2 апреля суд Ушачского района огласил приговор по резонансному уголовному делу о смертельном ДТП с участием маршрутки и автопоезда. Водителю седельного тягача МАЗ, который принадлежал столичной строительной компании «АДС-2000», назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 6 лет с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением всеми видами транспортных средств, сроком на 5 лет, с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях поселения.
Роковая встреча
Это дорожно-транспортное происшествие потрясло всю страну. При встречном разъезде отвалом бульдозера, находившегося на трале МАЗа, словно лезвием ножа, срезало левую сторону салона маршрутки. Двое ее пассажиров погибли, водитель и еще три человека получили легкие телесные повреждения, у двух пассажиров они были тяжкими.
Напомним, утром 5 января прошлого года микроавтобус «Мерседес-Бенц-Спринтер», работающий под брендом диспетчерской «Полоцкий экспресс», выехал из Полоцка в Минск. В салоне находилось 15 пассажиров и водитель. В это время в столицу всегда направляется много людей: кто-то – в командировку, кто-то – пересесть в Минске на другой вид транспорта и отправиться дальше. Да и тем, кто едет просто в гости, всегда приятно иметь в запасе несколько лишних часов. В общем, все было обыденно, ничего не предвещало беды. И микроавтобус комфортный, и водитель трезвый. Но судьбой этому маршруту была уготована страшная участь.
Недалеко от деревни Пятницы Ушачского района приблизительно в 6 часов утра на автодороге Р46 Лепель – Полоцк – граница РФ пассажирский микроавтобус встретился с отвалом бульдозера.
Суд был долгим. Заседания проходили как в Ушачах, так и в Новополоцке, где проживает большинство пострадавших. Людям пошли навстречу. Поскольку они серьезно пострадали в этой истории, излишним было заставлять их ездить в Ушачи. Для них та поездка навсегда останется в памяти…
Очнулась, стоя на коленях
64-летняя пенсионерка Людмила Жибуренок ехала в Минск – в венгерское посольство.
– У меня артроз, и я хотела съездить на термальные источники в Венгрию полечить ноги. Но вместо этого получила еще и больные руки: в аварии сломала левую, а правую ударила, – рассказывала на суде женщина.
Она в деталях помнит тот роковой рейс:
– Маршрутка отправилась в 5 часов утра от кинотеатра «Минск» в Новополоцке. Водитель по пути делал несколько остановок – подбирал еще пассажиров. Машина шла ровно, без резких торможений. Я согрелась и задремала. Скорее всего, спала и моя соседка. И вдруг – мощный удар! Летят стекла, в салоне все трещит, рушится. Маршрутка едет ровно, а потом ее начинает крутить. Я схватилась за переднее сиденье. Потом на короткое время потеряла сознание. Очнулась, стоя на коленях в проходе микроавтобуса. Женщина, которая сидела рядом со мной, позже умерла в больнице. Пассажиры, находившиеся возле окна, тяжело пострадали.
Сама подняться я не могла. Мне помог молодой человек. Кто-то из мужчин сказал: «Спокойно, без паники, выходим на улицу все, кто может идти». Кто-то вызвал ГАИ и скорую. Вокруг суетились люди: все старались друг другу помочь. Тут я увидела искореженную маршрутку, ее срезанный бок, забрызганные кровью сиденья, обломки на дороге. В реальности она выглядела страшнее, чем на фото в интернете. В рядок на снегу лежали пострадавшие – 4 человека. Казалось, потеряю сознание. Но усилием воли как-то сдержала себя. Позвонила сыну, чтобы забрал меня.
По словам женщины, МАЗ с тягачом не были обозначены, а отвал бульдозера сильно выступал за пределы платформы.
Людмила Жибуренок говорит, что после перелома ее рука до конца не восстановилась.
– Мне трудно управляться по хозяйству. Сложнее обслуживать себя, даже прическу я сейчас делаю попроще. Качество жизни резко изменилось, стала малоподвижной, из-за этого увеличился вес. Видно, придется принимать дорогостоящие таблетки, а с моей пенсией это тяжело, – резюмировала женщина.
Жаль парня…
– Когда я очнулся, то понял, что одного борта у маршрутки уже нет. К счастью, сидел я несколько правее. Быстро пришел в себя, и с теми, кто остался цел, приступил к оказанию помощи пострадавшим. Мы помогали вытаскивать людей из машины, пока не приехала скорая. Нашли аптечку, делали перевязки. Люди были в очень тяжелом состоянии. И я думаю сейчас не о себе и не своих родственниках, а о родственниках того человека, который погиб. Это произошло в полуметре от меня, я тоже мог оказаться вместе с ним, – говорил пассажир злосчастного микроавтобуса Сергей Сунгурцев.
Погибший молодой человек – инженер-конструктор новополоцкого ОАО «Измеритель» 29-летний Дмитрий Глазков.
– Это не только трагедия для семьи, но и огромная потеря для завода, – сокрушался сразу после трагедии директор предприятия Юрий Решко. – Дмитрий, хоть и молодой, был ведущим конструктором. Сам уже учил молодежь, два года его портрет висел на Доске почета холдинга. Парень был по-настоящему предан работе, порой даже в ущерб личной жизни. Можно сказать, что он из трудовой династии – его мать тоже работала на «Измерителе». В Минск Дмитрий ехал на предприятие «Амкодор», на испытания нового трактора, системы управления которого произведены на нашем заводе.
– Я потерял не только единственного сына, но и друга, коллегу – мы оба технари, – с болью в голосе говорил на суде отец погибшего Юрий Глазков. – Накануне трагедии я зашел к сыну. Говорю ему: «Сынок, может, ты не поедешь маршруткой? Лучше на транспорте своего завода». Он: «Нет, папа, сроки поджимают». Купил билет на маршрутку и поехал 5 января на «Амкодор» – на запуск нового тяжелого трактора. Часов в 11 утра мне позвонили: «Дима погиб». Я не поверил и набрал сына. Никто не снял трубку… В материалах дела написано, что он скончался по дороге в больницу. Но мне кажется, что на месте ДТП. После аварии пацан лежал на дороге, в мороз, с такими страшными травмами…
Юрий Глазков заявил иск к ООО «АДС-2000» в размере 200 тысяч рублей за моральный вред. Кроме того, требует компенсировать более 2 тысяч рублей, которые ушли на похороны.
Не доехала к сыну
В аварии также серьезно пострадала 47-летняя предпринимательница Инна Морозова. Она умерла через 10 дней после аварии в реанимации. Женщина ехала к сыну на свидание в СИЗО. Антон сейчас находится в колонии. В злополучную маршрутку она села, чтобы отвезти ему передачу.
– Парень был сильно привязан к матери, он единственный сын. Женщина вырастила его одна. Когда он попал под стражу, мать во-
зила ему передачи, писала письма, оплачивала адвоката, морально поддерживала. Я общался с Антоном, для него это – неизгладимая душевная травма. Он считает себя виновным в смерти родного человека, ведь она везла ему продукты. У молодого человека не осталось никого из близких, кроме бабушки. А у нее после смерти единственной дочери ухудшилось здоровье, случился гипертонический криз, – сообщил представитель сына погибшей женщины.
20-летний студент ПГУ Егор Испинков тоже получил тяжелые телесные повреждения и после аварии год находился в академическом отпуске.
– Еще беспокоят боли при движении, например, если пройду километра два. Бывают и головные боли. По словам врача, что мне надо заменять левый тазобедренный сустав, – рассказал в суде молодой человек.
Ночной бульдозер
Бульдозер транспортировали из Минска в Полоцк – к месту строительства Полоцкой ГРЭС. Погрузку тяжелой техники осуществляла одна из минских фирм. Водитель выехал около 3 часов ночи, хотя перевозить крупногабаритный груз в темное время суток запрещено. Также он не имел разрешения на его транспортировку. МАЗ с тралом не был обозначен как крупногабаритное транспортное средство специальными опознавательными знаками, а также фонарями красного и белого цвета, проблесковыми маячками оранжевого цвета.
Можно ли было предотвратить эту трагедию? Вне всякого сомнения! Всего лишь требовалось соблюдать Правила дорожного движения в части перевозки негабаритных грузов. Эти правила, как известно, уже написаны кровью. Зачем добавлять еще горя и страдания людям? Руководители фирмы, отправлявшие бульдозер в Полоцк, хотели сэкономить, но финал этой истории наглядно показывает, каким боком выходит такая экономия.
Приговор
Как установлено судом, обвиняемый 47-летний минчанин Александр Хмель в ночь на 5 января 2017 года на закрепленном за ним автопоезде в составе седельного тягача МАЗ и полуприцепа осуществил погрузку бульдозера шириной 4,04 м в нарушение Инструкции о порядке участия в дорожном движении тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств. После случившегося мужчина оказался в статусе безработного и находился под подпиской о невыезде.
Суд выяснил, что водитель, следуя около 6 часов утра по автодороге Р46 Лепель – Полоцк – граница РФ вблизи деревни Пятницы Ушачского района Витебской области, не учитывая в пути следования особенности управляемого им ТКТС, в нарушение пункта 183 ПДД в условиях продолжающегося темного времени суток не обозначил выступающий за габариты автопоезда крупногабаритный груз соответствующими опознавательными знаками, при неработающих боковых габаритных огнях полуприцепа продолжил движение, частично занимая полосу встречного движения, чем нарушил пункт 3 ПДД.
В связи с этим обвиняемый создал опасность для движения водителю автомобиля «Мерседес-Бенц-Спринтер», ехавшему в прямом встречном направлении, который по указанным причинам в условиях темного времени суток был лишен объективной возможности заблаговременно обнаружить опасность для движения в виде двигающегося навстречу крупногабаритного транспортного средства, что привело к столкновению левого края отвала бульдозера с левой боковой частью автомобиля «Мерседес-Бенц-Спринтер».
Приговором суда обвиняемый признан виновным в нарушении Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством, повлекшим по неосторожности причинение менее тяжкого телесного повреждения, тяжкого телесного повреждения и смерть двух лиц,
На основании ч. 3 ст. 317 УК Республики Беларусь обвиняемому назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 6 лет с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением всеми видами транспортных средств, сроком на 5 лет, с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях поселения.
С нанимателя обвиняемого – общества с ограниченной ответственностью – взыскана денежная компенсация морального вреда и расходы на услуги представителей по оказанию юридической помощи по рассмотрению гражданских исков в пользу потерпевших.
Приговор в законную силу не вступил и может быть обжалован и опротестован в установленном законом порядке.
Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»