по судну стало почти невозможно. Покинуть его смогли лишь физически сильные люди, на эвакуацию у них было всего 20 минут.

Спуститься на воду в шлюпках оказалось почти нереально: те не двигались с места, а надувные лодки были закрыты в капсулы. С парома люди либо просто падали, либо были смыты волнами. «Я была как в стиральной машине, меня крутило, кинуло на железную лестницу, несколько раз перевернуло, я видела только пузыри и что-то белое, потом снова пузыри и снова что-то белое, – вспоминает спасшаяся пассажирка Сийри Саме. – В тот момент я получила травмы, у меня были сломаны два ребра, перерезаны мышцы. Я падала глубже и глубже, подумала: жива я или мертва? Было тепло и светло – ты как бы все это принимаешь».

Всё как на «Титанике»

«Эстония» исчезла с радаров примерно в 01.50. А сигнал бедствия паром подал еще в 01.24. Однако первые суда прибыли к месту крушения лишь после двух часов ночи, когда парома уже не было на поверхности моря. Спасательная операция затянулась из-за общей неразберихи и вследствие того, что радиостанция в Финляндии, ответственная за движение парома, не сразу отреагировала на его призывы о помощи.

Трагедия «Эстонии» стала самым крупным кораблекрушением в Балтийском море в мирное время и одной из самых громких техногенных катастроф 1990-х годов. На борту судна находились 803 пассажира и 186 членов экипажа, но спасены были лишь 138 человек, один из которых позже умер в больнице.

Погибли или пропали без вести 852 человека. Многих погубила всеобщая паника, а также то, что катастрофа произошла в час ночи, когда некоторые уже спали. Для того чтобы выжить, людям с многочисленными травмами, сломанными костями и ушибами головы, часто без спасательных жилетов надо было добраться в холодной воде на бушующих волнах до одного из 63 резиновых плотов, раскиданных с парома по поверхности. Некоторые из тех, кому удалось покинуть судно, впоследствии умерли от переохлаждения, травм или утонули, поскольку температура воздуха в ту ночь была 8-12°C. Предполагается, что число людей, успевших выйти на палубу, составляло около 310 человек, из них лишь 160 смогли попасть на плоты. Но некоторых и это не спасло: помощи они ждали около шести часов, ко времени прибытия вертолетов треть людей в спасательных плотах была уже мертва.

В последующие дни на море были найдены тела 94 погибших. 95-го нашли лишь 18 месяцев спустя, 11 мая 1996 года. Считается, что около 650 человек из 757 пропавших находятся во внутренних помещениях парома.

Точка еще не поставлена

Сразу после катастрофы три страны – Швеция, Эстония и Финляндия – создали комиссию для ее расследования. Та пришла к выводу, что причиной трагедии стали ошибки в строении судна. Носовой визор не соответствовал конструкторским чертежам. Кроме того, некоторые сварочные швы были выполнены некачественно. В итоге, в условиях сильного шторма, визор не выдержал ударов волн и сорвался. Вода хлынула внутрь, «Эстония» накренилась и легла на борт.

Появилось множество альтернативных версий. Согласно одной из них, паром перевозил секретную военную технику, которая осталась в Эстонии после развала СССР. Сторонники этой теории считают, что на борту взорвался опасный груз. При этом корабль действительно мог погибнуть в результате шторма, но власти якобы скрыли подробности, чтобы общественность не узнала о контрабанде. По другой версии, паром столкнулся с подводной лодкой – во время рейса на Балтике как раз проходили масштабные учения НАТО. Звучало и предположение о том, что к ликвидации судна причастны агенты кремлевских спецслужб – якобы их задачей было не допустить вывоз на Запад секретных советских технологий.

В 1995 году правительства 8 стран, включая Швецию, Эстонию и Финляндию, подписали соглашение о могильном покое, согласно которому, в районе крушения парома запрещены любые погружения и исследования. «Эстония» стала первым и единственным судном в мире, в отношении которого действуют такие ограничения. Кроме того, чиновники собирались создать саркофаг, залив корпус корабля бетоном, но в итоге ограничились сбросом многих тонн гравия.

Масла в огонь подлил и документальный фильм «Estonia – находка, которая меняет всё» шведских журналистов, показанный в 2020 году в эфире телеканала Discovery. За год до этого документалист Хенрик Эвертссон, несмотря на запрет, спустил к остову судна робота (глубина на месте затопления парома составляет всего 70-80 метров), чья съемка выявила пробоину длиной около четырех метров и шириной около 1,2 метра, о которой ничего не говорилось в официальном отчете. Опрошенные автором эксперты утверждают, что пробоина не могла образоваться по причине взрыва на борту – более вероятно столкновение с неким объектом. Так, профессор морских технологий Йорген Амадал предположил, что подобные повреждения могли быть вызваны ударом силой в 500–600 тонн.

Журналистов вызвали в суд за нарушение закона о могильном покое, но их работа оказалась не напрасной. После выхода фильма в Эстонии решили провести новое расследование. Его итоги предположительно будут обнародованы этой осенью, к 30-летней годовщине крушения.

Добавить комментарий