С буквой «У»

С 20 по 30 апреля УП «Белтехосмотр» совместно с Госавтоинспекцией проводит республиканскую декаду «Учебный автомобиль». В первый день акции в Витебске в рейде участвовал и корреспондент «ДТП».

Как подлодки, залегли на дно!

С буквой «У»По предварительной договоренности выезд был назначен на 7 часов утра. И именно в первый день проведения акции. Существовала опасность, что потом, когда сработает сарафанное радио, злостные нарушители залягут на дно. Первую остановку мы сделали в микрорайоне Билево. Это очень удобное для работы проверяющих место: здесь пролегают многие согласованные с ГАИ маршруты учебных автомобилей, а ширина проезжей части позволяет безопасно припарковать машину даже начинающему водителю.

Однако ждать первый учебный автомобиль нам пришлось около получаса. За это время госавтоинспектор межрайонного отдела ГАИ УВД Витебского облисполкома Юрий Филипенко успел проверить несколько легковушек. Учитывая, что рядом находился представитель ОГТО УП «Белтехосмотр» по Витебской области Павел Маркович, который хорошо знает, как выглядят не только штампы в сертификатах о прохождении гостехосмотра, но даже и подписи сотрудников, мы в первую очередь обращали внимание на машины без наклеек в правом нижнем углу на лобовом стекле.

Первым учебным автомобилем, который мы остановили, стал «ДЭУ-Нексия», принадлежащий автошколе ДОСААФ.

– План-конспект проводимого занятия имеется? – интересуемся мы у мастера практического обучения.

– Пожалуйста.

– Ваше свидетельство о повышении квалификации?

– Смотрите.

– Медицинская справка есть?

– Обязательно.

После этого мастер производственного обучения открывает багажник и предъявляет огнетушитель, аптечку, знак аварийной остановки. Павел Маркович попутно обращает внимание на то, что и буква «У» на крыше автомобиля тоже светится.

Все необходимые документы имеются, занятие проводится планово, все подписи стоят. Нам оставалось лишь пожелать мастеру производственного обучения счастливо пути.

С буквой «У»Стойки упали и пропали

Затем мы отправились на автодром, расположенный недалеко от АЗС на Московском проспекте, где всегда хватает и машин, которые чуть ли не трутся друг о друга, и нарушений. В это время там проводили обучение курсантов мастера производственного обучения автошколы «Светофор».

И если к первому проверенному нами автомобилю претензий не было, то второй мастер производственного обучения прямо на наших глазах начал допускать ошибки. Отрабатывал навыки вождения с курсантом на элементе, где отсутствовало два ограничителя. Проще говоря, каждый элемент, будь то боковая парковка или заезд задним ходом, имеет свой рисунок, для каждой стойки на асфальте краской обозначено место. В нашем случае двух стоек просто не было. Ничего не мешало мастеру остановиться, сходить за стойками, установить их и продолжить обучение. Но он почему-то проигнорировал эти требования. Как после выяснилось, мастер не обращал внимания и на другие вещи – автомобиль не был укомплектован аптечкой, огнетушителем и знаком аварийной остановки.

На новом автодроме

Наш путь лежит в район гипермаркета «Корона», на другую окраину города, где в этом году свой автодром открыло ООО «Витавтосервис Плюс». На небольшой площадке с курсантами занимаются два мастера производственного обучения. Павел Маркович сразу отмечает: обновлена разметка для установки стоек для выполнения различных элементов. К организации учебного процесса замечаний не было. Правда, один из мастеров высказал свое личное мнение:

– Мы учим будущих водителей заезжать задом по стойкам, а не между автомобилями. А вот когда они получают права, то ставить на стоянку автомобиль во дворах им приходится в более жестких условиях. Да и ответственность побить свой и чужой автомобили давит. Может, надо и в городских условиях тренировать будущих водителей парковаться на стоянке?

С буквой «У»Не укомплектованы

Убедившись, что на новом автодроме соблюдаются все требования, мы выехали в район Марковщины, где ввиду отсутствия других автомобилей догнали и вынудили остановиться учебный автомобиль автошколы
ДОСААФ.

– Я еще права не получил, а меня уже машина ГАИ догоняет и предлагает остановиться, – улыбался курсант.

А вот мастер производственного обучения был не рад нашей встрече – в учебном автомобиле при занятиях в городе отсутствовали знак аварийной остановки, огнетушитель и аптечка. Для дальнейших разбирательств мы предложили мастеру подъехать на базу ДОСААФ.

– Иначе как вредительством не могу назвать поступок этого мастера. Мы заранее знали о начале декады «Учебный автомобиль». Специально к этому мероприятию проверили всю комплектацию автомобилей, свозили и зарядили огнетушители. Вчера лично их выдал каждому мастеру под роспись. Промаркировал, чтобы учебный автомобиль с личным не перепутали, а сегодня у них огнетушителей нет! – возмущался механик.

Ему было от чего печалиться. Штраф для мастера производственного обучения за участие в дорожном движении на автомобиле, не укомплектованном аптечкой, огнетушителем и знаком аварийной остановки, составил одну базовую величину – 210 тысяч рублей. Механик, который обязан перед выпуском автомобиля на линию убедиться в его исправности и комплектации, несет большую ответственность: от четырех до шести базовых величин. Учитывая раскаяния механика, он отделался минимальным в таком случае наказанием – штрафом в 840 тысяч рублей.

Как пояснил Юрий Филипенко, наличие аптечки, знака аварийной остановки и огнетушителя инспекторы ГАИ проверяют у автолюбителей в ходе рейдовой работы ежедневно. Это те вещи, которые обязательно должны находиться в каждом автомобиле.

На голодном пайке

После посещения автошколы ДОСААФ мы отправились на улицу Правды. На часах уже было 12. Учебные автомобили вообще перестали появляться в городском потоке.

– В ходе этой декады мы постараемся чередовать рейдовые мероприятия: будем выезжать утром и вечером, – поясняет Павел Маркович. – Раньше работали только в первой половине дня. И часто наблюдали одну и ту же картину: с утра машины у мастеров «ломаются», а потом, ближе к вечеру, происходит чудо – все работают. В этот раз такие хитрости не спасут.

Сегодня автошколы Витебска испытывают серьезный недобор курсантов. Если раньше собирались группы по 30 человек, то теперь есть и по 5–10. В таких условиях, как мне пояснили знающие люди, у руководителей автошкол, если у мастера что-либо не в порядке или с его машиной что-то не так, нет больших проблем отправить в отпуск за свой счет или заставить просто стать на ремонт. Они руководствуются принципом: лучше неделю потерять, чем один раз штраф заплатить.

Финансовое положение автошкол Витебска тоже далеко не радужное. Прошли времена, когда руководители, почти ничего не вкладывая, получали значительные дивиденды. Сейчас на счету каждая копейка. А об акции «Учебный автомобиль» было объявлено заблаговременно. И по радио, которое работает в каждом автомобиле, и на популярных автомобильных сайтах. Думающим и современным людям сарафанное радио уже и не надо. Отсутствие шквала всевозможных нарушений, к сожалению, не означает, что все в порядке. И отнюдь не объясняется заметным улучшением дисциплины мастеров ПОВ. Просто многие занимают выжидательную позицию. Зная за собой «грешки», некоторые инструкторы не лезут на рожон, а предпочитают дождаться окончания рейда.

Как сообщили в УП «Белтехосмотр», за 2015 год подготовлено 135 307 водителей механических транспортных средств различных категорий, что на 15,5% меньше, чем в 2014-м.

– Мы очень надеялись, что к нам придут курсанты, – говорит директор Витебской областной организации БОАМЛ Галина Филатова. – Но наши надежды оправдались лишь отчасти. Если раньше во всех группах было по 30 человек, то сейчас – по 16–20. В основном это студенты витебских вузов, 80% из них – девушки. Наша авто-
школа давно и заслуженно пользуется популярностью в городе. У нас всегда был высокий уровень подготовки. Но учиться перестали идти. Анализируя ситуацию, пришли к банальному выводу: у людей нет денег, а автомобиль и водительское удостоверение не являются предметом первой необходимости. Мы уже предлагаем скидки для студентов, проводим другие акции – не помогает. Даже плату за обучение снизили с 5 млн 300 тысяч до 4 млн 200 тысяч. Ниже уже некуда…

Я обзвонил еще несколько автошкол, где мне сказали, что прекрасно осведомлены о проведении акции «Учебный автомобиль», что мастера производственного обучения предупреждены о неукоснительном соблюдении требований к процессу обучения, и пожаловались на нехватку курсантов.

Все понимают: вслед за сокращением количества курсантов и падением цен неизбежно последует сокращение числа автошкол. Выживут сильнейшие. Попался – заработал себе «в карму» еще один минус. Рынок более жесток, чем проверяющие из ГАИ и УП «Белтехосмотр».

Как отметил начальник отдела ОГТО УП «Белтехосмотр» в Витебской области Вильгельм Кишковский, основная задача масштабного мероприятия заключается в повышении качества подготовки водителей автошколами. Поэтому во время декады усилят профилактическую работу с автоновичками, проверят качество преподавания теории и практического обучения управлению транспортным средством.

– Значительная часть ДТП в республике совершается новичками со стажем управления автомобилем до двух лет, – говорит Вильгельм Вильгельмович. – Принятые в рамках акции меры должны повысить ответственность за обучение кандидатов в водители, тем самым улучшить их дисциплину и в целом безопасность на дорогах.

К слову, на Витебщине подготовку водителей осуществляют 64 организации, которые за прошлый год выпустили 16 731 учащегося.

Геннадий Закржевский, «ДТП»