Владимир Жуковский возглавляет Ляховичскую РОС ДОСААФ с 1994 года. Автошкола расположена на улице Комсомольской райцентра, в старом здании. По некоторым данным, оно было построено в 1895 году. При панской власти здесь находился постерунок (полицейский участок). А во время фашистской оккупации хозяйничали гитлеровские власти…
Во времена бывшего Союза здание из года в год ремонтировалось: менялись сгнившие полы, обновлялся внешний вид, подкрашивались стены. Сколько затрачено денег, никто не считал. Но наверняка можно было бы построить на эти средства такое же небольшое новое здание. Тем более что едва ли не каждый год РОС ДОСААФ получала дипломы за призовые места в республиканском и областном соревнованиях по финансово-хозяйственной деятельности среди аналогичных структур. Однако никто из местных властей не думал о судьбе организации.
Ходили слухи, что ее пора закрыть и присоединить к Барановичам. Впрочем, когда четыре-пять лет назад закрылся межшкольный учебный автокомбинат, в Ляховичах оставалось практически одно на весь район учебное заведение, готовящее водительские кадры. Еще водителей категории В готовят в местном сельскохозяйственном колледже.
Вспоминая прошлое, Владимир Александрович говорит, что еще в 2015 году в группах было по 30 и более учащихся. А теперь если наберется половина того количества, то это хорошо. В течение года автошкола выпускала 270–300 водителей, сейчас – половину. Следовательно, и денег за учебу поступает в два раза меньше.
Для обучения практическому вождению здесь имеются две легковушки, одна из них – новая. Если бы не помощь вышестоящих организаций из Минска и Бреста, обновлять материальную базу было бы не за что. В этом и признается председатель РОС.
– Не является ли положение с набором следствием того, что Барановичи и Ляховичи – близкие соседи?
– В барановичских автошколах ситуация аналогичная. Сложилась на этом рынке услуг острая конкуренция. Однако проблема тут более глубокая. Дело в том, что население района стареет. По статистическим данным, здесь около 80 процентов населения – люди пенсионного возраста. Понятно, что водительские права им не нужны. Ставку делаем на школьную молодежь. Правда, и здесь есть определенная заковыка. У большинства родителей зарплата находится на уровне 200–300 рублей в месяц, а это лишь часть оплаты обучения. А ведь детей надо кормить, одевать. Поэтому в группах по одному-два старшеклассника.
– Сколько мастеров ПО работает в автошколе?
– Два штатных – Павел Николаевич Сасса и Игорь Алексеевич Ушаков, один совместитель. Они опытные специалисты, спокойные, рассудительные, умеют найти подход к каждому учащемуся. Теорию вместе со мной преподает Светлана Константиновна Долгая. Результат сдачи экзаменов по автошколе с первого раза за 2017 год в МРЭО ГАИ в некоторых ее группах, а также мастера ПО Игоря Ушакова превышает 70 процентов. Для сравнения: 40 процентов имела барановичская автошкола «Большая Медведица». Средний показатель по МРЭО еще ниже.
– Какие мероприятия проводит РОС среди молодежи?
– Во всех школах и учебных заведениях имеются первичные организации, а в них – свыше полторы тысячи членов ДОСААФ. Коллективы работают по своим планам. Это участие в общешкольных патриотических мероприятиях: уход за могилами и памятниками погибших в войнах героев, автопробеги с ветеранами и помощь одиноким престарелым гражданам, проживающим на территориях сельсоветов, участие в художественной самодеятельности, молодежных акциях на территории района и другие. Проводятся спортивные соревнования ко Дню защитника Отечества, Дню Победы и другим памятным датам.
– Какие первичные организации ДОСААФ наиболее активны в спорте?
– Это средняя школы № 2 г. Ляховичи. Здесь отличается своими успехами команда юных стрелков из малокалиберной винтовки. На областных соревнованиях, которые проходили в феврале в Бресте, ребята выполнили нормативы разрядов для взрослых.
Константин СТАНКЕВИЧ