В последнее время усложнилась работа белорусских международных перевозчиков, которые осуществляют поставки продуктов питания в Российскую Федерацию. Россельхознадзор постоянно вносит в свои черные списки то одно, то другое белорусское предприятие сельхозпереработки. А с 12 апреля Россия стала запрещать уже не отдельную продукцию конкретных предприятий, а целые группы товаров. Первыми под запрет попали яблоки и груши. Еще раньше практически был перекрыт транзит через территорию санкционной продукции из Евросоюза, предназначенной для нужд предприятий Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Монголии…
– Этой проблеме уже пять лет. Введение в 2014 году запрета на ввоз в РФ некоторых категорий пищевых продуктов из стран ЕС нанесло ущерб многим перевозчикам, которые специализировались на таких заказах. Наша компания – одна из них. Каждая поездка через Россию с грузом из Западной Европы в Узбекистан, Туркменистан или Монголию – уникальная история. Я никогда заранее не знаю: доедет груз до потребителя или нет, – вздыхает директор УП «ВояжТрансЛогистик» Андрей Кравченко.
Предприятие «ВояжТрансЛогистик» базируется в Бешенковичах. Оно было создано еще в 1997 году, когда между странами Западной Европы и Россией не существовало серьезных разногласий. Компания развивалась, искала свои ниши на рынке международных автомобильных перевозок, покупала автомобили и рефрижераторы, обустраивала свою базу. После налаживания тесных прямых контактов с производителями мясных продуктов в Германии, Польше и странах Балтии, а также с их постоянными клиентами в Средней Азии стала специализироваться на поставках мясных продуктов глубокой заморозки. Уже более 7 лет рефрижераторы УП «ВояжТрансЛогистика» доставляют мясную продукцию в Среднюю Азию из Европы. В распоряжении компании – 12 единиц техники. В общей сложности там нашли себе работу 18 человек. Территория предприятия ухожена и соответствует европейским стандартам.
Для общего понимания ситуации предлагаем слегка углубиться в теорию. Как известно, указом Президента РФ № 560 от 06.08.2014 г. введены специальные экономические меры (санкции), которыми установлен запрет на осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются США, страны ЕС и ряд других государств, которые ввели санкции против РФ. При этом формально Правительством России запрет сформулирован таким образом, что распространяется на все товары из перечня независимо от заявленной таможенной процедуры и страны назначения. По данному основанию многие перевозчики в последние годы получили отказ во ввозе санкционных товаров в целях транзита через РФ и привлечены к административной ответственности.
С другой стороны, на практике таможенные посты зачастую допускают транзит «санкционных» товаров в другие страны. В данном контексте интересно обратить внимание на письмо Россельхознадзора № ФС-АС-3/22903 от 21.11.2014 г., в соответствии с которым перемещение растительной продукции, включенной в «санкционный» список, в третьи страны с 24.11.2014 г. должно осуществляться только через пункты пропуска на границе РФ. То есть, вводя такое ограничение, государственный орган исходит из изначальной правомерности транзита санкционных товаров.
В итоге начиная с 2014 года аналогичные ситуации трактуются российской таможней абсолютно по-разному, а для международных перевозчиков перевозка санкционных товаров транзитом через Россию превращается в «русскую рулетку».
– 10 января этого года нашу машину остановили в Себеже. Мы везли замороженные мясопродукты из Польши в Узбекистан. Подчеркиваю, наша компания не занимается серыми и черными схемами, которые, возможно, и существуют. Мы работаем по книжке МДП с прямыми поставщиками в Западной Европе и их потребителями в Средней Азии. Вначале российская таможня инкриминировала нам перевозку груза без документов. Потом оказалось, что все документы есть. Загнали машину на СВХ, произвели таможенный досмотр. Нарушений нет. У таможни вопросов не возникло. А Россельхознадзор уперся, ссылаясь на пресловутый указ № 560. Но в нем идет речь только об импорте товаров в Россию. Машину направили на стоянку и стали производить проверку, которая длилась два месяца. Я не знаю, что они там делали, но покупателя продукции в Узбекистане так и не нашли, хотя у меня лично имелось гарантийное письмо узбекского национального департамента, в котором четко говорилось, что поставка будет произведена именно этому получателю. Официальные письма от официальных органов Узбекистана о том, что данный товар едет к ним, в расчет в России не принимаются. Ну как так можно? Нас под конвоем таможенного СОБРа вывели на белорусскую территорию. И посоветовали объехать как-нибудь Россию. Но Россия большая. Объехать трудно. А при поставке грузов в Монголию почти невозможно. Мы снова поехали через Россию. И нам повезло, не остановили. Любопытно, что из России в страны Средней Азии наши машины всегда выпускают без проблем, тем самым также признавая факт законности транзита, – рассказывает Андрей Владимирович.
В Российской Федерации уже несколько дел, связанных с перемещением санкционной продукции, дошло до Верховного суда. Тот разъяснил, что положения указа № 391 не применяются в отношении товаров, ввезенных гражданами для личного пользования либо помещенных под процедуру таможенного транзита и перевозимых в третьи страны, при условии подлинности ветеринарных и фитосанитарных сопроводительных документов, соответствия их грузу, а также наличия у государственных контролирующих органов достаточных оснований полагать, что доставка товаров будет завершена в месте, расположенном за пределами территории РФ (пункт 2 указа). Таким образом, напоминает ВС РФ, указ президента содержит в себе определенные условия, при соблюдении которых последствия в виде уничтожения товаров не наступают:
• при перемещении ввезенных товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита и перевозимых в третьи страны;
• при условии подлинности ветеринарных и фитосанитарных сопроводительных документов;
• при соответствии таких документов грузу;
• при наличии у государственных контролирующих органов достаточных оснований полагать, что доставка товаров будет завершена в месте, расположенном за пределами территории РФ, в соответствии с условиями помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.
На первый взгляд, все просто. Ввоз санкционных товаров в РФ в целях транзита в рамках сделки между иностранными лицами не нарушает российское законодательство. Однако на практике такая перевозка продолжает представлять для перевозчиков определенный риск. Фактически на сегодняшний день решение о законности или незаконности такого ввоза принимается конкретными должностными лицами на конкретном таможенном посту.
– Сейчас две наши машины стоят на территории Витебской таможни, куда их вернули из России, – продолжает Андрей Кравченко. – Пытаемся как-то переоформить документы, чтобы доставить груз потребителю. Более того, сотрудники поста в Красной Горке, что в Смоленской области, требуют от нас возврата на внешнюю границу Евразийского союза. Сопровождают до границы Беларуси, а потом делают запись, что гарантом возврата на внешнюю границу будет конвой. Конвой вызываешь за свой счет. А мне надо ехать в Монголию. Зачем возвращаться в «Козловичи» или «Григоровщину»? Если сейчас машину останавливают с санкционным грузом в Красной Горке, то сразу ставят на платную стоянку. Въезд туда – 12 тысяч российских рублей и за каждый день – по две тысячи. Нам говорят: вы должны ехать через внешние границы РФ, а это таможенные пункты «Убылинка» и «Пыталово» на латвийско-российской границе и «Троебортное», что при въезде в Россию из Украины. Дескать, там разрешен ввоз санкционного товара. Пробовали, тоже не пускают. В Беларуси предлагают искать альтернативные маршруты. Где их искать? Мы поездили везде. Предлагают заняться другим видом перевозок. Легко предлагать, глядя в потолок. Мы нашли свою нишу на рынке…
Вопрос о транзите через территорию Российской Федерации санкционных товаров в Среднюю Азию поднимался и в ходе 24-й международной выставки транспортно-логистических услуг «ТрансРоссия». В частности, заместитель министра транспорта РФ Алексей Семенов заявил: «Мы планируем, что 1 июля 2019 года российские и международные перевозчики смогут осуществлять перевозку так называемых санкционных грузов через территорию РФ в третьи страны при условии использования электронных навигационных пломб». Он также добавил, что система будет работать в тестовом режиме с 1 июля до 31 декабря 2019 года: «В настоящее время мы прорабатываем соответствующие нормативно-правовые акты. Обсуждается форма запуска системы».
По словам Семенова, точные сроки запуска для всех транзитных перевозок на сегодняшний день определяются, в том числе при участии созданной при Минтрансе РФ рабочей группы с грузоперевозчиками. Возобновление транзита санкционных товаров, ввоз которых на сегодняшний день запрещен, увеличит транзитные перевозки по экспертным оценкам, на 40%, до уровня 2013 года. Это будет способствовать решению задач, поставленных комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры: развитию транспортного потенциала и росту объема экспорта транспортных услуг, а также является частью ведомственного проекта «Цифровой транспорт и логистика».
Как отметил чиновник, система прослеживаемости грузов не только обеспечивает реализацию функций государства, но и принесет дополнительную прибыль от использования транзитного потенциала. При этом она будет выгодна и грузоперевозчикам, и грузовладельцам с точки зрения мониторинга своих грузов.
– Этот вопрос обсуждается давно, – говорит Андрей Кравченко. – Я на Брестской таможне заявил, что стану первым, кто приобретет у них эти электронные пломбы. Думаю, реализовать данную идею технически несложно. К примеру, я и сейчас со своего смартфона могу видеть, где в настоящий момент находятся мои машины. Что мешает нечто подобное внедрить таможенникам? Дело скорее – в желании этим заниматься. Пять лет уже прошло. Хоть бы списки добросовестных транзитеров составляли…
Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»