Стекло все стерпит?..

Общественный транспорт – не самое подходящее место для выяснения отношений между людьми или демонстрации собственного эго отдельно взятыми гражданами. Но, увы, такие случаи хоть и редко, но происходят. Периодически на всеобщее обозрение выносятся ситуации, когда в салонах автобусов происходят ссоры между пассажирами или между пассажирами и членами экипажа – кондукторами либо водителями. Находясь в ограниченном пространстве, люди выплескивают свои эмоции, а это никогда ничего хорошего не приносит.

История, о которой пойдет речь, обернулась потерями для каждой из сторон. И точка в ней пока не поставлена.

Последний рейс

Это был обычный летний вечер. В воскресенье, 5 августа, в 17.20 из Минска в Витебск отправлялся микроавтобус «Ивеко», следовавший по регулярному маршруту со всеми указанными в расписании остановками. В него села и супружеская пара Шинкевич. Дмитрий разместился у окна, его жена Елена – рядом. Места заняли согласно купленным билетам. Людей было много. Автобус почти новый, комфортный, и выгадывать, где лучше сесть, не имело смысла. Кто тогда мог знать, что эти места окажутся несчастливыми.

Примерно в 20.30 микроавтобус остановился в поселке Бочейково Бешенковичского района. В этот день в этом небольшом населенном пункте гостил молодой человек из Минска Владимир Новомлинов со своей девушкой. Володю и его спутницу принимали по высшему разряду – и свежие овощи на стол, и спиртное. Только вот принимающая сторона не учла, что молодые люди вечером собирались ехать в Витебск. Хлебосольным хозяевам задуматься бы о том, что пить спиртное перед дальней дорогой не следует. Тем не менее они, наоборот, предлагали выпить «на ход ноги». Ноги у молодых были в порядке, и к нужному времени они прибыли на остановку.

– Свободных мест нет! – сказал, как отрезал, водитель микроавтобуса.

И было б лучше для всех, если бы после этого Новомлинов и его подруга ушли обратно.

Но это был последний автобус, на котором в тот день можно было добраться из Бочейково до Витебска. Ночевать в далекой белорусской глуши молодые люди не хотели, это явно не входило в их планы.

В общем, они уговорили водителя, чтобы тот их взял: мол, до Бешенковичей недалеко, а там люди сойдут, и мы сядем на их место.

Понимал ли в тот момент водитель, что совершает роковую ошибку, или нет, неизвестно. Возможно, он думал, что сделает доброе дело.

Воздуха не хватало

Володя, высокий молодой человек 24 лет от роду, встал в проходе. Рядом – его спутница. Парню было неудобно – голова почти упиралась в крышу, было душно… Матерясь, он открыл люк. В салон микроавтобуса проник свежий вечерний ветер.

– Молодой человек, закройте, пожалуйста, люк!

– Закройте люк! В автобусе едут дети! Они же простудятся, – просьбы пассажиров превращались в требования.

Володя закрыл. Правда, предварительно обложив находившихся в транспортном средстве трехэтажным матом. Но ему действительно было плохо, а потому, вздохнув несколько раз, он снова дернул за ручку!

– Молодой человек, вас же попросили закрыть люк, – напомнил ему Дмитрий Шинкевич.

Повторная просьба вывела Новомлинова из себя: он агрессивно направился в сторону Дмитрия и уткнулся в его жену. Она тоже сказала Володе что-то нелицеприятное. Дмитрий встал… и пропустил удар кулаком в голову. Возможно, хулигану не объяснили в детстве, что бить человека по лицу нехорошо, как и ругаться матом на весь автобус. В считанные мгновенья он был скручен в «бараний рог». Водитель остановил машину, дебошира вывели из салона и вызвали милицию.

А он осерчал и ударом кулака вышиб боковое стекло в микроавтобусе. Это вызвало ужас и страх у одних, желание разобраться – у других.

Водитель еще раз набрал телефон милиции.

– Уже на подъезде к вам. Через две минуты будем на месте! – сообщили сотрудники правоохранительных органов.

Володя понял, что от возмездия закона ему уже не уйти. Он спокойно обошел автобус и, что было силы, ударил по боковому стеклу с другой стороны. Стекло рассыпалось, руки у него были в крови. Новомлинов продолжал буянить и ругаться. В маршрутке плакали дети. Взрослые понимали, что, судя по всему, застряли надолго у деревни с названием Камоски, где даже короткая остановка не была предусмотрена расписанием.

Милиция приехала быстро. Приехала и скорая. Помощь в том числе требовалась и Володе, решившему, что может безнаказанно для себя крушить стекла и бить лица. На небе появлялись первые звезды, и вынужденная остановка на обочине могла затянуться. Сотрудникам милиции требовалось задокументировать произошедшее… Благо вскоре остановился попутный автобус, который и доставил людей к месту назначения.

Дефицитное стекло

С тех пор минуло более двух месяцев. В отношении Владимира Новомлинова было возбуждено уголовное дело, а в рамках его расследования большинство участников этой истории, которые ранее и не догадывались о существовании друг друга, продолжали вспоминать перипетии той злополучной поездки. И делать запоздалые выводы! Водитель уверен: повторись ситуация заново, ни за что не согласился бы взять молодых людей в Бочейково. Он бы точно убедился, что они находятся в нетрезвом состоянии, и на этом основании отказал в поездке. Новомлинов тоже понял, что так поступать нехорошо. Он уже не буянил, а исполнял пожелание адвокатов – перед всеми извинялся. Боялся, что надолго посадят за решетку. Другие участники событий периодически давали показания следственным органам, сожалея, что сели именно в эту маршрутку. А в автобусном парке № 1 г. Витебска подсчитывали убытки и искали новые стекла для микроавтобуса.

Кстати, о стеклах. Это любой автолюбитель, если в стекло его автомобиля прилетит камень или даже чей-то кулак, может загнать авто на понравившуюся ему станцию технического обслуживания или самостоятельно купить стекло на авторынке и заменить его. Для государственного предприятия, коим является автобусный парк, такая процедура выглядит серьезнее. Надо искать производителей таких стекол, проводить тендер, заключать договор… В итоге стекла для микроавтобуса «Ивеко» по специальному заказу изготавливали на одном из могилевских предприятий. При этом договор с компанией был заключен 14 августа, а заказ выполнен к 21 сентября. Все это время практически новый микроавтобус стоял в гараже. Он был приобретен предприятием два года назад в лизинг, и до настоящего времени кредит не погашен в полном объеме. Ежемесячный платеж составляет 2230 рублей 70 копеек. То есть машина стояла, а предприятие платило… Упущенная выгода, даже если не брать во внимание платежи по кредитам, с момента заключения договора на изготовление стекла до его установки составила 7608 рублей 62 копейки.

Суд понял

На прошлой неделе участники тех событий встретились еще раз.

В здании Бешенковичского участка филиала «Автобусный парк № 1 г. Витебска» состоялось выездное заседание районного суда. Владимир Новомлинов обвинялся по части 1 статьи 339 Уголовного кодекса Республики Беларусь – умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, сопровождающиеся применением насилия или угрозой его применения либо уничтожением или повреждением чужого имущества либо отличающиеся по своему содержанию исключительным цинизмом (хулиганство). Такие действия наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до трех лет. Прокурор просила назначить хулигану наказание в виде исправительных работ. Адвокат настаивала отнестись к нему гуманно. На суде Владимир Новомлинов извинялся, раскаивался, говорил, что ему стыдно за свой поступок. Судья была милосердна – парень отделался штрафом в 80 базовых величин – 1960 рублей.

Присутствующая на судебном заседании мать Новомлинова хоть и пыталась скрыть удовлетворение, но это у нее мало получалось. Главное, сын – на свободе. Адвокат утверждала, что он встал на путь исправления и даже трудоустроился. Впрочем, это неокончательная сумма, которую хулиган должен заплатить за свои необдуманные действия. Гражданский иск автобусного парка № 1 к Новомлинову о взыскании упущенной выгоды выделен судом в отдельное производство. Упущенная выгода – это недополученный предприятием доход, который парк мог бы получить, если бы машина работала. Так что участникам этой поездки еще не раз придется напрягать память и сожалеть о конфликте.

Мне очень не хочется заниматься морализаторством и объяснять взрослым людям, что такое хорошо, а что такое плохо. Про такое обычно читают и говорят в детстве. Однако почему-то даже в ходе судебного заседания звучали странные нотки: мол, выпил лишку, молод, горяч… И как вывод: понять и простить.

Только после не надо обижаться, если такой «горячий и поддатый» «засветит» вам в глаз. И не надо возмущаться, когда в салонах автобусов видите порезанные сиденья и нецензурные надписи. Их тоже пишут такие «горячие» ради забавы либо самоутверждения. Они – из тех, кому не объяснили, что такое плохо. Их тоже надо прощать? И по факту мы их прощаем, потому как порезанные сиденья и надписи чаще всего обнаруживаются на конечных остановках, когда все пассажиры уже далеко от автобуса.

Горячие и поддатые

В последнее время создается впечатление, что у людей вырабатывается какое-то потребительское отношение к общественному транспорту. Это водитель автобуса обязан безопасно вовремя и четко везти всех из точки А в точку Б. А пассажир – это хозяин. Заплатил за проезд – извольте выполнять мои причуды.

Вряд ли вышеописанному случаю стоило уделять столько внимания, если б он был единственным.

В феврале этого года водитель выполнял рейс по маршруту Лиозно – Бабиновичи. Вошедший в салон мужчина вскоре заставил обратить на себя внимание всех пассажиров. Он пренебрежительно относился к окружающим, забрасывал ноги на сиденье, ругался матом. Когда на остановке в деревне Осипенки водитель сделал ему замечание, тот подскочил к нему и схватил за грудь. Благо водитель оказался не из робкого десятка и выставил подвыпившего дебошира на улицу. Но на этом история не закончилась. Как и в первом случае, пьяный ударил кулаком по стеклу, из-за чего на нем образовалась трещина. Сотрудниками Лиозненского РОВД мужчина был привлечен к административной ответственности, а автобусным парком № 1 г. Витебска были приняты меры к возмещению причиненного ущерба за разбитое стекло.

А как объяснить поведение молодых людей, которые, встав цепочкой, преградили движение автобусу, выполнявшему рейс по маршруту № 12 Улановичи –Юг-7 в Витебске? Водитель МАЗа-105 лишь чудом остановился так, чтобы никого из них не зацепить и в салоне никто не упал. Молодые люди бесцеремонно потребовали у водителя, чтобы тот впустил их в автобус. А когда он отказал, сославшись на то, что в данном месте нет остановки, а посадка людей в автобус чревата дорожно-транспортным происшествием, один из парней умышленно разбил правое наружное зеркало заднего вида. Естественно, с таким повреждением автобус не мог дальше двигаться по маршруту. Из-за действий одного недоумка, которого тоже можно понять – показывал какой он крутой, все пассажиры вынуждены были ждать другое транспортное средство. Кстати, после заявления в милицию, «крутого парня» удалось установить. В момент совершения правонарушения он находился в нетрезвом состоянии. Потом тоже сожалел о своем поступке и возмещал ущерб. Может, вначале надо думать…

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»

Добавить комментарий