О чем поведал огненный шов Ликша?

От самых истоков своего существования человечество связано с водными просторами. Средства передвижения по ним строили во все времена. Проследить эволюцию судостроения несложно – примитивные плоты, челны, пироги, деревянные, а затем и металлические суда, к корпусам которых всегда и везде предъявлялись повышенные требования. Это и понятно, ведь именно от его прочности зависела жизнь людей, сохранность оборудования и грузов.

В строительстве судов принимают участие рабочие разных специальностей, и самая массовая из них – сборщик корпусов металлических судов, или, как их обычно называют, судосборщики. Сегодня хочется рассказать об одном из представителей этой нелегкой профессии.

Знакомьтесь: Петр Ликш – настоящий профессионал, у которого есть чему поучиться. На Речицкий судостроительно-судоремонтный завод, нынче входящий в состав одноименного речного порта, Петр Викторович пришел еще молодым пареньком. Было это в 1987 году, когда он, отслужив в автомобильных войсках в Подмосковье, вернулся в родную Беларусь. В то время на предприятии требовались судосборщики, и Петра охотно приняли на работу. Правда, некоторое время он походил в учениках, но быстро освоился на предприятии, легко влился в рабочий коллектив, был любознательным, прилежным и трудолюбивым. Мы как-то привыкли к слову «трудолюбие», затерли его в характеристиках и поздравительных речах, а ведь любовь к труду – едва ли не главный нравственный стержень человека, определяющий всю его жизнь и судьбу. И такой стержень у Ликша, несомненно, есть. Это доказано годами его добросовестного труда и преданностью выбранному делу.

На первых порах, будучи учеником судосборщика, Петр понял, что эта профессия требует от человека не только работы рук и головы, но и творческого подхода к делу. Он осознал, что сборщик корпусов металлических судов должен уметь работать с инструментом, читать чертежи, производить разметку мест установки деталей, управлять различными приборами и аппаратами и т. д. Здесь без смекалки и творческого мышления никак не обойтись. О тонкостях своей профессии Петр Викторович рассказывает так:

– Соображать в работе нас заставляет металл, а он то капризен, то податлив, то упрям. Его нужно чувствовать, ощущать, почти как живую ткань, и интуитивно понимать, как с ним работать…

Посчитать количество судов, прошедших через руки Ликша за 31 год его плодотворной работы на предприятии, просто невозможно. Да и стоит ли, ведь здесь строились корпуса новых судов, ремонтировались старые, и все они ходили в трудовые походы. Однако для Петра Викторовича и его товарищей каждое такое судно – их детище, которое потом отправляется в большую жизнь. Особо памятны корпуса контейнеровозов класса река–море, а также строительство грунтоотвозных барж для голландской судостроительной компании «Века шипсбоу». Эта работа велась с 1992 года в течение полутора десятка лет. Люди трудились с большим подъемом и гордостью за свой завод. Спуск каждого корпуса на воду был настоящим праздником. В их строительство были вложены ум и труд многих заводчан. Но это уже история.

Теперь новых корпусов судов заводчане не изготавливают, хотя возможности для этого есть. В порту имеется устройство для подъема, строительства и ремонта судов и других плавсредств. Коллектив предприятия занимается ремонтом несамоходных судов и иных средств передвижения по водным артериям и всегда готов выполнить различные заказы. Ярким примером такой работы является участие речичан в строительстве плавучего отеля «Полесье». В ряду таких заказов было и строительство паромной переправы для управления капитального строительства Лоевского райисполкома. Кстати, данная паромная переправа исправно работает с 2014 года. Она соединила райцентр с заречной зоной, куда во время паводка приходилось добираться, преодолевая большие расстояния. Благодаря парому нынче до Лоева – рукой подать! Для жителей заречной зоны, например, деревни Абакумы, расстояние сократилось со 140 до 7 километров, то есть в 20 раз!

– Мы занимаемся ремонтом корпусов судов для речных портов пароходства и сторонних организаций, – отмечает Петр Ликш. – Также выполняем заказы предприятий и населения на изготовление различных металлических изделий. Для этого имеется современный парк металлообрабатывающего, прессового, гибочного, режущего, электросварочного и окрасочного оборудования. Среди наших заказчиков – дорожно-строительные организации, ПУ «Нефтеспецстрой», подразделения РУП ПО «Белоруснефть» и другие. В своей работе своевременное и качественное выполнение заказов ставим на первый план.

Петр Викторович рассказал, что в этом году для РУП «Гомельавтодор» обновили паромную переправу, которая работает в городском поселке Паричи Светлогорского района. Заводчане полностью заменили ее подводную часть и настил. Работа у тружеников предприятия имеется: выполняются заказы по изготовлению различных ферм, конструкций, балок и т. д. Кроме того, есть и мелкие заказы.

Петр Ликш – не просто сборщик корпусов металлических судов 6 разряда, он еще и возглавляет бригаду судосборщиков, а это значит, что на его плечах груз особой ответственности – за людей и работу. Для быстрого и качественного выполнения заказов под руководством Петра Викторовича судосборщики согласовывают свои действия и трудовой ритм. Здесь как в музыке: собьешься с ритма – не получится мелодии. Поэтому четкость и слаженность действий – одно из условий хорошей работы. Ну а люди в бригаде подобрались достойные. Среди них – опытные судосборщики Михаил Аверьянов, Михаил Губанов, Андрей Воробьев, отдавшие заводу многие трудовые годы, и другие. Есть в бригаде и молодежь, с которой Петр Викторович охотно делится своим богатейшим опытом, накопленным за годы работы на предприятии. Конечно, секретов и тонкостей в профессии немало. Но вряд ли отыщется тот, кто удивил бы Ликша чем-то сверхординарным. Если опыт можно измерить временем, то его более чем три десятка трудовых лет. И километры красивого огненного шва говорят сами за себя – им мастер сварки надежно соединяет детали металлоконструкций, а это требует особого умения.

Быстро летит время. Дни складываются в недели, месяцы – в годы, годы – в десятилетия. Кажется, совсем недавно семья Петра Ликша отмечала новоселье – завод предоставил им благоустроенную квартиру в Озерщине, где находится завод. С тех пор многое изменилось. Выросли дети, есть внуки, жизнь идет своим чередом. Кстати, Озерщина, где проживает большинство тружеников предприятия, – отличное место! Рядом Днепр, где можно порыбачить, кругом леса, зовущие на тихую охоту. У жителей есть свои заветные места – там можно не только собирать грибы и ягоды, но и просто отдыхать, мечтать. И грезятся тогда им прекрасные суда, уходящие в далекое плавание, и среди них – построенные на заводе. Их подгоняет соленый ветер перемен, над ними гремят грозы и вокруг белой пеной клубятся волны. Но, несмотря на их сварливое шипение, все вокруг дышит свежим ветром надежд. И хочется верить, что все еще будет. Ведь пока реки текут, работа у тружеников голубых артерий имеется.

… Интересно пройтись по территории завода, посмотреть на слип, постоять на берегу широкого Днепра и полюбоваться окружающими пейзажами. Был удивительно яркий июньский денек, наполненный сочными красками неба, прибрежного ивняка и разнотравья, в котором виднелись скромные и милые глазу луговые цветы. На берегу реки даже песок казался золотистым. По днепровским водам бегали солнечные блики, над рекой кружились чайки, в тенистых ветвях акаций, березок и кленов прятались соловьи, щедро даря природе свои жизнерадостные трели. Рокот моторов буксирных теплоходов и плавкрана, которые работали в затоне, придавал этой картине индустриальный нюанс. Невольно подумалось: как гармонично все здесь сочетается – аккуратная, ухоженная территория, по которой приятно пройтись, четкая, слаженная работа, мастерство людей, вкладывающих в свое предприятие не только профессиональные таланты, но и частичку своей души…

– А ведь эти березки мы сами посадили более 20 лет тому назад, – с улыбкой говорит Петр Викторович, показывая на «стайку» белоствольных красавиц в зеленых сарафанах. – Как же они выросли за это время! Приятно постоять рядом с ними, полюбоваться красотой…

– Вы, наверное, поэзию любите, если так хорошо рассказываете о природе, находите поэтичные сравнения, когда говорите о своей профессии.

– Если честно, то особого увлечения поэзией у меня нет, но творчество Сергея Есенина мне по сердцу, – искренне отвечает мой собеседник. – В его стихах есть душа, а без нее все пресно и однолико. Жизнь должна играть яркими красками, а человек – стремиться к счастью. У каждого оно свое – простое, земное, человеческое…

Валентина ШИНКЕВИЧ, «ТБ»

Добавить комментарий