«Помирать собирайся, а жито сей!» – говорили наши мудрые предки. Твердой была вера их, а потому и дух несгибаемым. Вот и мы во время разбушевавшегося не на шутку коронавируса тоже понимаем, что если ничего не посеешь, то и убирать будет нечего.
В самой северной области Беларуси – Витебской – идет посевная кампания. По данным на 15 апреля, было посеяно около 45 процентов яровых зерновых и зернобобовых культур. Зерновой клин Витебской области в этом году составит 450 тыс. га, включая 213 тыс. га озимых зерновых и 75 тыс. га бобовых. Площадь крестоцветных займет 110 тыс. га (58 тыс. га озимых), под лен отведено 13 тыс. га, картофель – 2 тыс. га, кукурузу на силос – 90 тыс. га, овощи – почти 0,4 тыс. га.
Насколько по-хозяйски на предприятиях агропромышленного комплекса Витебщины подготовились к выходу техники в поле, безопасному участию в дорожном движении, проверяют рабочие группы из числа сотрудников подразделений органов внутренних дел. В одном из таких рейдов принял участие и наш корреспондент.
Первым делом путь лежал в производственный кооператив «Ольговское». Хозяйство большое по территории и упирается в городскую черту. Нас встретил заведующий ремонтными мастерскими отделения «Бабиничи» Дмитрий Изобов. Для него нынешняя посевная – седьмая в этом хозяйстве. И он знает: как подготовишься к ней, так ее и проведешь.
– Допуск сельскохозяйственной техники к участию в дорожном движении не будет разрешен без наличия на ней маячков оранжевого цвета и световозвращающих элементов, – обращает внимание старший госавтоинспектор ОГАИ Витебского РОВД Илья Войтов.
Его взгляд привлек одиноко стоящий прицеп для разбрасывания органических удобрений без опознавательных знаков.
Не прошло и минуты, как красные полоски обозначили габариты техники.
– Фликеры для транспорта закуплены, приобретены под потребность и проблесковые маячки оранжевого цвета, – заключил заведующий ремонтными мастерскими, подчеркнув, что перед выходом в поле каждая единица техники сдает экзамен на их наличие.
– В наших же интересах провести посевную без происшествий, – говорит Дмитрий Изобов.
В разговоре он вспомнил опыт прошлых лет, когда сотрудники ГАИ оказывали содействие в сопровождении крупногабаритной техники по дорогам общего пользования:
– Будем обращаться за помощью и сейчас.
– Не откажем, будьте уверены! – обещает сотрудник ГАИ.
Оперуполномоченный отделения по борьбе с экономическими преступлениями Витебского РОВД Дмитрий Колосенок интересуется состоянием специально отведенной площадки для хранения металлолома, объясняя это тем, что при проведении мониторинга в прошлом году она отсутствовала.
– Сегодня ситуация коренным образом изменилась. После того, как нами было указано на подобный недостаток, за дело принялись здесь безотлагательно. И сейчас просто поддерживают порядок, – резюмирует сотрудник ОБЭП.
Приняты дополнительные меры по технической укрепленности мехдвора. Сегодня в сельхозпредприятии подумывают об оснащении объекта камерами видеонаблюдения, что позволит не только предупредить мелкие хищения, но и не допустить нарушений трудовой и исполнительской дисциплины.
Стоит задуматься об этом и руководству ОАО «Возрождение».
А пока сторожа обеспечивают охрану объекта по всему периметру, уверяет главный инженер открытого акционерного общества Василий Богатко. Им доверено зорко следить и за недопущением посторонних в ремонтные боксы. Участковый инспектор милиции Витебского РОВД Дмитрий Рябов указывает на недостаточную укрепленность объекта.
Каждый из участников рабочей группы провел с присутствующими инструктаж. Правоохранители обозначили ряд мероприятий по предупреждению краж с объектов АПК, недопущению хищения минеральных удобрений, зерна, горюче-смазочных материалов, а также по обеспечению их надлежащей сохранности, исключению фактов разукомплектования сельскохозяйственной техники.
Филиал СХП «Мазоловогаз» – следующее хозяйство в маршруте. По пути замечаем мощный «Кировец». Старший госавтоинспектор Илья Войтов включил проблесковые маячки и подал знак об остановке. После проверки необходимых документов, в том числе и путевого листа, страж дорожного порядка предложил сопроводить крупногабаритную технику на базу.
– Для безопасности дорожного движения! – подчеркнул сотрудник ГАИ, напомнив механизатору о том, что необходимо обязательно оповещать других участников о своем присутствии на дорогах общего пользования ближним светом фар и включенным маячком оранжевого цвета. – Если впервые несоблюдение этих требований обернется замечанием, то в следующий раз – уже штрафом.
Базой оказался центр технического диагностирования, обслуживания, ремонта и хранения техники. В хозяйстве внедрены GPS-мониторинг транспорта и контроль расходования топлива. Заместитель директора по механизации Роман Хашковский в режиме реального времени знает, где находится каждый работник. В филиале СХП «Мазоловогаз» машинный двор – пример порядка.
В марте в сельскохозяйственных предприятиях Витебской области прошла кампания по проведению технического осмотра транспортных средств. Такой техосмотр проводится ежегодно накануне весенних полевых работ и включает несколько этапов. На первом этапе техосмотру подлежат тракторы и прицепы к ним. На втором этапе проверят кормоуборочные комбайны, на третьем – зерноуборочные. Комиссии в составе представителей райинспекций Гостехнадзора и ГАИ проэкзаменовали водителей автотранспорта всех субъектов хозяйствования в сельской местности.
– В «Мазоловогазе» всегда образцово-показательно подходят к вопросам государственного технического осмотра. И дело здесь не в деньгах. Руководители этого сельхозпредприятия понимают, что за техникой нужно следить, тогда и она даст отдачу, не возникнет проблем с Госавтоинспекцией, не будет нелепых происшествий, – поясняет Илья Войтов.
По большому счету присутствие сотрудника Госавтоинспекции при техническом осмотре транспортных средств сельхозпредприятий сводится к формальности – проверить водительские удостоверения, регистрацию, другие моменты… Инспекторы Гостехнадзора свое дело знают не хуже сотрудников ГАИ, они на этом поприще собаку съели. Здесь важен другой момент – психологический. Присутствие человека в погонах придает большее значение мероприятию, исключает чисто ведомственный подход. В Гостехнадзоре на районном уровне теоретически могут согласиться с руководством сельхозпредприятия, что «лысая» резина на колесах еще послужит, что лампочку заменить можно и позже, что световозвращающие элементы на ход техники влияния не оказывают. Сотрудники Госавтоинспекции таких вольностей не допускают. Безопасность превыше всего. К тому же они фиксируют технику, которая не прошла техосмотр и получила предписание об устранении недостатков, а после в ходе рейдов отслеживают, чтобы она не появлялась на дорогах.
Непозволительно, когда перед выездом в рейс водители не проходят медицинское освидетельствование, некоторые за руль садятся в нетрезвом состоянии и даже не имея права на управление транспортом. А ведь это – прямой путь к ДТП, человеческим жертвам. При выявлении таких фактов к нарушителям будут приниматься самые жесткие меры, в том числе к руководителям, лицам, ответственным за техническое состояние транспорта.
Когда за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии стали всех без исключения лишать водительских прав, отдельные трактористы числились в хозяйствах слесарями, а на деле их привлекают работать на тракторах. В Госавтоинспекции знают об этом и принимают жесткие меры. Руководители хозяйств, когда вскрываются такие факты, утверждают, что идет посевная, а других людей у них нет. В Госавтоинспекции не намерены смотреть на такие «художества».
Внезапные рейды-проверки в ходе посевной кампании не мешают работе, как некоторые утверждают, а показывают, как сельхозпредприятия на деле подготовились к этому ответственному мероприятию – устранили недочеты, выявленные в ходе плановых техосмотров, укомплектовали водительский состав, настроили механизаторов на безаварийную работу.
Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»