Сила стали в… хрупкости

АМАЗОНКИ, «ОСЕДЛАВШИЕ» ТРАМВАЙ

В начале прошлого века в Москве основным видом городского транспорта был трамвай. Традиционно в трамвайных парках работали представители сильной половины человечества, но свои коррективы внесла Первая мировая война. Около двух тысяч мужчин, служащих этих структур, отправились на фронт. Вагоны простаивали в парках из-за недостатка работников. Именно тогда на транспорте и появились женщины, которые стали работать кондукторами и стрелочницами.

Сначала на службу брали только жен призванных в армию кондукторов, вагоновожатых и других тружеников парков. Но уже на третий год войны в городских газетах стали публиковаться объявления о приеме на работу всех желающих.

Недостаток служащих оказался настолько значительным, что к женщинам, устраивавшимся на работу, строгих требований не предъявляли. Желавшая работать в трамвайном парке должна была быть грамотной, 21–35 лет от роду и хотя бы немного знать столицу.

После полуторамесячных курсов женщины приступали к работе. Однако в первое время представительницы прекрасного пола в этой роли вызывали у горожан не просто удивление и недоумение – они становились героями анекдотов и фельетонов. Острословы даже прозвали их трамвайными амазонками.

Тем не менее к началу 1917 года уже 80 процентов сотрудников трамвайных парков составляли женщины, в основном работавшие кондукторами, а в 20–30-е годы прошлого столетия энергичные дамы стали не только обслуживать общественный транспорт, но и водить трамваи, автобусы, троллейбусы.

ЗИНА – ПЕРВАЯ В МИРЕ ЖЕНЩИНА-МАШИНИСТ

Зина – первая машинистка

8 марта 1913 года в семье ремонтника паровозов Петра Троицкого родилась девочка, которую назвали Зиной. Тогда никто не мог и предположить, что она обретет мировую известность. 18-летней девушкой Зинаида Троицкая пришла работать в депо Москва-Пассажирская, где ее уже тогда поставили помощником машиниста маневрового локомотива. В 1935 году она стала первой в мире женщиной-машинистом паровоза, а в годы Великой Отечественной войны возглавила Московскую окружную железную дорогу.

В то же время в Советском Союзе существовал перечень запрещенных для женщин работ, связанных с высоким риском для здоровья. Специальность машиниста была как раз одной из них. (Лишь для Зинаиды Троицкой сделали исключение.) Однако в 1938-м эту профессию из списка удалили, и в стране началось разворачиваться движение по обучению женщин-машинистов.

В этом же году в газете «Гудок» вышла статья Зинаиды Троицкой «Женщины, на паровоз!». В ней она обратилась к работницам железной дороги с призывом идти на курсы машинистов и их помощников. Слова Троицкой были услышаны: учиться пошли технические работницы, бухгалтеры и жены машинистов. Из лучших выпускниц была создана первая в истории локомотивная бригада.

Зина – первая машинистка

Когда началась Великая Отечественная война, мужчины ушли на фронт, а на заводах, предприятиях, в милиции их заменили женщины. Матери, жены, подруги, дочери стали грузчиками, шпалоукладчицами, слесарями, кузнецами. В 1942 году более 40 процентов рабочих столицы советского государства составляли женщины и подростки.

ЛЕНА, ЛЕНОЧКА, ЕЛЕНА

Однако одной из самых уважаемых женщин в сфере железнодорожного транспорта стала почетный железнодорожник, Герой Социалистического Труда Елена Чухнюк. Елена Мироновна родилась 12 марта 1917 года в селе Дьяковка Подольской губернии в крестьянской семье. В 1938-м поступила на курсы помощников машиниста паровоза (паровозного машиниста) при Гомельском локомотивном депо Белорусской железной дороги. По окончании учебы работала в депо Гомель помощником машиниста паровоза, затем – машинистом паровоза. Водила большегрузные поезда на Оршу, Могилев, Чернигов. За добросовестный и самоотверженный труд в 1941 году Елене Чухнюк было присвоено звание «Почетный железнодорожник».

В период Великой Отечественной войны Елена Мироновна водила воинские поезда с оружием и боеприпасами к линии фронта под Ельцом, Сталинградом, Курском, на Днепре. С 1942-го отважная женщина – старший машинист паровозной колонны № 4 особого резерва НКПС СССР (на станции Москва-Киевская) возглавляла комплексную бригаду паровоза «ЭМ723-88», имея в подчинении две бригады.

В 1942 году Елена Чухнюк была ранена на станции Петров Вал при налете вражеских бомбардировщиков, когда вела состав с военной техникой на Сталинградский фронт. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного транспорта в условиях военного времени Елена Мироновна удостоена звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Зимой 1943–1944 годов на Северо-Печорской железной дороге она водила поезда с углем. В условиях сильных морозов организовала скоростное движение угольных маршрутов, сократив время доставки груза в три раза. Затем Чухнюк обеспечивала курское направление, участки Юго-Западной и Львовской железных дорог.

После войны Елена Мироновна окончила Московский электромеханический институт инженеров транспорта, работала в Министерстве путей сообщения СССР. Избиралась депутатом Верховного Совета СССР 2-го созыва (1946–1950 годы), была членом Совета Союза от Гомельской области.

В 1981 году Елена Мироновна вышла на пенсию, проживала в Москве. Она состояла в Центральном совете ветеранов железнодорожного транспорта.

9 мая 1999 года Елене Чухнюк было доверено почетное право лично привести на Поклонную гору к мемориалу Великой Победы специальный поезд с ветеранами-железнодорожниками. Биография этой женщины положена в основу сценария кинофильма «Путь славы», который был снят на «Мосфильме» и вышел на широкие экраны в 1948 году. Кинолента имела большой успех у советских зрителей.

Умерла Елена Мироновна 10 мая 2014 года на 98-м году жизни. Похоронена в Москве на Троекуровском кладбище.

В феврале 2007 года имя Елены Чухнюк присвоено дизель-поезду локомотивного депо станции Гомель Белорусской железной дороги, который курсировал по маршруту Гомель – Могилев и на других направлениях. Также именем легендарной женщины (в честь ее 85-летия) 12 марта 2002 года назван электропоезд локомотивного депо станции Крюково Октябрьской железной дороги.

Елена Мироновна была Почетным гражданином Гомеля и Почетным жителем Таганского района Москвы.

БАШАРАТ С ОБЛОЖКИ «ОГОНЬКА»

Интересно, что среди «стальных» женщин-железнодорожниц в Советском Союзе были не только представительницы славянских национальностей. Так, восточная девушка Башарат Мирбабаева стала первой женщиной-машинистом в советском Узбекистане в 1939 году, а после войны продолжила управлять тепловозом. В 1951-м ее фотография попала на обложку журнала «Огонек».

Родилась Башарат 5 декабря 1916 года в городе Верном (Алма-Ата). До 1935-го никаких сведений о ней нет, но уже в 1935 году в газете «Правда Востока» была опубликована фотография с коротенькой подписью: «Первая узбечка-парашютистка комсомолка Мирбабаева, совершившая на днях второй прыжок с самолета». В то время, когда был сделан первый снимок, Башарат работала радисткой на железной дороге и весь свой досуг посвящала занятиям в аэроклубе. А ее инструктором был Абдусамат Тайметов, впоследствии знаменитый советский летчик.

БРИГАДА КАТИ МИШИНОЙ

Не остались без своих героинь и стальные магистрали метрополитена. Широко известна на постсоветском пространстве прославленная машинистка московского метро Екатерина Мишина. Она в послужном списке имела одну из высших наград СССР – орден Ленина. Дочери железнодорожника удалось оказаться среди 360 комсомольцев, принимавших участие в строительстве метро. В столичной подземке она сначала работала помощником дежурного по станции, потом кассиром, а после блестящей сдачи экзаменов повела свой первый поезд.

Екатерина Мишина внедрила новую систему подготовки кадров: самостоятельно обучала своих помощниц, готовила из них машинистов. 8 марта 1942 года она предложила организовать женскую бригаду – отнюдь не для славы, а для того, чтобы частично освободить мужчин от большой нагрузки. Женщины сами ремонтировали поезда и водили их. Они расценивали свой труд как помощь в борьбе с врагом. «Когда любишь свою работу, она не может ни утомить, ни повредить», – говорила Мишина.

В 1970–80-е годы среди тех, кто водил голубые экспрессы, было немало представительниц слабого пола. Существовало несколько женских поездных бригад. Старожилы помнят, как в «женскую» смену из кабины нередко раздавались звонкие голоса: девушки пели, чтобы отвлечься от монотонной работы.

В 1974-м Министерство труда СССР издало приказ, в котором был опубликован список специальностей, не рекомендуемых для женщин. Среди них оказалась и профессия «машинист электропоезда». С тех пор женщин на эту должность брать перестали. Но тем, кто на тот момент работал в метро, позволили завершить трудовую деятельность.

Еще несколько лет назад в Московском метрополитене работала единственная женщина-машинист электропоезда Наталья Корниенко. Она управляла составами на Сокольнической линии более 30 лет, к тому же подготовила свыше 20 специалистов. Только для нее в свое время сделали исключение и позволили трудиться машинистом.

В декабре 2019 года агентство «РИА Новости» сообщило читателям, что Московский метрополитен собрал для обучения первую группу женщин-машинистов. Соответствующее заявление сделала пресс-служба подземки. «Подготовка начнется в феврале – марте 2020 года в учебно-производственном центре», – говорилось в сообщении.

От начала подготовки до выхода на линию на практике проходит около года. К моменту получения права управления электропоездом в 2021 году вступит в силу приказ министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, который позволит метрополитену нанимать женщин на должность машинистов. Предполагается, что первые поезда под их управлением пойдут по одной из самых современных линий метро – Филевской. Ее открытый участок не так давно был реконструирован.

Писали российские СМИ и о Юлии Юровой, которая была помощником машиниста на Российской железной дороге, а потом в компании «Аэроэкспресс». В день Юлия совершала десять рейсов – пять в аэропорт из Москвы и пять обратно в столицу. В планах у девушки было в последующем стать машинистом.

В Минском метрополитене пока нет женщин-машинистов, мы к этому еще не пришли. Однако с учетом быстрого развития процессов автоматизации управления подвижным составом подобная эмансипация может быть вполне возможной в обозримом будущем. Ведь многое в мире меняется, к тому же современные женщины становятся все более деловыми и активными. 

Андрей ДРОБ

Добавить комментарий