Руль или рулетка? Русская…

От чего зависит безопасность дорожного движения? На мой взгляд, от уровня подготовки курсанта в автошколе и культуры вождения. Конечно, чем дольше водитель находится за рулем, тем больше его опыт.

По статистике УГАИ Могилевского облисполкома, с начала года в области было зарегистрировано 12 дорожно-транспортных происшествий, совершенных молодыми водителями со стажем до года. По их вине погибли два человека и 17 ранены. Водителями со стажем управления до двух лет было совершено 13 ДПТ, в которых один человек погиб и 15 ранены.

Руль или рулетка? Русская… Руль или рулетка? Русская… Руль или рулетка? Русская…

Вопросы качества подготовки водительских кадров и сегодня остаются весьма актуальными. Интенсивность движения на автомобильных дорогах значительно увеличилась, как и скорости, автомобили стали более маневренными. Управление транспортным средством в таких условиях требует от всех участников дорожного движения профессионализма, внимания и взаимовежливости.

Начинающие водители не обладают достаточным умением управления и опытом в распознавании подстерегающих их опасностей, а это в большинстве своем приводит к авариям.

Недавно прошла декада «Учебный автомобиль», в ходе которой сотрудники ГАИ области совместно с работниками отдела ОГТО УП «Белтех-
осмотр» провели 5 рейдов и проверили 16 учебных автомобилей. Особое внимание обращалось на организацию практической подготовки учащихся, выявление и пресечение правонарушений в сфере дорожного движения при подготовке водителей.

Специалист отдела ОГТО УП «Белтехосмотр» Евгений Любаев отметил:

– При осуществлении контроля за учебным процессом самое «уязвимое» место – мастер производственного обучения управлению механическим транспортным средством: проверяется около 15 наименований документации и требований к транспортному средству. Имеют место нарушения в оформлении учебной документации у мастеров, поэтому проверка учебного процесса только способствует укреплению производственной дисциплины, позволяет своевременно принять меры к устранению того или иного нарушения.

С какими знаниями и уровнем подготовки вчерашние курсанты выходят из учебных заведений на дороги общего пользования, рассказали в УГАИ Могилевского облисполкома.

Анализ сдачи квалификационных экзаменов кандидатами в водители, а также транспортная дисциплина и общий уровень аварийности по вине водителей со стажем управления механическим транспортным средством до двух лет указывают на то, что качество подготовки не обеспечивает должного уровня безопасности дорожного движения. Процент сдачи экзаменов на право управления автомобилем в ГАИ с первого раза свидетельствует о необходимости принятия дополнительных мер, направленных на повышение качества подготовки. За 10 месяцев текущего года не сдали в ГАИ с первого раза по Могилевской области 82,3% кандидатов в водители. Из них более трех тысяч не справились с теоретической частью экзамена и 3 тысячи – с вождением.

Увы, тех, кто сдает экзамен с первого раза, немного. По мнению Госавтоинспекции, истоки этой проблемы – в автошколе. Именно оттуда выходят курсанты, которые, только изучив ПДД, тут же их нарушают. Конечно, экзамен – это стресс. Ошибки неизбежны. Но общие цифры показывают: качество подготовки водителей «хромает». А ведь от навыков человека за рулем зависит жизнь не только его, но и окружающих людей.

Как сегодня на качественном уровне подготовить кандидата в водители и привить ему навыки безопасного управления транспортным средством? Об этом рассказала заместитель по учебно-производственной работе Могилевской объединенной организационной структуры ДОСААФ Оксана Харитонова:

– Дорога – место крайне опасное. Об этом предупреждаем будущих водителей еще на первом занятии в автошколе. Однако опасными дороги становятся не только из-за скорости и ошибок водителей, но и из-за агрессии, хамства и взаимного неуважения.

Не секрет, что основная задача любой автошколы – как крепкая теоретическая «подковка» курсанта перед сдачей им экзамена в ГАИ, так и привитие практических навыков вождения. Это позволят молодому водителю чувствовать себя уверенно за рулем транспортного средства не только на автодроме, но и в транспортном потоке, в том числе при возникновении нештатных ситуаций. Стандартный набор в подходах к учебному процессу зачастую не срабатывает, демонстрируя свою несостоятельность и неэффективность.

Несомненно, качественная и профессиональная подготовка на 90% зависит от автоучебной организации и только на 10% – от самих кандидатов в водители, которые приходят в автошколу уже сформировавшимися людьми.

Сегодня Могилевская объединенная организационная структура ДОСААФ имеет 11 сертификатов на подготовку и переподготовку водителей МТС категорий А, В, С, В и С, D, Е, ВЕ, СЕ, DЕ, водителей газобаллонных легковых и грузовых автомобилей. Совершенствуем материально-техническую базу: уложен асфальтобетон на автодроме, открыт новый класс на 20 компьютеров, приобретаем новые автомобили. Кстати, компьютеры оснащены новой программой, объединены одной сетью с головным. Преподаватель вносит фамилию учащегося в компьютер и может отслеживать результаты сдачи экзамена. Это позволит психологически подготовить кандидата в водители для сдачи экзамена в ГАИ.

Отдельно оборудован класс по медицинской подготовке, так как большинство летальных исходов в ДТП происходит из-за несвоевременного оказания первой доврачебной помощи. В нем имеются тренажер для проведения искусственного дыхания, плакаты и стенды, где наглядно демонстрируется порядок оказания медицинской помощи. Создан класс по подготовке водителей категории Е.

Завоевать расположение курсанта можно только хорошим отношением к выполнению своих обязанностей, высокой требовательностью и должной методикой проведения занятий. Для всех своих учеников мы создаем равные условия, практикуя в то же время индивидуальный подход к каждому.

Согласитесь, загруженность на работе и домашние дела не всегда позволяют курсантам заниматься по предлагаемой в автошколах стандартной схеме. Вот почему в стенах учебного заведения постарались построить курс обучения таким образом, чтобы дать им право подобрать наиболее удобный график занятий. Не получается днем – можно вечером. Если рабочие дни заняты, к вашим услугам – группы выходного дня.

Чтобы по максимуму уйти в ходе обучения от проблемных вопросов, все аспекты, связанные с заключением договора, оплатой, графиком очередности обучения вождению, порядком проведения экзаменов, продумываются заранее и до мелочей. Мастер, набирая группу, график занятий планирует на неделю вперед. Для достижения максимальной эффективности от каждого учебного часа преподаватели используют самый широкий и разнообразный арсенал средств и приемов: фильмы, видеоролики, макеты, схемы, логические цепочки, сводные таблицы.

Основным преимуществом в обучении учащихся является педагогический состав. Большую работу проводим с мастерами производственного обучения. В начале учебного года проходят занятия с водительским составом по программе обязательного 10-часового технического минимума, повышения профмастерства с последующим принятием зачетов. Кроме того, ежегодно на базе Могилевской ООС ДОСААФ проходят соревнования мастеров производственного обучения управлению механическим транспортным средством организаций ДОСААФ области. Ведь именно от мастеров УМТС зависят безопасность движения и качество подготовки будущих водителей.

Осуществляются предрейсовые медицинские осмотры и инструктажи. В последнюю пятницу месяца в школе проводится Единый день безопасности дорожного движения.

Сотрудники Госавтоинспекции Могилевского облисполкома – желанные гости в нашем учебном заведении. Налажено тесное взаимодействие с отделением агитации и пропаганды. Инспекторы рассказывают о нарушениях, связанных с проездами пешеходных переходов, выездами на встречную полосу, управлением транспортом в состоянии опьянения, ездой без ремней безопасности и в темное время суток, превышениями скоростного режима и несоблюдением дистанции. В качестве наглядных пособий каждому будущему водителю вручаются памятки об опасных ситуациях на дороге с перечнем основных нарушений ПДД, приводящих к авариям.

Помимо этого, курсанты автошколы посещают травматологическое отделение УЗ «Могилевская городская больница медицинской помощи», где им наглядно рассказывают и показывают, к каким тяжким последствиям может привести несоблюдение Правил дорожного движения.

На мой взгляд, руль – это игра жестко по правилам. Сел, пристегнулся – и правила начались. Дорога опасна сама по себе. Поэтому от водителя требуется стать на время вождения частью автомобиля и строго соблюдать ПДД, отключив все эмоции. За рулем можно спешить только в одно место. Не надо лихачить, стараться выглядеть лучше и опытнее. Молодому водителю необходимо взять за правило: не мешать. И важно помнить, что дорога – это просто дорога, а не война, или соревнование, или поединок, где можно кому-то что-то доказать. Ведь всех дома ждут дети, родители и любимые люди.

Вера ОБРАЗЦОВА, «ДТП»