Сотрудники Транспортной инспекции работают на передних рубежах обеспечения безопасности на наших дорогах. Они же стали и первыми слушателями курсов в Институте повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов транспортного комплекса Республики Беларусь БелГУТа.
– Главную нашу цель, я думаю, можно определить одним словом – безопасность, – говорит начальник филиала – начальник Транспортной инспекции по Гомельской области Валерий Леонов.– Во всех ее проявлениях: безопасность людей, перевозки грузов, экологическая безопасность. А вообще это понятие на редкость многогранное. Так что работы много. И не только непосредственно на дороге. Транспортная инспекция – орган не столько карающий, сколько консультативный. Жалоб, вопросов и предложений нам поступает немало. Все рассматриваются индивидуально и самым внимательным образом. Если упоминаются какие-то конкретные факты, то по каждому из них проводим самую тщательную проверку. И при необходимости принимаем меры. От этого зависит не только и не столько имидж нашей службы, сколько имидж государства. Ведь Беларусь – страна транзитная, потому в немалой степени работаем мы и с иностранными перевозчиками.
Это понимают все. Тем более что во время проведения в соседней России чемпионата мира по футболу поток туристов и транспортных средств, следующих через территорию нашей страны, значительно возрос. А впереди еще Европейские игры-2019 в Минске. В том числе и поэтому на правительственном уровне был утвержден план мероприятий по совершенствованию структуры и функций Транспортной инспекции. Там особо была отмечена необходимость организации обучения и повышения квалификации работников на базе учреждения образования «Белорусский государственный университет транспорта». По мнению разработчиков плана, это позволит повысить уровень специальных знаний, необходимых для качественного и эффективного выполнения функций контроля в области транспортной деятельности.
Гомельский филиал стал первым в этом деле также весьма не случайно. И не только потому, что Белорусский государственный университет транспорта находится именно в нашем городе. Вуз и Транспортную инспекцию связывают давние и прочные взаимоотношения. Судите сами: несмотря на то, что Транспортная инспекция – структура еще относительно молодая, из БелГУТа, начиная с 2008 года, сюда пришло работать 10 выпускников. Причем один уже занимает должность заместителя начальника гомельского филиала, второй переведен в информационно-аналитическое управление аппарата управления Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций, третий в настоящее время обучается в магистратуре БелГУТа. В текущем году в Гомеле ждут еще двух молодых специалистов из ведущего транспортного вуза республики.
Но давайте вернемся непосредственно к самим курсам. Они были рассчитаны на 36 часов занятий. Круг вопросов был достаточно широк. Это не только изменения законодательства в сфере контроля транспортной деятельности, но и профилактика коррупционных нарушений, методы предотвращения конфликтных ситуаций и приемы подавления негативного состояния при выполнении должностных обязанностей, что, согласитесь, также весьма важно. И, конечно же, проверка знаний и актуальные вопросы соблюдения Правил дорожного движения. Кстати, последний пункт вызывал самые бурные дискуссии в аудитории.
Перед началом занятий, которые вели опытнейшие педагоги – старшие преподаватели кафедры «Управление автомобильными перевозками и дорожным движением» Сергей Лапский и Вадим Марковцев, была проведена весьма серьезная подготовительная работа. Оно и понятно, ведь в данном случае пришлось иметь дело не со вчерашними выпускниками и даже не с молодыми специалистами, а с опытными профессионалами, которые провели на дороге не один десяток лет. Как рассказал Сергей Лапский, требовали непосредственного уточнения определенные тактические моменты и сама система организации контроля, которая в нормативных актах не описана. Для этого вместе со студентами преподаватели выезжали на линию.
Отдельная тема занятий, также волновавшая слушателей, – приемы подавления негативного состояния при выполнении должностных обязанностей. Давайте посмотрим правде в глаза – там, где есть жесткий контроль, всегда будут недовольные. Потому у сотрудников Транспортной инспекции не просто трудная, но и порой опасная работа. Увы, на трассе встречаются не только добропорядочные граждане. Есть тут и свои отморозки. Я сказала «отморозки» отнюдь не для красного словца. И словесные экзерсисы этажей этак от трех и выше тут даже не считаются. Многие сразу же переходят к действиям. В лучшем случае инспектора могут просто окатить водой из бутылки. А в худшем… В худшем было такое, что и жезлы ломали.
В Польше, например, аналогичным службам разрешено применять против особо беспокойных нарушителей спецсредства. В том числе и наручники. Сотрудники нашей Транспортной инспекции из всего арсенала средств воздействия могут использовать только слово. Причем доброе, поскольку в данной службе есть «Положение о профессиональной этике и поведении работников Транспортной инспекции», которое было разработано и внедрено на основе многолетней работы с кадрами. Только вот против монтировки это как-то не очень уверенно выглядит. А ведь в руках водителя был и такой аргумент. Да, конечно, в крайнем случае можно обратиться за помощью стражей правопорядка. Но кто ж их ждать-то станет?! Пока они до места доберутся, нарушителя уже и след давно простыл.
Или вот еще. Уже к вопросу о «хороших» и «плохих». Как-то в один из наших совместных рейдов водитель микроавтобуса «Семар», с которым довелось познакомиться на улице Победы в Гомеле, устроил настоящее представление. Сначала он долго и упорно искал необходимые документы, потому что в «бардачке» у него полный бардак. Мне оставалось только восхищаться поистине потрясающей выдержкой сотрудников Транспортной инспекции. Водитель был остановлен за нарушение рядности движения (при трех полосах двигался в крайней левой полосе) и разговор по мобильному телефону. Он торопился вовремя успеть на свой маршрут Гомель – Коммунар. Не успел. Пассажиры с билетами остались на перроне. Кто в этом виноват? Даже гадать не надо. Конечно же, бездушные сотрудники ТИ и ГАИ. При этом он предложил диспетчеру взыскать с них стоимость проданных билетов.
Ну и как в таких условиях сохранить выдержку? А они сохраняют. Ведь недаром говорят, что Транспортная инспекция это, прежде всего, вежливая инспекция. Но вопросы все равно остаются. И, как признаются сами преподаватели, работы тут еще непочатый край.
То же касается и Правил дорожного движения. Как отметил Сергей Лапский, у всех сотрудников ТИ имеются не только водительские удостоверения, но и весьма солидный стаж вождения. Потому вопросы спорных ситуаций на дороге и некоторые аспекты применения ПДД на практике вызывали в аудитории очень бурные дискуссии. Более того, преподаватели, поработав с первой группой, пришли к выводу, что количество часов, отведенных этой теме, необходимо увеличивать.
Большое внимание было уделено и законодательству о контроле транспортной деятельности. Ведь закон есть закон. Это еще древние говорили. Исполнение его – первая задача Транспортной инспекции. И не только в виде наложения штрафов.
– Еще раз хочу подчеркнуть: мы – не карательная организация, мы – за порядок, – подчеркнул начальник филиала – начальник Транспортной инспекции по Гомельской области Валерий Леонов. – Почему-то когда речь заходит о работе ТИ вообще и Гомельского ее филиала в частности, то первым делом говорят о количестве проведенных проверок на линии и суммах штрафов, пополнивших бюджет. Конечно, принцип неотвратимости наказания еще никто не отменял. Тем не менее в нашей работе есть еще одна составляющая, не такая показательная, но не менее важная. Что я имею в виду? По сути, вещь самую банальную, но она лежит в основе всего – профилактику. Ведь главный смысл деятельности Транспортной инспекции как раз и состоит в том, чтобы нарушений действующего законодательства на наших дорогах стало как можно меньше. Для чего она и была создана, а вовсе не для пополнения бюджета. Так что работать сотрудникам ТИ приходится много, тяжело и по самым разным направлениям. А это было бы просто невозможно без хорошо подготовленного и дружного коллектива.
Коллектив Транспортной инспекции по Гомельской области и в самом деле подобрался достойный. Многие работают тут чуть ли не с первого дня. А это дорогого стоит. Сюда пришли и приходят квалифицированные люди, имеющие многолетний опыт осуществления контроля за соблюдением перевозчиками требований законодательства и международных договоров Республики Беларусь в области автомобильного транспорта при выполнении международных автомобильных перевозок.
Кстати, как отметил директор института повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов транспортного комплекса Республики Беларусь Александр Зенкевич, уровень профессиональной подготовки специалистов гомельской Транспортной инспекции и в самом деле очень высок. Поэтому в аудитории общение шло не как у студентов с преподавателями, а как у равных профессионалов, которые собрались, чтобы обогатить друг друга взаимным опытом. Еще он обратил особое внимание на дисциплинированность и практически строевую выправку сотрудников Транспортной инспекции. На это ее начальник Валерий Леонов ответил, что подразделение и в самом деле строевое, отсюда и дисциплина. Форма, мол, обязывает.
А еще форма обязала первых 20 слушателей из числа сотрудников ТИ по Гомельской области успешно пройти контрольное тестирование и получить соответствующие свидетельства об окончании курсов, которые вручали директор Института повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов транспортного комплекса Республики Беларусь Александр Зенкевич и начальник филиала – начальник Транспортной инспекции по Гомельской области Валерий Леонов.
В день окончания занятий прозвучали и самые главные слова: науку и практику на дорогах разделить невозможно, они связаны поистине родственными узами – Белорусский государственный университет транспорта является братом, а Транспортная инспекция – сестрой. И именно этот союз должен стать прочной основой безопасности на наших дорогах.
Надежда ТАРАСОВА-ГУЛЬ, «ТБ»