Проверено: действительно профи

С 1 августа 2013 года в Беларуси функционирует автоматическая система платы за проезд по платным дорогам. Казалось бы, за три с половиной года перевозчики, как, собственно, и сами водители, уже должны были выучить специфику работы системы, а региональные отделы контроля на платных дорогах Транспортной инспекции как минимум поменять основное направление своей деятельности.

Но такого не произошло. Убедиться в этом мы смогли в регионе, куда, по идее, нарушители просто не должны доезжать. Речь идет о Минской области.

Выехав на дежурство со специалистами Минского регионального отдела контроля на платных дорогах филиала Транспортной инспекции по г. Минску и Минской области, мы убедились – нарушители есть, скучать Транспортной инспекции не приходится, а ее специалисты проходят проверки профмастерства. Причем внеплановые. На дороге. По инициативе самих водителей. Заранее договорившись о встрече, мы прибыли в отдел и сразу попали на инструктаж. Со специалистами беседовал заместитель начальника филиала Транспортной инспекции по городу Минску и Минской области Юрий Супранович.

Задав необходимые уточняющие вопросы, работники филиала отправились по рабочим местам. Нам же предстояло выехать в рейд.

По пути к служебному автомобилю инспекции мы воспользовались представившейся возможностью и задали несколько вопросов провожавшему нас Юрию Супрановичу.

– Юрий Степанович, автоматическая система оплаты за проезд действует на наших дорогах уже не первый год. Минская область находится подальше от границ Беларуси, нежели Брестская, Гомельская или Гродненская, где также работают региональные отделы Транспортной инспекции. Неужели на подъездах к столице еще можно встретить нарушителей правил проезда платных дорог?

– Можно. И, полагаю, сегодня вы сможете в этом убедиться. Бесспорно, наши коллеги из других отделов работают эффективно. Да и подавляющее большинство перевозчиков выполняет требования белорусского законодательства. Вместе с тем нарушители появляются в самых неожиданных местах.

Не является исключением и Минская область. Бывает так, что водитель изначально ехал по бесплатной дороге, а на подъезде к столице выехал на платную. Иной раз и счет пополняется несвоевременно. Ситуации складываются самые разные. Это дорога. Но если посмотреть на динамику выполнения требований по проезду платных дорог в целом, то она положительная – нарушителей стало значительно меньше.

Автоматическая система оплаты работает уже больше трех лет. Самым напряженным был первый год ее эксплуатации. В первые дни в распределительных пунктах водителям приходилось стоять в очередях, бортовых устройств на всех не хватало, случались и сбои в программном обеспечении.

Но ситуация быстро исправилась. И в силу вступил человеческий фактор, когда нежелание внимательно ознакомиться с предъявленными требованиями по проезду платных дорог брало верх над здравым смыслом. А ведь все так просто – как и в любой другой стране мира надо оплатить проезд или покинуть платную дорогу. Альтернативные маршруты проезда всегда есть.

– Как обстоит дело с нарушителями сегодня?

– По статистике, в начале эксплуатации система фиксировала до 3000 нарушений в сутки. В настоящее время их происходит около 100. Ежесуточное количество нарушений порядка оплаты проезда можно считать счетной погрешностью относительно общего количества проводимых транзакций.

– То есть система зарекомендовала себя в качестве надежного способа взыскания платы и фиксирования нарушений?

– Конечно. Но многое зависит от эффективности работы наших экипажей, их слаженности и мобильности. Я убежден, если ослабить контроль, количество нарушителей однозначно увеличится.

Не все водители соблюдают технологический порядок. Кто-то забывает устанавливать бортовые устройства, кто-то делает это умышленно, пытаясь сэкономить. Одни несвоевременно проверяют и пополняют счет, другие неправильно декларируют количество осей в транспортном средстве, от чего напрямую зависит размер оплаты.

Все это надо контролировать не на расстоянии, а визуально, читая документы и видя все несоответствия. Никто не сможет отследить эти нарушения, кроме компетентных специалистов.

– С 1 ноября этого года сеть платных дорог в Беларуси увеличилась еще на 101 километр…

– Да. Платными стали еще два отрезка дорог. Это 19 километров республиканской автомобильной дороги Р23 Минск – Микашевичи. Здесь платный участок довели до Слуцка. Второй – дорога от Бобруйска до Жлобина автодороги
М5/Е271 Минск – Гомель. Ее протяженность – 82 километра. Теперь сеть платных дорог Беларуси составляет 1614 километров, при этом порядка 620 – автодороги Минской области.

– Контроль за соблюдением требований порядка оплаты проезда по области возложен на ваш филиал. Но 620 километров – это, примерно, чуть меньше трети от общей протяженности белорусских платных дорог. Успеваете все контролировать?

– Благодаря установленному штатному расписанию и принятому графику работы специалистов филиала мы обеспечиваем контроль проезда платных дорог Минской области 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

В структуре филиала есть три подразделения. Они размещены с учетом расположения основных направлений платных автомагистралей области: в микрорайоне Шабаны и в связи с открытием нового платного участка на автодороге Р23 Минск – Микашевичи – в Слуцке.

В распоряжении филиала – 9 служебных автомобилей контроля VW Transporter, оснащенных специальными устройствами, обеспечивающими получение и обработку данных о пользователях платных дорог.

Существует несколько режимов, а иначе говоря сценариев проверки транспортных средств на предмет наличия нарушений за пользование платными дорогами. Мы можем получать необходимую информацию о транспортных средствах, проезжающих рядом с контрольным автомобилем, дистанционно, то есть с любой станции наблюдения за сбором оплаты, а также в ручном режиме, вводя в базу данных запрос по регистрационному знаку автомобиля.

– Кто чаще нарушает правила проезда платных дорог  : белорусы или иностранные граждане?

– Большую часть составляют владельцы иностранного транспорта. На белорусов приходится около 30% из общего числа нарушителей. Однако встречаются и наши водители, которые ошибочно полагают, что, имея белорусский паспорт, но управляя транспортным средством с иностранным регистрационным знаком, у них нет обязанности по оплате проезда по платным дорогам.

– Как информируются нарушители о необходимости внесения платы в увеличенном размере?

– Белорусам в течение одного-двух дней с момента фиксации системой нарушения Транспортная инспекция направляет письма с требованием внесения данной платы.

Пользователи платных дорог, являющиеся владельцами транспортных средств, незарегистрированных на территории Республики Беларусь, контролируются непосредственно на дорогах. В случае наличия сведений о нарушении порядка оплаты проезда по платным дорогам должностные лица Транспортной инспекции уполномочены останавливать транспортные средства и задерживать их. Так обеспечивается внесение платы в увеличенном размере.

– Контроль пользования платными дорогами сегодня уже не единственное направление деятельности Транспортной инспекции…

– Конечно. Наши функции значительно шире. Я предлагаю не обсуждать их, а понаблюдать за работой наших специалистов.

 

Минский региональный отдел контроля на платных дорогах филиала

Транспортной инспекции по г. Минску и Минской области

НАПОМИНАЕТ:

От платы за проезд по платным дорогам, входящим в систему BelToll, освобождены:

– транспортные средства, зарегистрированные на территории государств – членов ЕАЭС (Беларусь, Россия, Казахстан, Кыргызстан и Армения), с технически допустимой общей массой не более 3,5 тонны и буксируемые ими прицепы;

– мопеды и мотоциклы;

– колесные тракторы и самоходные машины, зарегистрированные на территории Республики Беларусь;

– транспортные средства, попадающие под действие Указа Президента Республики Беларусь от 10 августа 2015 года № 349 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь»;

– транспортные средства оперативного назначения *;

– транспортные средства, используемые в целях обеспечения обороноспособности и правопорядка *;

– маршрутные транспортные средства, осуществляющие городские перевозки пассажиров *;

– транспортные средства, используемые в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций или перевозок грузов гуманитарной помощи населению Республики Беларусь и других государств *.

* Владельцам данных транспортных средств в обязательном порядке необходимо обратиться в ГУ «Белавтострада» (220073, г. Минск, 4-й Загородный переулок, 58а) для заключения договора на пользование платной дорогой в режиме освобождения от платы за проезд.

 

Итак, мы оправляемся в путь.

Инструктаж у начальника отдела получен. Путевая документация оформлена. Техническое состояние транспортного средства проверено. Предрейсовый технический осмотр автомобиля и медицинское обследование водителей пройдены.

После успешного завершения этих ежедневных и обязательных мероприятий экипаж в составе ведущих специалистов Минского регионального отдела контроля на платных дорогах филиала Транспортной инспекции по г. Минску и Минской области Александра Яроцкого и Андрея Мамонова выезжает на трассу М1/Е30 Брест – Минск – граница РФ.

Напомним, инвестором автоматической системы, установленной на белорусских платных дорогах, выступила австрийская компания Kapsch TrafficCom AG, вложив в ее строительство и запуск 267 миллионов евро.

Большие деньги? Очень. Но ведь и прокатиться «зайцем» по платной дороге не получается.

Принцип работы системы прост: на каждый автомобиль заводится специальный счет, с которого и списывается плата за проезд. Счет необходимо заблаговременно пополнять. Чтобы плата своевременно списывалась, на лобовое стекло машины нужно прикрепить специальный датчик (бортовое устройство).

На платных участках дорог установлены так называемые порталы сбора оплаты – металлические арки, под которыми и проходит дорога. На арках – специальное оборудование, которое связывается с датчиком в машине. Когда она проезжает под порталом, со счета списывается определенная сумма.

Иными словами, владельцу транспортного средства необходимо выполнить несколько несложных действий: приобрести и правильно установить датчик, своевременно пополнить счет.

Еще одна сторона работы системы – контроль выполнения вышеперечисленного. Благодаря специальному оборудованию, установленному на служебных автомобилях ТИ, специалисты могут провести проверку любого транспортного средства: как движущего, так и стоящего.

При проезде каждой из уже упомянутых рамок идет автоматическое обновление данных – в базе отображаются и нарушители, и законопослушные пользователи автодороги. Если нарушения выявляются, то транспортное средство не сможет продолжить дальнейшее движение без внесения платы в увеличенном размере.

Выехав по намеченному маршруту, специалисты Транспортной инспекции незамедлительно начинают «изучать» окружающий транспорт.

В базе данных, отражающейся на установленных в автомобиле компьютерах, фиксируется все: от времени приобретения бортового устройства до регистрационных данных транспорта.

Заезжаем на стоянку для большегрузов. Антенны сканируют окружающее пространство – нарушителей нет.

Держим путь на трассу М1/Е30 Брест – Минск – граница РФ и останавливаемся. У нас уже перерыв на отдых? Не тут-то было…

Бортовой компьютер показывает: к нам приближается автомобиль, имеющий нарушения в оплате проезда по платным дорогам. Александр Яроцкий и Андрей Мамонов незамедлительно его останавливают.

Водитель удивленно смотрит по сторонам и даже не понимает сути претензий.

– Вот датчик, – недоумевает шофер, доставая бортовое устройство из кармана лежащей на сиденье куртки. – Я же только пополнил счет! Не могли же деньги так быстро закончиться!

Специалисты приглашают водителя в служебный автомобиль и показывают на экране компь-
ютера, где и когда система сформировала нарушение. Водитель даже не пытается отрицать проезд по данному отрезку дороги. Только теперь ему предстоит сделать нелегкий выбор: оплатить увеличенную плату на месте посредством терминала и банковской карточки, что даст возможность продолжить движение, или, перегнав автомобиль на стоянку, внести плату в банке.

Ответ водителя вполне предсказуем – хоть и согласен с тем, что неправильно закрепил датчик, но денег нет. Вместе с тем не очень устраивает и вариант с изначальным посещением стоянки. Как и положено в такой ситуации, нужен добрый совет перевозчика. Первые дебаты проходят в ускоренном порядке.

По возвращении в служебный автомобиль Транспортной инспекции у водителя уже новая версия произошедшего: «Деньги на счет я внес, а почему датчик не работает – не знаю, и это не моя проблема».

А что случилось с изначальным признанием о неправильно закрепленном датчике? Его же надо было зафиксировать на лобовом стекле автомобиля, а не хранить в кармане.

Специалисты вежливо зачитывают водителю требования по эксплуатации бортового устройства и вновь поясняют суть допущенного нарушения: неправильная эксплуатация привела к отсутствию платы за проезд. У водителя настало время второго разговора с перевозчиком. Затем третьего. Четвертого.

Александр Яроцкий и Андрей Мамонов терпеливо ждут и вновь, но уже более настойчиво, предлагают перегнать фуру на стоянку. Поняв, что без оплаты большегруз сможет продолжить движение только в сторону стоянки, на банковской карточке водителя случайным образом находится необходимая сумма.

Причитая о том, как отругал его перевозчик, водитель вносит оплату посредством терминала и уезжает, пройдя проверку соблюдения режима труда и отдыха без замечаний.

– С таким родом нарушений мы сталкиваемся достаточно часто, – комментирует ситуацию Александр Яроцкий. – Конечно, водителям не нравится, что из-за допущенных ими нарушений правил эксплуатации бортовых устройств приходится вносить увеличенную плату. Тем более в разы превышающую оплату проезда.

– Но давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны, – замечает Андрей Мамонов. – Что мешало прикрепить датчик правильно: невнимательность, спешка? Или желание уклониться от оплаты? Будем надеяться, что этот случай поможет водителю запомнить правила эксплуатации бортовых устройств.

– А если оно действительно неисправно? – сомневаемся мы.

– Можно проверить. Достаточно обратиться к оператору системы и предоставить всю необходимую информацию. На дороге убедиться в исправности датчика, к сожалению, возможности нет.

Далее работа специалистов вошла в обычное русло – контроль за соблюдением производителями транспортных работ и услуг законодательства в области транспортной деятельности.

Держа на постоянном контроле тему оплаты проезда, специалисты не забывают обращать внимание на соблюдение водителями режима труда и отдыха.

– Я часто езжу по белорусским дорогам, – замечает один из остановленных для проверки водитель Алеш из Чехии. – Не помню случая, чтобы я не встретил в пути контроль Транспортной инспекции. С одной стороны, отвлекают. Особенно это чувствуется, когда возвращаешься домой. Но с другой – это их работа. Выполняют они ее очень внимательно. Это правильно.

Разговор с гостем нашей страны прерывается очень неожиданно. Вежливо попрощавшись, мы незамедлительно выдвигаемся в путь: из Минска выехал грузовой автомобиль, на которого система сформировала уже второе нарушение оплаты проезда.

Первая мысль, мелькнувшая в головах журналистов: а где ж его найти? Но специалисты Транспортной инспекции, двигаясь точно по показаниям бортовых устройств, выходят на след нарушителя в считанные минуты. Догнать его труда не составляет – за рулем действительно настоящие профессионалы.

Далее, слушая диалог инспекторов и водителя, мы вновь слышим уже знакомую фразу:

– Какое нарушение? Я же оплатил проезд!

Уже совершенно другой водитель вновь достает бортовое устройство из своего кармана…

Вот так. Получается: для некоторых водителей более трех лет – это не срок, чтобы научиться пользоваться автоматической системой оплаты проезда.

Не стоит на месте и Транспортная инспекция. Проверки мастерства, которые случаются иной раз прямо на дороге, проходят на высоком профессиональном уровне.

Безупречный внешний вид, вежливость и корректность в общении, грамотность в выборе места остановки большегрузов и виртуозность вождения служебного транспорта на максимально допустимых скоростях во время преследования, требовательность в соблюдении белорусского законодательства и компетентность в объяснении прав и обязанностей нарушителя. Это далеко не полный перечень впечатлений, оставшихся у журналистов после участия в дежурстве специалистов Минского регионального отдела контроля на платных дорогах филиала Транспортной инспекции по г. Минску и Минской области.

Будем ждать новой встречи.

Елена ПЕТРОВА, «ДТП»