Столетие отметим в Липках

Как мы уже сообщали в прошлом номере газеты, началось «великое переселение» авиационной техники из Боровой к новому месту дислокации – на аэродром «Липки». Именно сюда перебазировался Минский аэроклуб ДОСААФ по решению главы государства. В обозримой перспективе аэродром «Боровая» будет полностью застроен современными жилыми комплексами крупным инвестором.

Аэродром «Боровая» – место историческое

Сегодня аэроклуб еще живет на два дома. Его бурная деятельность уже активно развивается в Липках – на аэродроме совместного базирования авиа-
ции Министерства по чрезвычайным ситуациям и ДОСААФ. А на Боровой осталось несколько воздушных судов, которые выполняют обзорные полеты, обеспечивают прыжки с парашютом спортсменов и платные прыжки для всех желающих.

На прежнем месте пока остается и музей авиационной техники под открытым небом. Он будет действовать здесь как минимум до 2020 года. Ведь музейные экспонаты продолжают свой век в тишине – без шума моторов и турбин. Поэтому застройке Боровой жилыми комплексами более 40 молчаливых самолетов и вертолетов разных поколений пока не мешают. Даже, наоборот, привлекут внимание будущих новоселов. А новые экспонаты музея теперь сразу везут в Липки. На новом месте уже появился списанный Су-24 с крылом изменяемой стреловидности.

Конечно, распоряжения и приказы не обсуждаются, но у многих авиаторов и жителей столицы Боровая еще долго будет ассоциироваться с прославленным Минским аэроклубом
ДОСААФ имени дважды Героя Советского Союза Сергея Ивановича Грицевца. Ведь аэроклуб служил, работал, летал здесь целых 83 года. Жизнь тысяч авиаторов прошла в «спарке» с ним. Тут летчики и парашютисты учились летать и прыгать, приводили сюда своих детей и внуков, чтобы прикоснуться к ее величеству авиации.

Это место, где появлялись и росли целые династии влюбленных в небо. Здесь создавались семьи. Например, член ДОСААФ, абсолютный чемпион мира по классическому парашютизму, заслуженный мастер спорта Республики Беларусь Олег Фомин именно в аэроклубе встретил свою будущую жену парашютистку Оксану – спортсменку, призера многих международных соревнований.

Именно на аэродром «Боровая» нанес визит 21 июня 2014 года Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, чтобы поздравить личный состав Минского аэроклуба ДОСААФ с 80-летием со дня образования этой славной организации.

Согласитесь, такая память дорогого стоит. Она осталась не только в людях, но и в каждом уголке аэроклуба. В том же яблоневом саду, заботливо высаженном руками фронтового летчика Ильи Иосифовича Проваторова, который проработал в аэроклубе более 50 лет и уволился в возрасте 94 лет, а также его коллег.

Память живет и в березках, посаженных здесь нашими земляками – летчиками-космонавтами генерал-полковниками авиации в отставке Владимиром Коваленком и Петром Климуком, а также полковником Олегом Новицким. И вспоминать можно еще очень и очень многое дорогое тысячам людей, но факт перевода воздушной гавани в иное место уже свершился, оставив нам лишь светлую ностальгию. Время диктует свои правила.

«Полет» европейского уровня

Аэродром «Липки» находится всего в полутора километрах от Минской кольцевой дороги. Его пришлось реконструировать, чтобы перебазировать туда аэроклуб. За последние два года в Липках построен новый комплекс зданий, включающий учебно-административные и бытовые помещения. Созданы хорошие условия для размещения и подготовки спортсменов по авиационным видам спорта, таким как парашютный, вертолетный и авиамодельный.

Есть на новом месте медицинская часть, склад парашютной техники, кабинеты для инструкторов и спортсменов, спортивный зал для тренировок зимой. Здесь появились раздевалки и душевые для спортсменов. Одним словом, созданы все условия для нормального цикла занятий.

В то же время парашютные прыжки в Липках сейчас не выполняются. Прыгать здесь сложно и небезопасно. Особенно для тех, кто делает это в первый раз. Поэтому парашютисты в Липках будут заниматься, а прыгать придется в другом месте. Скорее всего, местом десантирования станет площадка вблизи деревни Масловичи, расположенной неподалеку.

Строителями была обновлена взлетно-посадочная полоса, построен отапливаемый ангар для авиатехники, вертолетные и самолетные площадки, новые рулежные дорожки. Появилась и автоматическая метеостанция, что очень важно.

– Равных этому аэродрому не будет в Европе, – без тени сомнения утверждает Николай Мочанский. – Мы собрали здесь все лучшее, что только возможно. Не надо далеко ходить: 15 минут до вертолета, парашютного класса, авиамодельной мастерской. В отличие от Боровой здесь предусмотрели три авиамодельных корда – теперь есть возможность проводить крупные международные соревнования по авиамодельному спорту.

Аэродром сможет принимать самолеты малой авиации. По мнению заместителя председателя центрального совета ДОСААФ по авиации полковника запаса Андрея Горбатовского, пилоты уже сейчас могут подавать заявки и летать. Ведь этот аэродром круглосуточный и круглогодичный. 725 метров полосы позволяют выполнять взлеты и посадки легким и сверхлегким воздушным судам.

– Благодаря нашему инвестору закуплено самое современное светотехническое и радиотехническое оборудование. Оно вполне позволяет осуществлять взлет и посадку при видимости 100 метров нижней границы облаков, – говорит Андрей
Анатольевич. – А значит, здесь соблюдены все условия безопасности полетов гражданской авиации.

Реконструкцию аэродрома в Липках провела компания ООО «А-100 Девелопмент», которая застраивает жилыми комплексами Боровую. Стоимость проекта оценивается в сумму около
10 миллионов долларов.

Вполне возможно, в Липках со временем можно будет обеспечить систематический таможенный и пограничный контроль. Теоретически это возможно и сейчас. Для международного полета нужно подать заявку, и в Липки приедут работники органов пограничной службы и таможни. Для них в аэроклубе предусмотрено специальное помещение.

На сегодняшний день компания ООО «А-100 Девелопмент» изучает вопросы дальнейшего благоустройства аэродрома в Липках.

Андрей ДРОБ, капитан 2 ранга запаса, начальник пресс-центра ДОСААФ