С благодарностью за справедливость

обратилась в Следственный комитет Республики Беларусь потерпевшая Тамара Андросенко. ДТП произошло полтора года назад на 11-м километре автомобильной дороги Р14 Полоцк – Миоры – Браслав на территории Полоцкого района.

– Благодаря умелым и грамотным действиям следователей УСК по Витебской области Алексея Добровольского и Павла Янутя под руководством заместителя начальника отдела Андрея Горохова была установлена истинная причина ДТП, виновник которого привлечен к уголовной ответственности, – пишет женщина, выжившая после тяжелых травм и нескольких операций, искренне желающая счастья людям, добившимся возмездия за содеянное водителю, который пытался его избежать.

А события развивались так…

Молодой минчанин Юрий Иванов (имя и фамилия изменены. – Авт.), работающий водителем-экспедитором одного из российских предприятий, мчался в разгар ясного августовского дня по полупустой на тот момент автотрассе Р14 с превышением допустимой на данном участке скорости на 20 километров. Спешил, ничуть не заботясь о соблюдении дистанции между своим автопоездом и маячившей впереди легковушкой. Неудивительно, что из-за его беспечности случилась авария – передней правой частью кабины своего седельного тягача он совершил столкновение с задней левой частью кузова следовавшего впереди автомобиля Volkswagen Polo, в результате чего водителю легковушки были причинены тяжкие телесные повреждения по признаку опасности для жизни.

– Водитель грузовика свою вину категорически отрицает, несмотря на представленные суду неопровержимые доказательства. В действиях Юрия Иванова усматривается состав преступления, предусмотренный частью 2 статьи 317 Уголовного кодекса Республики Беларусь, по признаку нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого телесного повреждения. Юрий ранее не судим, хотя неоднократно привлекался к административной ответственности за нарушение ПДД, по месту жительства характеризуется удовлетворительно, по месту работы – положительно, имеет на иждивении двух малолетних детей. Все это суд учел, при вынесении приговора, – рассказывает заместитель начальника отдела по расследованию преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта следственного управления Андрей Горохов.

Здоровый, достаточно опытный дальнобойшик попал в передрягу, пожалуй, из-за халатности. Управляя автопоездом в составе тягача седельного марки Mercedes Асtros 1844 и полуприцепа, Юрий, мягко говоря, расслабился, не обращая особого внимания на дорожные знаки, предупреждающие об ограничении скорости, на маячащие впереди указатели о пересечении трассы с второстепенными дорогами. Ему в голову не приходило, что водитель сидящий за рулем шедшей впереди легковушки, может свернуть на одну из них или просто притормозить у обочины. Мчал, не обременяя себя заботами о безопасности других участников движения. Может, потому то ли внимания не обратил на сигнал о повороте налево Volkswagen, то ли из дерзкой самоуверенности в собственной безнаказанности заявлял следователям о том, что задние габариты легкового авто не включались вовсе. А ведь экспертизой и следственным экспериментом доказано обратное.

Мужчина откровенно старался запутать следствие, увиливая от ответов на четко поставленные вопросы, путаясь в показаниях, допуская заминки, которые для профессионала просто непозволительны. Он убежден, что превышение скорости не имело принципиального значения для случившегося столкновения машин, а линию дорожной разметки 1.1 он якобы пересек непосредственно в тот момент, когда, применив торможение, пытался избежать столкновения по крайней необходимости, возникшей вследствие спонтанных, непредсказуемых действий потерпевшей. Следственный эксперимент напрочь опроверг его измышления.

– Попытка поставить под сомнение свои показания, данные в ходе эксперимента обвиняемым, следствием расценивается как способ защиты и возможность избежать ответственности за совершенное преступление. Ознакомившись с заключением автотехнической экспертизы, в которой эксперт оценил его показания как недостоверные, мужчина решил поставить под сомнение свои же показания, чтобы в случае проведения повторного следственного эксперимента откорректировать их и «подогнать» под выводы эксперта для полной достоверности. Позиция допрашиваемого в данном случае вкупе с непризнанием им своей вины указывает на неискренность и лживость обвиняемого, который таким образом пытался уйти от уголовной ответственности за совершенное им дорожно-транспортное происшествие, – замечает следователь по особо важным делам следственного управления Павел Януть, в производстве которого находилось данное уголовное дело.

В корне разнится с показаниями рассказ потерпевшей, которая ехала в Новополоцк и собиралась ради сокращения пути повернуть на перекрестке налево. Приближаясь к нему, двигалась со скоростью 70 километров в час. Заблаговременно перед поворотом посмотрела в зеркала заднего вида и увидела, что позади нагоняет большегрузный автомобиль, причем мчит по ее полосе, не выезжая на встречную. Включила указатель левого поворота и, снизив скорость, приступила к маневру, будучи уверенной, что водитель грузовика видит и здраво оценивает ее действия. Женщина спокойно выехала на полосу встречного движения, осуществляя поворот налево, и тут почувствовала сильный удар в бок своей машины. Что было дальше, не помнит: потеряла сознание…

– Материалы уголовного дела неопровержимо доказывают, что в сложившейся дорожной ситуации обвиняемый превысил установленную скорость движения, приблизившись на небезопасную дистанцию к движущейся впереди иномарке, и в момент совершения ею маневра левого поворота на второстепенную дорогу собственными действиями поставил себя в ситуацию, в которой ему пришлось для предотвращения столкновения с легковушкой в торможении изменить направление движения влево, пересечь линию горизонтальной дорожной разметки 1.1 и выехать на встречную полосу, где он совершил столкновение. Фемида вынесла виновнику ДТП наказание в виде ограничения свободы на два года без направления в исправительное учреждение с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортных средств сроком на четыре года, – заключает следователь по особо важным делам управления процессуального контроля УСК по Витебской области Алексей Добровольский.

Так завершилась драма, разыгравшаяся на автомагистрали в отсутствие свидетелей. Только грамотные действия криминалистов и следователей способствовали торжеству справедливости. Все точки над «i» расставлены, и на скамью подсудимых попал истинный виновник трагедии. Увы, не всегда путь к истине бывает коротким и близким.

Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «ТБ»

Добавить комментарий