В летопись Минщины большими буквами вписано немало имен известных личностей, внесших в разное время весомый вклад в ее развитие. В том числе и представители старинного графского рода Гуттен-Чапских. В их владениях были известные усадьбы, в частности, в Станьково и Прилуках. Жестокие войны и время не позволили сохранить все это в первоначальном виде, однако кое-что из наследия рода все-таки дошло до наших времен.
Первое упоминание о Гуттенах относится к 930 году. Примерно в 1120-е они получили титул графов Священной Римской империи, а в XVII веке род расселился по Литве, Беларуси, Волыни и слился со многими известными родами Европы.
Фамилию Чапские Гуттены получили приблизительно в ХVI веке: жили в местечке Чаплин в Померании, находящейся на северо-восточных землях Германии (ныне – Поморье в Польше). Из-за военных конфликтов Гуттены вынуждены были покинуть родовое гнездо и переселиться на земли Польши. Постепенно стали называть себя Гуттены фон Чапские, Гуттены-Чапские, а в XVII веке и вовсе Чапские. С 1772 года представители рода почти на полтора века стали владельцами усадьбы в Станьково.
В летописной истории Минщины конца XIV века Станьково упоминается как вотчина великого князя литовского Витовта, подаривщего эти владения в начале XV века боярину Манивиду Каликиновичу. Долгое время местечко принадлежало роду Дорогостайских, затем – Радзивиллам.
Благодаря графу Эмерику фон Гуттен-Чапскому имение превратилось в роскошную усадьбу, ставшую известной с середины XIX века как культурный центр Европы.
Резиденция занимала около 15 гектаров и воплощала в себе романтический образ старого шляхетского родового гнезда. Облик каменного двухэтажного дворца дополняли средневековый замок в миниатюре «Скарбец» с четырьмя угловыми башнями, каплица, флигели, амбар, оранжерея, питомники, теплицы, из которых на рынки Минска поступали свежие ананасы. Все это было окружено прекрасным пейзажным парком, в котором произрастало более 500 видов деревьев и кустарников.
Эмерик фон Гуттен-Чапский – Новгородский, Санкт-Петербургский вице-губернатор, камергер императорского двора, участник Крымской войны, известный нумизмат и библиофил – одним из первых в государстве выступил за отмену крепостного права и введение образования для крестьян. Вернувшись после отставки в родовое имение, граф занялся классификацией своих коллекций. Его стараниями здесь был создан крупнейший частный музей. В салонах станьковского дворца размещались огромные сокровища. Библиотека насчитывала более 20 тыс. томов редчайших книг, хранилась коллекция карт, гравюр, картин, рукописей, экслибрисов. В парадном зале было выставлено оружие. В специальных бронированных шкафах – коллекция орденов, медалей, монет, в кабинете графа – предметы народного быта, шляхетской и крестьянской одежды, слуцкие пояса, фотографии и многое другое. Коллекции славились на всю Беларусь и далеко за ее пределами. Украшали интерьеры дворца резные филенки из ценных пород дерева, кессонированные потолки, узорчатые паркетные полы, фресковая живопись, а главный парадный зал – полированный янтарь.
В 1871 году граф приобрел имение в Прилуках в рамках скупки земель от Станьково до Минска, образовавших так называемый Станьковский ключ – неправильный прямоугольник размером примерно 50х100 км. Впервые Прилуки упоминаются в 1567 году в связи с тем, что здесь располагалась почтовая станция по дороге из Минска в Новогрудок. Среди владельцев местечка в разное время были представители рода Огинских, государственные деятели граф Лев Ошторп и Атон Горватт. Последний занялся обновлением и перестройкой усадьбы. Помимо дворца, в нее входили пейзажный парк, два пруда с водяной мельницей, оранжерея, хлебный амбар, бровар, каретная. Перед главным фасадом была трехъярусная башня с часами и высоким шатром со шпилем и флюгером. После пожара в 1886 году Эмерик Карлович переустроил здание дворца.
В 1894-м он разделил Станьковский ключ между сыновьями: старшему Каролю-Яну-Александру (Карлу) достались Станьково и 22 тыс. гектаров земли, младшему Ежи (Юрию) – усадьба Прилуки и 18 тыс. гектаров земельных угодий.
Крупный землевладелец граф Карл Гуттен-Чапский вошел в историю Минска как городской голова, которым он был с 1890 по 1901 год. Это был период самых инициативных реформ хозяйства и культуры города за всю историю. Таких темпов развития Минск никогда не видел ни до него, ни долгое время после. Граф приложил все усилия, чтобы придать будущей столице привлекательный вид и солидность. Минск из провинциального губернского городка превратился в настоящий европейский город.
Во время правления Карла были открыты конка, первые в Беларуси телефонная станция общего пользования, электростанция, 2-я женская гимназия (Мариинская), появилась канализация, заработали бесплатная амбулатория, городская публичная библиотека, приют для бездомных, благотворительные столовые и другие объекты. Завершено затянувшееся строительство городского театра (ныне – Национальный театр им. Я. Купалы). В доме графа на улице Захарьевской (проспект Независимости) начал работать родильный приют. Построен новый Ляховский мост, а возведенный в 1893 году Низко-Базарный мост через Свислочь, соединяющий сейчас улицы Немига и Богдановича, продлил линию конки в сторону Троицкого рынка и построенного в 1894-м пивоваренного завода Гуттен-Чапского (ныне – «Оливария»). Был составлен новый план города, расширены его границы, улучшены и вымощены многие дороги.
Гуттен-Чапский основал «Общество охраны женщин города Минска», при нем учреждено Городское общество любителей спорта, которое он возглавил. В Центральном парке имени Горького (на то время городском саду) давали напрокат велосипеды, работали спортивные секции.
Кстати, должность позволяла Гуттен-Чапскому иметь чин и государственное жалование, однако граф отказался и работал бесплатно. Более того, если не удавалось из казны получить деньги для очередного нововведения, он нередко платил из своего кошелька.
Заслуги Карла Гуттен-Чапского государство оценило орденами Святой Анны III степени, Святого Станислава II степени, медалями. В 1910 году, через 6 лет после его смерти от туберкулеза, Минское губернское правление приняло решение о переименовании в его честь улицы Михайловской (сегодня улица Кирова). Тогда же была учреждена стипендия имени Карла Чапского, которая выплачивалась из специальных вкладов, завещанных графом Минской мужской правительственной гимназии.
А что с имениями? В бывшем дворце Чапских в начале 1920-х открыли научную ферму БГУ, которая позже стала сельхозинститутом, переехавшим в Горки. Использовали имение и как усадьбу колхоза, и как дом отдыха. В июне 1941-го во дворце разместилась немецкая военная комендатура. Позже он стал местом отдыха генерального комиссара Беларуси Вильгельма Кубе. В июле 1944 года при отступлении гитлеровцы подожгли дворец. В 1957-м Совет Министров БССР направил средства на его восстановление для исследований Минской научной лаборатории. В 1971 году здесь был создан НИИ защиты растений. Помимо дворца, сохранились и хозяйственные постройки.
В Станьково после Октябрьской революции во дворце располагалась школа, потом – детская колония. В годы Великой Отечественной он был разрушен, а после войны на его месте построили школу-интернат. Не сохранилась до наших дней и часовня-усыпальница Чапских. Зато на территории имения остались «Скарбец», хозяйственные постройки, частично уцелевшие въездные ворота и водонапорная башня. Самую ценную часть коллекции после переезда в 1894 году в Краков Эмерик фон Гуттен-Чапский увез с собой. Со временем растерял свои богатства и парк. И все же сегодня приятно прогуляться по его тенистым аллеям.
Подготовила Ольга НИКОЛАЕВА