ШАШЕЧКИ НАГОЛО

Транспортная инспекция провела круглый стол с диспетчерами такси

Примерно 10–15 лет такси во всем мире существовало в условиях нарастающего разрыва между законодательно прописанными нормами и реалиями рынка пассажироперевозок. Цифровизация услуг такси, появление сервисов типа Uber и «Яндекс.Такси», развитие шеринговых технологий (вплоть до чистого каршеринга) перечеркивали прежние правила игры, а для создания новых требовались время и опыт. Тем не менее государство плотно взялось за эту проблему, как явствует из проведенного Транспортной инспекцией (ТИ) Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси круглого стола с диспетчерами такси.

В Минтрансе трезво оценивают глубину проблем, с которыми предстоит столкнуться при регулировании отрасли

Справка «ТБ»

Указ № 32 предусматривает создание информационного госресурса «Реестр автоперевозок пассажиров в нерегулярном сообщении», оператором и владельцем которого станет Транспортная инспекция Минтранса. В реестр будут включаться сведения о перевозчиках, транспортных средствах (автобусах, легковых автомобилях, автомобилях-такси), водителях, диспетчерах перевозок в нерегулярном сообщении, диспетчерах такси.

Предыстория вопроса – подписанный главой государства 25 января 2024 года Указ № 32 «Об автомобильных перевозках пассажиров», призванный обеспечить безопасность автоперевозок, создать условия для добросовестной конкуренции, повысить качество оказываемых услуг и совершенствование правоотношений в этой сфере.

Еще в 2023 году Президент переориентировал деятельность инспекции с сугубо контрольной на аналитику и профилактику – была поставлена задача выявить причины нарушений законодательства при пассажироперевозках.

ТИ с задачей справилась. Начальник инспекции Виталий Киреев изложил ее выводы кратко: «Некоторые автоперевозчики использовали пробелы в законодательстве с целью получения дополнительной выгоды, игнорировали действующие нормы законодательства. Осуществление перевозок сопровождалось заключением ряда мнимых либо притворных сделок. Вместо трудовых отношений с водителями массово заключались договоры подряда, вместо договоров перевозок – договоры аренды транспортных средств с экипажем, вместо договоров на перевозку пассажиров в регулярном сообщении – договоры на нерегулярную перевозку». То есть перевозчики с шашечками наголо под корень оптимизировали издержки, мешавшие жесткой ценовой конкуренции, насколько позволяли пробелы в законодательстве.

Круглый стол проводился с менеджментом нижнего звена: диспетчерами, каждый из которых – сам себе Uber и «Яндекс.Такси».

Справка «ТБ»

По данным ТИ, в 2022 году в ее адрес поступило 675, в 2023-м – 696, с начала 2024-го – более 100 обращений, касающихся невыдачи билетов, грубости водителей, нарушения ПДД, техсостояния транспортных средств, перевозки пассажиров сверх установленной нормы и т.п.

«Диспетчеры зачастую умышленно осуществляли управление технологическими процессами перевозок с нарушением требований законодательства, передавали заказы водителям транспортных средств, не соответствующих требованиям, предъявляемым к автомобилям-такси. Сам водитель часто тоже не соответствовал требованиям законодательства», – констатировал Киреев. Приехали – отрасль вызвала обоснованное беспокойство госрегулятора.

Подавай пока бесплатно

У государства по понятным причинам нет ни магических рецептов регулирования отрасли, ни волшебной палочки регулировщика. Зато есть трезвое понимание того, что начинать следует с перечня игроков рынка. Поэтому начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Андрей Гладкий призвал перевозчиков и диспетчеров побыстрее подавать сведения для реестра: «Дается переходный период в течение трех месяцев – с 1 августа по 31 октября, когда сведения в реестр включаются абсолютно бесплатно. Просьба ко всем субъектам не затягивать включение сведений, подачу заявлений, проведение административных процедур». До 1 августа реестр должен появиться на свет.

Одновременно готовятся проекты постановлений правительства по административным процедурам. «В первом полугодии планируется корректировка постановления о режиме труда и отдыха водителей… Что касается ценообразования и тарифов, то будем выходить с предложением на МАРТ, чтобы урегулировать этот вопрос в рамках антимонопольного законодательства и законодательства
о ценообразовании», – пообещал Гладкий.

Стоит признать: потребность в государственной регуляции отрасли назревала 10–15 лет, а вот ее качество игроки рынка смогут оценить не раньше первого публичного обсуждения разрабатываемых сейчас нормативов.

Кирилл НЕЖДАНСКИЙ

Добавить комментарий