Поощрение и наказание

Вот и закончилась очередная общереспубликанская декада «Гостехосмотр». И по ее итогам можно было бы сделать оптимистичный вывод: нарушителей, по крайней мере на дорогах Гомельской области, стало меньше. Если бы не некоторые но.

А но это заключается в том, что на дорогах стало меньше не столько нарушителей, сколько автотранспорта вообще. В этом-то, по мнению специалистов, и заключается основной секрет возросшей законопослушности наших граждан.

По данным статистики, примерно 12–14 процентов автотранспортных средств ездят по нашим дорогам без прохождения государственного технического осмотра. А некоторые не подвергались этой процедуре с момента появления до списания. В чем нам пришлось в очередной раз убедиться во время совместного рейда УП «Белтех
осмотр», филиала Транспортной инспекции по Гомельской области и ГАИ.

Казалось бы, сколько раз можно твердить одно и то же: государственный технический осмотр не прихоть, а условие безаварийной езды. В конце концов, требование закона! Тем не менее многие как физические, так и юридические лица его пытаются обойти. Всеми возможными, а порой и невозможными способами. Причем если способы эти на самом деле отличаются редкостным разнообразием, то причина, как правило, у всех одна – нет средств. Здесь имеются ввиду, естественно, в основном лица юридические.

Даже при значительно оскудевшем автопотоке за время проведения декады в Гомельской области было замечено 1050 автомобилей, не прошедших государственного технического осмотра. На лиц юридических составлено 52 протокола. Впереди, впрочем, сельхозпроизводители.

К чему приводит данная беспечность, пояснять никому не надо. Я не берусь утверждать, что за рулем каждого из таких автомобилей сидит потенциальный камикадзе, но что их большинство, так это точно. Хотя, как мы убедились, с гораздо большей готовностью чужой жизнью рискуют все же механики, выпускающие машины из гаража.

Справедливости ради стоит сказать, что в большинстве случаев отношения между механиками и водителями, мягко говоря, далеки от взаимопонимания. Как следовало из услышанного нами, главная задача одних – во что бы то ни стало отправить машину в рейс, других – вернуться из этого рейса как минимум живым. А еще лучше невредимым. Прямой конфликт интересов получается, не правда ли?

Один из водителей так и сказал: «Пожалуйста, выпишите штраф и все, что там еще можно. Я уже сам боюсь ездить на этом хламе. А меня все равно заставляют». А другой назвал номер еще одной машины своего предприятия, которая вскоре должна была проехать по этой же дороге. Тоже без государственного технического осмотра. И все они в один голос просили построже наказать своих механиков. Хотя бы рублем. При этом без утайки рассказывали, что творится в других организациях. Водители ведь особая каста. И довольно сплоченная, кстати.

Впрочем, наиболее ясный ответ на все заданные и не заданные вопросы дал пожилой водитель одного из сельхозпредприятий – наш старый знакомый:

– После прошлого раза я сказал руководителю, что больше не поеду, пока техосмотр не сделают. Так он мне ответил, чтобы в этом случае я писал заявление. Завтра, мол, на мое место сотня других найдется, и помоложе, и которые спорить не будут. Я и поехал. Сейчас работу потеряешь – потом где найдешь? Да и молоко-то везти надо…

Надо-то надо, кто ж спорит. Вот только недообследованный автомобиль однажды может сказать: «Довольно!» И потекут тогда все эти молочные реки по нашим дорогам. И хорошо еще если только молочные, а не кровавые. Потому как примеры дорожно-транспортных происшествий с участием технически неисправных авто один другого страшнее. Более того, они исключительно редко обходятся без жертв.

Ну да ладно, что есть, мы все и так прекрасно знаем. Кстати, тут хотелось бы обратить внимание на еще один, так сказать, побочный продукт проведенных проверок. Хотя и побочный, вот только к техосмотру непосредственное отношение все-таки имеющий.

Только за последние десять дней на территории области привлечено к административной ответственности 470 водителей, затонировавших стекла транспортных средств пленкой. Из них 160 – в Гомеле. И все это несмотря на то, что закон в этом вопросе исключительно конкретен. В Республике Беларусь разрешено эксплуатировать автомобили с пониженной степенью светопропускания стекол, имеющих маркировку, соответствующую международным требованиям, которая не повлияет на обеспечение безопасности дорожного движения. Данный автомобиль можно зарегистрировать в Госавтоинспекции в установленном законодательством порядке.

В соответствии с п. 194.12 Правил дорожного движения запрещено участие в движении транспортных средств, стекла которых имеют степень светопропускания менее 70 процентов – для ветрового и передних боковых стекол, 70 процентов – для других стекол, если на них не нанесена организацией (заводом-изготовителем) маркировка, содержащая одно из следующих сочетаний знаков: 43R, V; 43R, V-VI; AS3; 43R, V, AS3.

В случае же самостоятельного тонирования стекол транспортного средства водитель будет привлечен сотрудниками Госавтоинспекции к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.12 КоАП Республики Беларусь в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до базовой величины. В случае повторного данного нарушения ПДД в течение года водитель будет привлечен к административной ответственности по ч. 9 ст.18.12 КоАП Республики Беларусь в виде наложения штрафа в размере от 2 до 5 базовых величин.

Понятно, что такой автомобиль не пройдет техосмотра. Ведь современная диагностическая станция не прощает никаких, даже куда более невинных огрехов. Когда происходит то или иное дорожно-транспортное происшествие, сразу возникает вопрос: как и когда транспортное средство проходило гостехосмотр?

Сегодня в Гомельской области успешно работает 31 диагностическая станция. Следует сказать, что они соответствуют самым современным требованиям. На всех диагностических станциях области установлено оборудование ведущих производителей. Практически везде имеются комфортабельные помещения для приема и обслуживания заказчиков. Более того, для улучшения качества обслуживания авто-
владельцев по поручению Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь тут установлено видеонаблюдение. Это, безусловно, создает определенные удобства для автовладельцев. Вся процедура проходит быстро, качественно и при полном отсутствии очередей. Да и процент транспортных средств, допущенных к участию в дорожном движении, увеличился.

Так что лучше не пытаться хитрить – наказание будет быстрым и жестким. Впрочем, для граждан не только законопослушных, но и ответственных, тех, кто к прохождению государственного технического осмотра готовится заранее, а значит, и проходит его с первого раза, на этот раз было предусмотрено поощрение. Небольшое, но приятное. В виде торжественного поздравления и вручения календариков.

Надежда Тарасова-Гуль, «ДТП»