Попался – заработал «минус», или выживут сильнейшие

Декада «Учебный автомобиль»

С 20 по 30 октября УП «Белтехосмотр» совместно с Госавтоинспекцией проводило республиканскую декаду «Учебный автомобиль». В акции в Витебске участие в рейде принял корреспондент «ДТП».

По первому снегу!

По предварительной договоренности выезд был назначен на 7 часов утра. Кто мог заранее предположить, что как раз в эту ночь в Витебске выпадет первый снег? А он выпал. И заметно разгрузил улицы города от автомобилей.

Не исключено, что именно данное обстоятельство повлияло на то, что в городе в это утро просто не было видно автомобилей с буквой «У» на крыше.

– Когда резко меняются погодные и дорожные условия, не каждый опытный автолюбитель поедет на машине. Ко всему надо привыкнуть, – резюмирует старший инспектор ДПС ГАИ УВД Витебского облисполкома майор милиции Юрий Кужель. – Мы же говорим об учащихся. Им и в хорошую погоду сложно.

– Нет, скорее свою роль сыграло другое обстоятельство. О проведении в эти сроки декады «Учебный автомобиль» уже сообщили все СМИ, включая радиостанции, работающие в каждой машине. Те инструкторы по вождению, которые знают свои «грехи», в это время стараются в город не выезжать. Первый снег никак не должен отражаться на учебных планах, – говорит эксперт-аудитор ОГТО УП «Белтехосмотр» по Витебской области Павел Маркович.

Первым учебным автомобилем, который мы остановили, стал «ДЭУ-Нексия», принадлежащий Витебской автошколе ДОСААФ.

– План-конспект проводимого занятия имеется? – интересуется у мастера практического обучения Павел Маркович.

– Пожалуйста.

– Ваше свидетельство о повышении квалификации?

– Смотрите.

– А медицинская справка есть?

– Обязательно.

После этого мастер производственного обучения открывает багажник и предъявляет огнетушитель, аптечку, знак аварийной остановки. Павел Маркович попутно обращает внимание на то, что буква «У» на крыше автомобиля тоже светится. В общем, придраться не к чему. Все необходимые документы имеются, занятие проводится планово, все подписи стоят. Нам оставалось лишь пожелать мастеру производственного обучения счастливого пути.

Следующего учебного автомобиля пришлось ждать долго. Им оказалась машина, принадлежащая автошколе БОАМЛ. Тоже никакого криминала.

Кстати, в то утро, проехавшись по центральным улицам Витебска, мы встретили только учебные автомобили автошкол БОАМЛ и ДОСААФ.

– Сегодня их проверять нет большой нужды, – отмечает Павел Маркович. – Когда мы работаем, у многих мастеров производственного обучения других автошкол внезапно «ломаются» машины, и они предпочитают не выезжать в город. А автошколы БОАМЛ и ДОСААФ работают всегда. В этих организациях, надо отдать должное, дисциплина постоянно поддерживается на самом высоком уровне, а учебный процесс организован грамотными специалистами.

На автодромах

И мы отправились на автодром УО «Витебская ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины». Даже невооруженным взглядом было видно, что на автодроме все в порядке. Элементы выставлены строго с соблюдением стандарта, территория огорожена, машины соответствуют требованиям. Остались только положительные впечатления.

Попался – заработал «минус», или выживут сильнейшиеПопался – заработал «минус», или выживут сильнейшие Попался – заработал «минус», или выживут сильнейшие Попался – заработал «минус», или выживут сильнейшие Попался – заработал «минус», или выживут сильнейшие

В этой автошколе занимаются в основном студенты вуза, которые вместе с дипломом получают еще и водительское удостоверение. При интенсивном развитии сельского хозяйства специалисту трудно обходиться без навыков управления автомобилем.

Мы проверили автомобили «Лада-гранта» и «Лада-Приора», на которых обучались курсанты. Все соответствовали установленным требованиям. Пожелав инструкторам по вождению удачи, отправились в другой конец города, в район супермаркета «Корона», где расположен автодром ООО «Виттехавто».

Однако, прежде чем заехать на эту территорию, остановились на перекрестке. Сотрудники Госавтоинспекции проверяли соблюдение участниками дорожного движения требований ПДД, а Павел Маркович обратил внимание на странное оживление на автодроме. Явно заметив нас, оттуда выехал водитель на ГАЗ-3309. Мы поехали за ним.

– Покажите документы, – попросил Юрий Кужель.

– Нет у меня с собой никаких документов, – виновато ответил водитель. – Эта машина сломалась в районе автодрома, и меня попросили посмотреть, что с ней. Вот завел и пригнал к гаражу.

Вскоре после несложных манипуляций выяснилось, что автомобилем управлял мастер производственного обучения ООО «Виттехавто». Водительское удостоверение у него, как и другие документы, находилось в салоне личной машины. А ГАЗ-3309 не прошел в установленные сроки гостехосмотр. За что и был наказан мастер штрафом в размере одной базовой величины.

Правда, говорят, на этом автомобиле курсанты даже сдавали экзамены, но доказать сей факт не представлялось возможным. А слова к делу не пришьешь.

Кроме того, на выезде с автодрома остановили еще одну машину. И она тоже оказалась без гостехосмотра. Водитель утверждал, что обучением курсантов не занимался, находился в этом районе по другим делам, недавно покрасил машину и собирался в ближайшее время посетить диагностическую станцию. Думается, штраф в одну базовую величину ускорит этот процесс.

В автошколах – недобор

– В ходе этой декады мы старались чередовать рейдовые мероприятия: выезжали и утром, и вечером, – поясняет Павел Маркович. – Раньше работали только в первой половине дня. И часто наблюдали одну и ту же картину: с утра машины у мастеров «ломаются», а потом, ближе к вечеру, происходит чудо – все работают. В этот раз такие хитрости не проходили.

Сегодня автошколы Витебска испытывают серьезный недобор курсантов. Если раньше собирались группы по 30 человек, то теперь есть и по 5–10. В таких условиях, как пояснили знающие люди, если у мастера что-то не в порядке или с его машиной что-то не так, нет больших проблем отправить его в отпуск за свой счет или заставить просто стать на ремонт. Хозяева автошкол руководствуются принципом: лучше неделю потерять, чем один раз штраф заплатить.

Финансовое положение автошкол Витебска тоже далеко не радужное. Прошли времена, когда их руководители, почти ничего не вкладывая, получали значительные дивиденды. На счету – каждая копейка. А об акции «Учебный автомобиль» было объявлено заблаговременно. Думающим и современным людям сарафанное радио уже не надо. И отсутствие шквала всевозможных нарушений, к сожалению, не означает, что все в порядке. Просто многие занимают выжидательную позицию и предпочитают отсиживаться, дожидаясь окончания операции.

Всего в Витебской области сертификаты на оказание услуг по подготовке (переподготовке) водителей МТС есть у 65 организаций. Более 70% имеют сертификаты соответствия, выданные УП «Белтехосмотр». Замечаний и нареканий на деятельность автоучебных организаций в отдел ОГТО УП «Белтехосмотр» не поступало, за исключением одного обращения. Оно касалось нарушения в работе автошколы, но в результате инспекционной проверки не подтвердилось.

Ежемесячно отделом в Витебской области проверяются от трех до пяти организаций. Выявляются несоответствия – определяются сроки на устранение. Перепроверяется каждое нарушение, и после получения подтверждающего материала о его устранении об этом ставится отметка.

За последнее время серьезных нареканий к автошколам нет. Учебный процесс налажен на должном уровне.

Все понимают: вслед за сокращением числа курсантов и падением цен неизбежно последует и сокращение числа автошкол. Выживут сильнейшие. Попался – заработал себе «в карму» еще один минус. Рынок более жесток, чем проверяющие из ГАИ и УП «Белтехосмотр».

Зацепил

По иронии судьбы наш рейд завершился на диагностической станции в филиале «Автотранспортное предприятие № 5 г. Витебска» ОАО «Витебскоблавтотранс». Туда из Витебского трамвайно-троллейбусного управления буксировали с помощью «Урала» троллейбус для проверки тормозной системы. То ли водитель грузовика не рассчитал, то ли водитель в троллейбусе совершил неверное движение, но пассажирский транспорт слегка задел припаркованный на стоянке «Фольксваген-Пассат». Начались долгие разбирательства этого мелкого дорожно-транспортного происшествия…

Геннадий Закржевский, «ДТП»