Счастье – быть со всеми. И как все

Люди с ограниченными возможностями – инвалиды (по зрению, слуху, колясочники, с особенностями психофизического развития) и физически ослабленные – должны иметь равные с другими гражданами возможности для участия в жизни общества. Поэтому формирование доступной безбарьерной среды – важнейшее условие беспрепятственного передвижения: пешком, на колясках, личном и общественном транспорте. У таких людей, как и у нас с вами, есть потребность бывать в разных зданиях и сооружениях, включая жилые дома и квартиры, передвигаться транспортом общего пользования в места отдыха и туризма, иметь доступ к разного рода услугам. Безбарьерная, или универсальная, среда позволяет всем без исключения пользоваться окружающим пространством без чьей-либо помощи. Для людей с инвалидностью она дает счастливую возможность получить достойное образование и квалифицированную работу, участвовать в общественной жизни страны, вести полноценную насыщенную жизнь.

Согласно разработанной в республике государственной программе «Социальная защита и содействие занятости 2016–2020» и одной из ее подпрограмм – «Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц» доступность должна быть создана по всему маршруту передвижения инвалидов, и в первую очередь на общественном транспорте. В связи с этим необходимо развивать транспортную инфраструктуру, в том числе низкопольный подвижной состав. Сегодня его удельный вес в Минске составляет порядка 74%. Около 33% оборудовано аппарелью для инвалидов-колясочников и пассажиров с детскими колясками.

Наиболее активно работа по обустройству безбарьерной среды ведется в столице и областных центрах. Например, установленные на перекрестках светофоры оснащаются звуковым сигналом. По информации ГАИ, вскоре на улицах массово появятся «трехцветные регулировщики» с разными звуковыми сигналами – для зеленого и красного света. Они оборудованы датчиками шума, благодаря чему громкость звука регулируется автоматически.

Большая работа по формированию комфортной среды для инвалидов и других физически ослабленных лиц ведется на Белорусской железной дороге, где в последнее время для них значительно расширен перечень услуг.

На всех железнодорожных вокзалах можно воспользоваться услугами по встрече и сопровождению на территории вокзальных комплексов. Имеются инвалидные кресла-коляски, и нуждающимся всегда окажут ситуационную помощь при приобретении услуг, а также содействие при перемещении ручной клади (багажа) до или после проезда в поездах. До конца года креслами-колясками планируется оснастить также все поезда локомотивной тяги.

Пассажирам с ограниченными физическими возможностями оказывается содействие по передвижению в вагоне, беспрепятственному (внеочередному) доступу к санузлам, перемещению ручной клади и размещению ее на местах, предназначенных для этих целей. Кроме того, дублируется голосовая и зрительная информация, в том числе о маршруте движения поезда, остановках в пути следования и предоставляемых услугах.

С 2017 года на БЖД действует услуга дистанционного оформления заявки на включение в состав поезда специально оборудованного вагона для перевозки инвалидов-колясочников. Им также предоставлена возможность приобретать билеты на специализированные места через Интернет. Для оформления заказа достаточно заполнить специальную форму, которая размещена в разделе «Поддержка пассажиров с ограниченными физическими возможностями» на главной странице корпоративного интернет-сайта БЖД www.rw.by. После обработки заявки специалисты связываются с пассажиром и уведомляют его о возможности прицепки вагона.

С целью повышения уровня социальной поддержки людей с ограниченными физическими возможностями с 1 июня в круглосуточном режиме начали работать телефоны контакт-центра Белорусской железной дороги, причем всех операторов связи: Белтелеком – (0222) 39-25-47, МТС – (029) 739-25-47, life – (025) 739-25-47, velcom – (029) 659-25-47.

По этим номерам или электронному адресу brail@rw.by физически ослабленные пассажиры могут обратиться к работникам БЖД за различного рода помощью, а также оформить заявку на включение в состав поезда специально оборудованного вагона для перевозки инвалидов-колясочников.

С учетом норм безбарьерной среды многое сделано для инвалидов и в ГП «Минский метрополитен». Все его станции оснащены современными техническими устройствами, предназначенными для транспортировки пассажиров с ограниченными возможностями: лифтами, вертикальными подъемными и наклонными лестничными платформами, мобильными гусеничными подъемниками. Ряд станций оборудован речевыми электронными информаторами для слабовидящих пассажиров. Разработана и вывешена информация о порядке проезда физически ослабленных лиц. В ней указаны телефоны дежурных диспетчеров: (017) 219-56-12, 200-19-22 (Московская линия) и (017) 219-56-16, 327-49-22 (Автозаводская линия), по которым можно сообщить о предполагаемом маршруте движения, времени прибытия на начальную станцию и номере входа на станцию согласно схеме. В указанное время к инвалиду подойдет сотрудник метрополитена и окажет помощь в доставке на платформу.

Все входы в подземные пешеходные переходы, ведущие к станциям метрополитена, оборудованы соответствующими стикерами с указанием контактных телефонов дежурных диспетчеров и номера входа. Входы оборудованы лестничными платформами и имеют специальную панель с кнопкой «Связь с операторами». Нажав ее, физически ослабленный человек указывает номер входа на станцию и дожидается сотрудника метрополитена, который окажет помощь в перемещении по наклонной лестничной платформе. Если инвалид спустился к кассовому залу станции самостоятельно, но затем ему понадобилась помощь, он может воспользоваться кнопкой экстренной связи sos-info, расположенной у входа в вестибюль или у кассовых окон.

Сегодня, несмотря на принимаемые меры, проблема доступности объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры для людей с ограниченными физическими возможностями по-прежнему актуальна, особенно в наземном транспорте, малодоступном для людей с большой потерей зрения. Им трудно и самостоятельно практически невозможно ориентироваться в направлении следования. Ведь доступность – это когда человек, например, невидящий, может сам зайти в метро или автобус и выйти там, где ему нужно.

Недостаточно сделать пандус для колясочников – надо оснастить объект всеми видами доступности для разных категорий маломобильных групп населения. В идеале не только транспорт, но и вся городская инфраструктура должна стать доступной и удобной в том числе для людей с ограниченными возможностями.

Людмила КОПАТЬ, «ТБ

Добавить комментарий