Секунда и целая жизнь

Паркуя во дворе свой автомобиль, подумайте: сможет ли здесь в случае пожара проехать спецтехника МЧС?

Проблема затрудненного проезда автомобилей подразделений МЧС по наводненным легковушками жилым дворам с каждым годом становится все более актуальной. В МЧС признают: однозначного решения проблемы не существует. Но просят все хоть сколь-нибудь причастные госструктуры и ведомства не забывать о том, насколько остро она стоит для тех, кто спасает человеческие жизни.

Одной из первопричин затрудненного следования транспортных средств оперативного назначения к местам чрезвычайных ситуаций является высокий уровень автомобилизации республики. Только за последние годы число личных транспортных средств в Беларуси выросло на 30%. В Минске эта цифра еще выше. А значит, и проблема стоит острее. И касается она всех спецслужб, чья техника имеет сверху красные и синие маяки. Однако, по мнению замначальника учреждения «Минское городское управление МЧС Республики Беларусь» Виталия Дембовского, для подразделений МЧС, чья техника имеет самые большие габариты, она наиболее актуальна.

Днем, особенно в часы пик, выехавшим по вызову автомобилям спасателей приходится с трудом преодолевать заполненные легковушками городские улицы. Самая большая беда – пробки. Драгоценное время уходит и на то, чтобы большегрузной технике сначала затормозить на большой скорости, а затем разогнаться до максимально допустимой (разумеется, с точки зрения безопасности).

Вечером и ночью подразделения МЧС сталкиваются уже с другой проблемой – проезда по дворам жилых кварталов. И здесь ключевую роль играет человеческий фактор. Все вернулись домой, поставили свои автомобили и, как правило, там, где удобно. А не там, где правильно. Обыватель в большинстве своем не задумывается о том, что в случае экстренной ситуации из-за его автомобиля этой ночью кого-то могут не успеть спасти. Хотя буквально в 100–200 метрах в свободном доступе имеются специально выделенные парковочные места.

Все знают, что самые филигранные водители – водители мусоровозов, которые объезжают дворы по несколько раз на день. Но у МЧС нет того времени, которым располагают все остальные: надо двигаться максимально быстро. К слову, по статистике как Госавтоинспекции, так и МЧС, самые тяжелые происшествия и чрезвычайные ситуации происходят именно ночью.

– Однако, к сожалению, об этом все вспоминают только тогда, когда сами ждут помощи от МЧС или скорой либо становятся свидетелями подобных ситуаций, – отмечает собеседник. 

Ведь, согласитесь, очень сложно определить, погибли бы люди на том пожаре, к месту которого было сложно подъехать? Никто не скажет наверняка. И, наверное, никто не возьмет на себя ответственность подсчитать, удалось бы спасти человеческие жизни, будь у спасателей лишние секунды… Однако факт остается фактом: есть пожары, есть сложные или невозможные к ним проезды. 

– Если брать ДТП, то там проблема очевидна: пострадали люди, пострадали транспортные средства. Все видят прямой угрожающий фактор, видят последствия, – отмечает представитель МЧС. – Если говорить о случаях затрудненного проезда, с которыми сталкиваемся мы, то реально угрожающего фактора, влияющего на последствия, нет даже для нас.

Ясно одно: проблема существует, и касается она всех и каждого из нас. И если бы ее решение лежало на поверхности, наверное, она была бы уже решена.

– Мы со своей стороны постоянно совершенствуем систему и добиваемся минимального времени выезда подразделений, однако на факторы субъективного характера повлиять не в силах, – продолжает замначальника Минского городского управления МЧС Виталий Дембовский. – В наиболее проблемных дворах договариваемся с товариществами собственников и ЖЭСами о применении малых архитектурных форм, которые препятствуют проезду легковых автомобилей, но не мешают нашей технике.

МЧС пытается обратить внимание на сложившуюся ситуацию всех структур и государственных ведомств, имеющих возможность внести в ее решение хоть какой-то, пусть и незначительный вклад. Было бы хорошо, например, учитывать этот момент при проектировании и строительстве дорог и жилых дворов. Или подумать о выделении отдельных полос для транспортных средств оперативного назначения на крупных магистралях и городских улицах. А еще рассказывать об этом начинающим автолюбителям в автошколах. 

Что касается того самого человеческого фактора, культуры поведения водителей, то здесь следует каждому начинать с самого себя.

Инесса ГЕРМАНЧУК, «ТБ»

Добавить комментарий