Правильно трудиться – по правилам!

По данным Всемирной организации здравоохранения, смертность от несчастных случаев в наше время занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Однако если от них умирают в основном люди старшего возраста, то от несчастных случаев гибнет преимущественно трудоспособное население. По статистике, у мужчин в возрасте от 15 до 36 лет наиболее распространенной причиной смерти является несчастный случай.

Можно с уверенностью утверждать: проблема снижения травматизма разного рода у нас в стране, как, впрочем, и во всем мире, чрезвычайно актуальна и заслуживает самого пристального внимания.

Действительно, обидно, когда из-за какой-то оплошности и невнимательности обрывается человеческая жизнь. И в большинстве случаев это происходит из-за пренебрежения правилами общественной безопасности, несоблюдения самим работником производственно-технологической дисциплины.

Непростительные ошибки, которые стоят жизни

По оперативным данным технической инспекции труда Белорусского профсоюза работников транспорта и коммуникаций, в 2017 году на предприятиях отрасли и в организациях, находящихся на профсоюзном учете в БелПрофТрансе, произошло 58 производственных несчастных случаев, в результате которых был травмирован 81 человек (четверо – смертельно, 37 получили травмы с тяжелыми последствиями).

Так, в структурных подразделениях Белорусской железной дороги произошло 16 случаев производственного травматизма с 18 потерпевшими, из которых один человек погиб, восемь получили травмы с тяжелым исходом. В организациях Департамента по авиации – четыре происшествия, три из них – с тяжелым исходом. На предприятиях автомобильного транспорта, подчиненных Минтрансу, зафиксировано два случая травматизма, оба – с тяжелым исходом. Один человек погиб, пятеро получили травмы с тяжелым исходом на транспортных предприятиях коммунальной собственности (всего 6 случаев травматизма). Однако наибольшее количество происшествий – 13 (на семь больше, чем в 2016 году) – произошло в холдинге «Белавтодор». Здесь же и самое большое количество потерпевших – 14 человек, один из которых погиб, шестеро получили травмы с тяжелым исходом. Травмированы на производстве и 13 работников автодоров, где произошло восемь случаев производственного травматизма. Четыре несчастных случая с четырьмя пострадавшими, один из которых погиб, а остальные тяжело травмированы, произошли в подразделениях облдорстроев республики.

Соотношение случаев производственного травматизма и количества потерпевших по подотраслям следующее: 39% случаев производственного травматизма зарегистрировано на предприятиях дорожного хозяйства; 26% – в организациях Белорусской железной дороги; 17% случаев – автомобильный транспорт, 7% – авиация и 11% – прочие организации. При этом были тяжело травмированы работники: дорожного хозяйства – 15% от всех пострадавших; 10% – Белорусской железной дороги, 7% – автомобильного транспорта и 3% – авиации. Со смертельным исходом произошло 4 несчастных случая, что на один больше, чем в 2016-м.

Если говорить о видах происшествий, то на первом месте (18 случаев) – падение потерпевших, на втором (17) – дорожно-транспортные происшествия. Столько же случаев травматизма произошло под воздействием движущихся, разлетающихся и вращающихся предметов. Причиной еще 13 стало состояние здоровья пострадавших, пяти происшествий – поражение электрическим током. Чаще других пострадавшими становились работники в возрасте от 31 до 60 лет.

К счастью, есть еще подотрасли, которые по итогам 2017 года порадовали отсутствием производственного травматизма, – это вод-ный транспорт и промышленный комплекс.

– Анализ материалов расследования происшествий показывает: каждый второй несчастный случай происходит по организационным причинам, обусловленным низким уровнем образования и профессиональной подготовки работника, отсутствием достаточного опыта и навыков в работе, пренебрежением требованиями безопасности, недисциплинированностью и безответственностью, – говорит главный технический инспектор труда БелПрофТранса Сергей СЕРЫЙ. – Работники получали травмы также по причинам, вызванным низким техническим уровнем или неисправностью оборудования, несоответствием технологий мировым стандартам, нарушением технологических процессов, неисправностью средств защиты и приспособлений.

В плену самонадеянности и небрежности.

ДТП: тревожный сигнал

Анализ случаев производственного травматизма и количества потерпевших свидетельствует, что больше всего нарушений допущено на предприятиях дорожной подотрасли республиканской и коммунальной форм собственности.

Большинство дорожных работ ведется при движущемся транспорте, что создает дополнительные трудности и увеличивает опасность травмирования людей. Неоднозначно обстоят дела и с культурой производства. Руководители нередко пренебрегают элементарными правилами безопасного труда – например, плохо ограждают и обустраивают места производства работ. Дорожный рабочий неожиданно выходит из-за ограждения и попадает под колеса автомобиля.

Травмы, как правило, во многом связаны с так называемым человеческим фактором и часто являются следствием неисполнения руководителями своих прямых обязанностей по обеспечению охраны труда работников. Такая обязанность предусмотрена законодательством (ст. 226 ТК РБ), и это знают все, но почему-то далеко не все выполняют.

Руководители нередко экономят на охране труда: сокращают в штате специалиста по ОТ или возлагают на него обязанности, не предусмотренные гражданско-правовым договором, экономят на приобретении средств индивидуальной защиты, поручают или возлагают на работника выполнение обязанностей, не предусмотренных гражданско-правовым договором – например, сторож – он же кочегар, диспетчер – он же истопник, водитель автомобиля – он же слесарь по ремонту автомобиля, слесарь по ремонту автомобиля – он же монтировщик шин и шинно-пневматических муфт, механик – он же инженер по безопасности дорожного движения, он же инженер по охране труда и т. п. Кроме того, экономят на проведении государственного технического осмотра транспортных средств, капитального ремонта оборудования, ограждении дорожных работ.

Да и сам работник нередко нарушает требования охраны труда: приступает к работе, например, на неисправном оборудовании, не думая о сохранении своей жизни и здоровья, не понимая, что его семье он нужен здоровым и живым. Ведь никакие деньги не заменят живого человека, а имея здоровье, всегда можно заработать на хлеб.

По словам главного технического инспектора труда БелПрофТранса Сергея Серого, за последние 10 лет значительно изменились технологии строительства автомобильных дорог, применяются новые материалы, техника, приспособления и оборудование. Однако действующие в республике Отраслевые правила по охране труда при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог, утвержденные постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 26 февраля 2008 года № 14, эти новшества не учитывают. Как не полностью учитывают и современные требования к безопасным условиям труда.

Это в первую очередь относится к организации безопасного места проведения работ в любое время года, установки направляющих и заграждающих устройств, современной световой сигнализации и других элементов для безопасного труда дорожных рабочих. Поэтому для создания здоровых и безопасных условий БелПрофТранс в соответствии с требованиями новых технологий инициирует разработку Межотраслевых правил по охране труда при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог.

Если проанализировать несчастные случаи на производстве по видам, то за последние два года в отрасли лидирует производственный травматизм (в том числе групповой) в результате дорожно-транспортных происшествий.

Возникает принципиально важный вопрос: почему люди, которым от рождения присущ инстинкт самосохранения, становятся виновниками своих же травм? Ведь если человек психически нормален, то не станет без повода рисковать своей жизнью. Такие случаи происходят либо по не зависящим от человека причинам, либо тогда, когда его побуждают к нарушению правил определенные обстоятельства.

– С учетом анализа производственного травматизма необходимо отметить, что несчастные случаи в результате дорожно-транспортных происшествий происходят в основном из-за нарушения Правил дорожного движения самими водителями, небрежного и самонадеянного поведения ими при управлении транспортным средством, – говорит Сергей Николаевич. – Также имеют место нарушения требований действующего законодательства со стороны должностных лиц организаций в части допуска водителей без прохождения инструктажа, стажировки и проверки знаний по вопросам охраны труда. Сегодня водителем автомобиля или автобуса может работать любой человек, имеющий удостоверение с соответствующей категорией. Ему доверяют транспорт, жизни пассажиров и пешеходов. Мало кого интересует, в каком моральном состоянии находится водитель, выезжающий на линию. Возможно, по своим психологическим особенностям он может управлять только личным транспортом, да и то со скоростью не более 60 километров в час. Однако на это в системе подготовки водителей внимания не обращают, психологических тестов курсанты не проходят.

В связи с этим хороший пример подают белорусские железнодорожники. Все принимаемые на работу машинисты локомотивов и их помощники в обязательном порядке проходят тесты у профессиональных психологов. Для этого в каждой организации созданы психологические службы, а заключение психолога иногда является основанием для отказа в принятии на работу в качестве машиниста или помощника машиниста локомотива. Пришло время и на предприятиях автотранспорта создать такие же службы.

Для проведения дальнейшей работы по предупреждению несчастных случаев на производстве в 2018 году при пересмотре системы управления охраной труда, например, на Белорусской железной дороге будут учтены принципы концепции «нулевой травматизм», разработанной Международной ассоциацией социального обеспечения. Документ предлагает семь золотых правил, реализация которых будет содействовать снижению показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Руководствуясь данной концепцией, работодатель сможет быстро оценить, какие из семи правил уже выполняются на предприятии, что можно усовершенствовать и следует ли принимать какие-либо корректирующие действия. Основная цель использования данных принципов на дороге – это работа с людьми для развития их личной внутренней ответственности за охрану труда на предприятии.

Профсоюз – союзник, защитник, помощник

В соответствии с планом работы Республиканского комитета Белорусского профсоюза работников транспорта и коммуникаций по проведению проверок и мониторингов по соблюдению законодательства об охране труда в 2017 году были проведены 323 проверки и 2002 мониторинга. Субъектам хозяйствования для устранения нарушений было выдано 313 представлений и 1667 рекомендаций. В ходе проверок выявлено 3865 нарушений, 12 665 – при мониторинге.

– При проведении проверок и мониторингов особое внимание обращалось на подготовку предприятий отрасли к работе в осенне-зимний период, обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, наличие и состояние санитарно-бытовых помещений, комнат приема пищи и их оснащение, а также на участие в проведении периодического контроля за соблюдением законодательства об охране труда общественных инспекторов по охране труда, – рассказывает Сергей Серый. – В 2017 году на предприятиях отрасли функции общественных инспекторов по охране труда выполняло 6918 человек. В ходе проводимых мониторингов ими выдано 4730 рекомендаций, выявлено 24 101 нарушение. Основное внимание технические и общественные инспекторы уделяли соблюдению требований по охране труда, недопущению роста несчастных случаев на производстве.

Так что же сообща должны делать наниматель, профком и работники, чтобы сохранить жизнь и здоровье людей? Несомненно, создать безопасные условия труда. Поэтому в коллективные договоры включены разделы по охране труда. Эти вопросы постоянно поднимаются и обсуждаются на заседаниях профсоюзных комитетов, собраниях трудовых коллективов предприятий отрасли, выносятся совместные решения. Но проблему состояния охраны труда нельзя решать наскоками. Это – повседневная, кропотливая работа, и ее необходимо активизировать.

Сегодня не во всех коллективных договорах в полном объеме отражены вопросы возмещения ущерба потерпевшим от несчастных случаев на производстве, как это изложено в пункте 51.22 Генерального тарифного соглашения Республики Беларусь на 2016–2018 годы и пункте 35.11 Тарифного соглашения между Министерством транспорта и БелПрофТрансом.

Свое отражение в договорах должны найти вопросы обучения общественных инспекторов по охране труда, создания условий для их планомерной работы и установления мер морального и материального поощрения, как это прописано в пункте 51.35 Генерального тарифного соглашения на 2016–2018 годы и пунктах 35.9 и 35.10 Тарифного соглашения между Министерством транспорта и коммуникаций и БелПрофТрансом на 2017–2018 годы. Общественный инспектор труда может стать настоящим помощником руководителя работ, способным своевременно сохранить жизнь и здоровье своим коллегам. Мы должны поднять авторитет работников службы охраны труда, придать ей статус одной из основных служб предприятия. А любой несчастный случай необходимо рассматривать как чрезвычайное происшествие.

Сегодня важно, чтобы функции контроля отождествлялись не только с профсоюзными проверками и мониторингами, работой инженеров по охране труда, а стали бы повседневной обязанностью общественных инспекторов, рабочих, всех специалистов и руководителей. Главное – дойти до каждого, донести до сознания работника, что его жизнь и здоровье – в его же руках. И это куда важнее финансовых показателей предприятия, а основа безопасности – в элементарном соблюдении требований охраны труда.

ДТП, ПРОИЗОШЕДШИЕ В 2017 ГОДУ НА ДОРОГАХ РЕСПУБЛИКИ И НА ТЕРРИТОРИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ БАЗ

3 января при въезде в Молодечно по пути следования на место производства работ объекта строительства «Электрификация направления Молодечно – Гудогай – госграница» произошло ДТП с участием транспортного средства ГАЗ-27057, управляемого работником УП «Белтрансавтоматика». В машине находилось четыре работника. В результате столкновения с другой машиной монтажник связи-спайщик по совмещению водитель автомобиля Е.В. Кондратьев погиб, электромонтажник С.А. Чешун и мастер участка Н.Д. Стародубцев получили травмы различной тяжести.

15 апреля был смертельно травмирован на территории ремонтной мастерской филиала «Автомобильный парк № 8» ОАО «Миноблавтотранс» водитель автомобиля А.М. Кудрук. Стоя на подножке автомобиля МАЗ-5516А5, который находился в помещении мастерской на смотровой яме, он начал производить запуск двигателя с помощью ключа зажигания. МАЗ, который в это время находился на скорости, тронулся с места и поехал в сторону ворот. Затем поднятым кузовом снес их, в результате чего ворота вместе с рамой и бетонным перекрытием над ними, а также кирпичи стены упали на автомобиль. При падении они сбили водителя с подножки, и тот оказался под машиной. Автомобиль продолжал движение, пока не уперся в кирпичную стену здания склада, расположенного напротив ремонтной мастерской, при этом задними левыми колесами проехал по телу водителя.

24 июля на автодороге М5 Минск – Гомель со стороны Осиповичей в направлении Бобруйска произошло ДТП с участием GAZ 2705 (автомобиль ДЭУ-72) под управлением Е.С. Сакуна и автомобиля MAN TGL 8.180 (принадлежит филиалу № 1 компании «Ромакс») под управлением
А.С. Борисевича. Водитель, начавший движение со скоростью около
5 км/ч, не выбрал безопасную дистанцию, проявил невнимательность, отвлекся на просмотр дорожной ситуации в боковые зеркала заднего вида, потерял контроль за дорожной ситуацией и совершил столкновение с автомобилем ДЭУ-72. В результате ДТП травмы различной степени тяжести получили трое дорожных рабочих.

20 октября при выполнении работ по укладке асфальта на открытой для движения автомобилей дороге в результате ДТП был смертельно травмирован дорожный рабочий филиала «ДРСУ № 192» КУП «Минскоблдорстрой» В.Э. Юшкевич.

31 октября, возвращаясь с места производства работ в Минске по автотрассе Р23, ГАЗ-САЗ 35071 государственный номер АЕ 4605-7 под управлением водителя В.В. Поташа остановился на обочине дороги между населенными пунктами Щитомиричи и Урожайная Минского района. В заднюю часть автомобиля въехала легковая машина Hyundai. Водитель В.В. Поташ получил ушиб грудной клетки и шеи и был доставлен в больницу скорой помощи, а водитель легковой машины и пассажир погибли.

5 декабря в 8.20 произошло ДТП с участием служебного автобуса РУП «Национальный аэропорт Минск» МАЗ-103562 и служебного автобуса «Сетра», арендуемого ОАО «Авиакомпания «Белавиа». В результате 11 человек получили травмы различной степени тяжести. Ведется специальное расследование.

23 декабря на объекте «Строительство автомобильной дороги М6 Минск – Гродно – граница Республики Польша» был смертельно травмирован В.В. Вороницкий 1976 г. р., бетонщик 3 разряда ДСУ № 16 ОАО «ДСТ № 3». Причина несчастного случая – наезд задним ходом автомобиля, принадлежащего ОАО «Бобруйск АТЭП».

Людмила КОПАТЬ, «ТБ»

Добавить комментарий