С начала текущего года на территории Гомельской области произошло шесть ДТП с участием мототранспорта, в которых два человека погибли и шесть были травмированы, один водитель мототранспортного средства находился в состоянии алкогольного опьянения. Анализ статистических данных дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что многие из них предсказуемы и большинство ДТП можно предотвратить.
Факторы, которые негативно влияют на безопасность и приводят к гибели:
— превышение скоростного режима;
— вождение в состоянии опьянения;
— управление мототехникой лицом, не имеющим права управления транспортным средством;
— управление мототехникой, не прошедшей государственный технический осмотр;
— игнорирование использования мото- и велошлемов.
Законы физики не отменить
23 марта в 16.15 в Брагинском районе 23-летний водитель мотоцикла «Днепр» на закруглении автодороги вправо не справился с управлением, в результате чего выехал на левую обочину, где совершил наезд на заборное ограждение. В результате происшествия мотоциклист получил телесные повреждения и был госпитализирован. Молодой водитель управлял транспортным средством, не имея права управления, будучи в состоянии опьянения и без мотошлема. Мотоцикл не прошел государственного технического осмотра, не было страхового свидетельства.
Страшная трагедия произошла 4 апреля. Так, 20-летний «бесправник» управлял мопедом «Хорс-052» по автодороге Калинковичи – Мозырь в направлении Мозыря. При опережении двигавшегося впереди грузового автомобиля МАЗ с прицепом он совершил наезд на двух пешеходов, идущих по обочине, после чего не справился с управлением и его отбросило под большегруз. В результате ДТП водитель мопеда и 15-летний пассажир погибли на месте происшествия. 32-летний пешеход получил телесные повреждения и был госпитализирован в больницу.
Без прав, но с амбициями
Как показывает статистика дорожно-транспортных происшествий, именно молодые люди садятся за руль мототранспорта, не имея права управления, переоценивая свои теоретические знания Правил дорожного движения и не обладая практическими навыками вождения.
Напомним, что в 2011 году были внесены изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь «О дорожном движении». В настоящее время для управления мопедами и скутерами наличие водительского удостоверения обязательно.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.19 КоАП Республики Беларусь граждане, управляющие транспортным средством, не имея права управления этим средством, а равно передавшие управление транспортным средством лицу, не имеющему права управления, будут привлечены к административной ответственности в виде наложения штрафа от 5 до 20 базовых величин. В случае повторного управления транспортным средством в течение года без водительского удостоверения штраф составит от 20 до 50 базовых величин.
Уже с начала весны в профилактику дорожно-транспортного травматизма с участием мотовелотранспорта наравне с сотрудниками Госавтоинспекции включились и службы милиции общественной безопасности, которые проводят широкомасштабную, массированную профилактическую и разъяснительную работу среди мотоциклистов, скутеристов и велосипедистов.
В рамках профилактических мероприятий проводятся ежедневные отработки административных участков путем сплошной проверки лиц, управляющих мототранспортом. При этом сотрудники милиции сверяют соответствие регистрационных номерных знаков, идентификационных номеров с данными технических паспортов, проверяют имеющиеся номера с данными базы похищенного автотранспорта; отрабатывают гаражные массивы, места массового отдыха молодежи (клубы, дискотеки, увеселительные заведения, зоны отдыха и др.). При выявлении и задержании мотоциклов без технических паспортов на них либо с вызывающими сомнения в их подлинности, с видоизмененными идентификационными данными, а также переоборудованных без соответствующего разрешения, мототехника доставляется на штрафные площадки.
Кроме того, за некоторые нарушения Правил дорожного движения сотрудник Госавтоинспекции вправе производить задержание и принудительную отбуксировку мототранспорта, а также доставить его на охраняемую стоянку. Во-первых, когда мототранспортом управлял «бесправник» либо водитель в состоянии алкогольного опьянения. Во-вторых, на транспортное средство может быть наложен арест в случае, когда этого требует административный процесс. Оно возвращается владельцу после оплаты штрафа.
Вело- и мотошлемы – единственный и эффективный способ снижения тяжести травм головы и смертей при дорожно-транспортных происшествиях с участием двухколесного транспорта. Они уменьшают риск и тяжесть травм примерно на 70%.
Опасности, которые могут подстерегать на дороге мотоциклистов и скутеристов:
На перекрестке:
Когда водитель встречного транспорта, поворачивающего налево, воспринимает мототранспорт с меньшим почтением, чем, например, грузовик, выезжает на перекресток и не пропускает, хотя по правилам обязан пропустить скутер.
У края проезжей части:
Больше всего аварий со скутером происходит около тротуаров, когда водитель автомобиля подрезает его. Ближний свет фар привлечет внимание водителей автомобилей.
Если возникло малейшее сомнение в исправности мотоцикла, откажитесь от поездки. Обдуманно пользуйтесь его скоростными возможностями.
Учитесь разгонять, тормозить, вести мотоцикл с учетом дорожных и погодных условий.
Даже на самой глухой дороге будьте осторожными: здесь может неожиданно появиться другой участник дорожного движения.
Семь заповедей
1. На дороге уважайте друг друга!
2. Соблюдайте Правила дорожного движения!
3. Велосипедисты, следите за техническим состоянием велосипеда!
Помните, что ПДД требуют наличия не только желтых катафотов на педалях, белого катафота спереди и красного на заднем щитке колеса, но и светящихся фонарей в темное время суток.
4. Велосипедисты, будьте заметными, защитите себя!
В темное время суток используйте жилет повышенной видимости со световозвращающими элементами либо световозвращающие полоски на одежде. Шлем в случае падения защитит вас от травмы головы.
5. Велосипедисты, соблюдайте правила движения двухколесных транспортных средств!
Используйте специально отведенные для велосипедистов места на дорогах: обочину, тротуар, пешеходную и велодорожку. Если указанные элементы дороги отсутствуют, то двигайтесь не далее одного метра от ее правого края.
6. Автомобилисты, соизмеряйте вашу скорость со скоростью потока транспортных средств!
Выбирайте ее в зависимости от погодных условий, а также правильно определяйте безопасную дистанцию и боковой интервал.
7. Автомобилисты, соблюдайте безопасный боковой интервал при обгоне велосипедистов.
Прежде чем разъехаться с велосипедистом, особенно в темное время суток либо в условиях недостаточной видимости, обеспечьте безопасный боковой интервал.
Уважаемые участники дорожного движения! Помните, что дорога требует от вас внимания, вежливости, ответственности и безукоснительного соблюдения Правил дорожного движения!
УГАИ УВД Гомельского облисполкома