Свежее решение. В буквальном смысле

Интенсивность движения, количество большегрузных автомобилей на дорогах республики постоянно растет, и от качества дорожного покрытия зависит многое. Прежде всего – безопасность и комфорт водителей и пассажиров. К тому же увеличение долговечности асфальтобетонных покрытий существенно снижает расходы на содержание дорог.

Обеспечивая высокое качество выпускаемой продукции, трудится коллектив асфальтобетонного завода «Аульс» ДСУ № 18 ОАО «ДСТ № 6». Его мощности позволяют выпускать до двух тысяч тонн асфальта за смену с продленкой – а здесь обычно работают по 10-12 часов. Битумными эмульсиями предприятие обеспечивает не только все ДСУ своего треста, но и сторонние организации.

А начиналось все в семидесятых прошлого столетия. В 1967–1974 годы силами работников дорожно-строительного управления № 18 было построено 93 километра дорог методом смешения: завозилась песчано-гравийная смесь, делался валик автогрейдером, который затем поливали битумом, чтобы все перемешать, после чего его раскладывали на всю ширину дороги – получалось нечто похожее на асфальт.

Когда 17 августа 1971 года на асфальтобетонном заводе ДСУ № 18 была получена первая партия асфальтобетонной смеси, для того времени это стало прорывом. С этого момента в Гродненской области начинают высокими темпами строиться дороги с асфальтобетонным покрытием. Появилась проблема с вяжущими материалами. Выход из сложившейся ситуации был найден: впервые в СССР на базе ДСУ № 18 при устройстве нижних слоев покрытия в качестве вяжущего материала стали использовать отходы нефтяной промышленности – материалы с высоким содержанием канцерогенных веществ: антраценовое масло, деготь, каменно-
угольную смолу, гудрон и пек. Для придания необходимой вязкости в 1978-м на асфальтобетонном заводе была смонтирована окислительная установка. И с 1978 по 1990 год было окислено гудрона на битум 60 тысяч тонн, антраценового масла и каменноугольной смолы на деготь – 18 тысяч тонн, выпущена и уложена 371 тысяча тонн дегтебетонных смесей.

В 2005 году на асфальтобетонном заводе был налажен выпуск битумной эмульсии, установлен новый асфальтосмеситель ДС-168, благоустроена территория. В 2009-м введена в эксплуатацию установка по производству битумных катионных дорожных эмульсий итальянского производства MASSENZA.

По требованию Гродненского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды до 31 декабря 2018 года на асфальтобетонном заводе необходимо было выполнить мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ асфальтосмесительной установкой «Тельтамат». И сейчас уже можно констатировать – условия, которые поставила перед организацией экологическая служба, выполнены.

– В мае на асфальтобетонном заводе закончен монтаж и запущен в эксплуатацию рукавный фильтр по очистке воздуха, в результате чего выбросы в атмосферу уменьшились в несколько десятков раз. Важно, что мы нашли и установили, по нашему мнению, лучший вариант фильтра, благодаря чему завод работает непрерывно и с высокой производительностью, – подчеркивает директор ДСУ № 18 Сергей Бухаленко. – Это был поиск свежего решения и в своем роде риск, поскольку при мониторинге заводов разных регионов страны мы видели, что установленные там фильтры нуждались в циклических технологических перерывах для продувки и очистки, а в этом случае асфальтосмеситель терял свою производительность. Наш «Тельтомат» смонтирован в далеком 1982 году, и в настоящее время обращаться на завод-изготовитель в Германию бессмысленно, потому что такие асфальтосмесители давно сняты с производства. Поэтому жизнь «заставляла» делать выбор: останавливать завод вообще или искать вариант подбора компактного фильтра, который можно смонтировать в существующих габаритах завода и, конечно же, с непрерывным циклом работы. И такое решение было найдено – сейчас у нас очистка производится в автоматическом режиме: с фильтра стряхивается пыль, которая оседает и затем забирается опять в производство. Пылеудаление производят 200 фильтров, все они встряхиваются в автоматическом режиме. И поскольку это непрерывное действие, то наше предприятие работает непрерывно. С момента установки фильтра в Гродно звонят и приезжают специалисты асфальтных заводов из разных регионов Республики Беларусь. Мы рассказываем им о своих наработках и трудностях, с которыми пришлось столкнуться, а также о том, что еще можно усовершенствовать. Надо сказать, что с началом эксплуатации нового фильтра не прекращаем работу над ним – стремимся учесть нюансы, возникающие в ходе эксплуатации. В целом, мы довольны его работой.

– Асфальтобетонный завод «Аульс» располагает дробильно-сортировочным комплексом, наземным 600-тонным битумохранилищем, лабораторией. Имеются своя скважина и водонапорная башня. Есть поля фильтрации, действующий септик, где происходит очистка ливневых вод, а также собственная ветка с повышенным путем – там разгружаем щебень и сыпучие материалы, которые поступают для производства асфальта и устройства основания строящихся дорог. Длина подъездного пути – 764 метра, а длина повышенного пути (эстакады) – 142 пог. метра. Ветка постоянно находится в эксплуатации, ее состояние контролируем мы сами и специалисты железнодорожной станции Аульс. По подъездному пути получаем материалы. В основном это гранитный щебень из месторождения в Микашевичах, который поставляется мелкими и крупными фракциями – их мы перерабатываем в более мелкие. Кроме того, получаем битум и минеральный порошок, – рассказывает старший прораб асфальтобетонного завода Вячеслав Дорофей. Вячеслав Владимирович 13-й год трудится в этой должности. До этого работал линейным механиком, заведующим мастерскими, начальником службы планово-предупредительных ремонтов ДСУ № 18.

Требования по технике безопасности здесь выполняются неукоснительно. Как подчеркивает старший прораб, регулярно в установленные сроки проводятся инструктажи по технике безопасности, нарушений которой не выявлено. Работники обеспечены спецодеждой, у каждого из них есть свой шкафчик для индивидуальной и спецодежды. Бытовые помещения оборудованы умывальниками и душевыми кабинами с горячей водой.

На асфальтобетонном заводе «Аульс» трудится около 30 человек. Все они – ответственные и добросовестные работники, знающие толк в своем деле. Пять лет назад была введена в строй новая весовая, где все сделано для удобства водителей и ее работников, чтобы как можно быстрее проходили процессы взвешивания и оформления документов. Въезд и выезд с территории завода оборудован двумя весами – на 50 и 60 тонн. Весовщицы трудятся в просторном светлом помещении, расположенном на достаточной высоте, и поэтому сверху видят, какой груз находится в машине. Водитель из кабины выходит на лестницу весовой, оттуда попадает в тамбур, где получает сопроводительные документы.

– Приезжает машина на весы и отправляется под смеситель. После загрузки она вновь взвешивается, и мы выписываем накладную, объясняем водителю, куда везти груз, – рассказывает работница весовой Маргарита Санчук. Она трудится здесь уже год. – Стараемся быть очень внимательными в оформлении сопроводительных документов и товарно-транспортных накладных. Если прораб асфальтоукладки заказал 500 тонн асфальтобетона, то нельзя отпустить ни больше, ни меньше, чем заявлено.

– Наша задача – безупречно сделать свою работу, – соглашается Наталья Карпач, стаж работы которой на предприятии уже почти 10 лет.

– Коллектив сложился давно, уверены в каждом, – говорит Вячеслав Дорофей. – Есть работники, которые всю жизнь проработали на нашем предприятии. Это профессионалы своего дела – операторы асфальтосмесителя Кондрат Цыдик, Эдвард Дайлидко. Из механизаторов, обслуживающих завод, можно выделить водителей погрузчика Станислава Гайдемаха, Николая Шевченюка. Молодые операторы асфальтосмесителя Андрей Корсак и Александр Шульга работают с полной отдачей сил и стремятся повышать свой профессиональный уровень. С такими специалистами мы уверенно смотрим будущее.

Светлана СМОЛЕЙ, «ТБ»

Добавить комментарий